«Последняя дуэль» провалилась в прокате. Это конец авторских блокбастеров?

Обсудить0

С 2020 года идут разговоры о том, что студиям больше невыгодно снимать крупнобюджетные фильмы. «Последняя дуэль» Ридли Скотта при затратах в 100 млн долларов не собрала даже 30 миллионов в мировом прокате. Разбираемся в том, что западная пресса пишет о будущем блокбастеров.

Что сейчас происходит с индустрией?

С начала пандемии голливудские студии теряют деньги из-за закрытия кинотеатров, приостановленных съемок и отложенных премьер. Кроме того, китайский прокатный рынок, всегда приносивший американским продюсерам большую выручку, все менее охотно закупает зарубежные картины, поскольку местная публика больше интересуется национальным кино. Например, в КНР не вышла марвеловская «Черная Вдова», а диснеевский мультфильм «Райя и последний дракон» собрал в прокате всего лишь 8,4 млн долларов — это очень мало для Китая. Тем временем европейские и американские зрители (особенно среднего и старшего возраста) не готовы массово возвращаться в кинотеатры. Они все еще боятся заразиться ковидом и вдобавок за время локдауна привыкли к домашнему просмотру через стриминги.

В этих условиях тентполы перестали приносить прибыль. Даже новая часть бондианы «Не время умирать» оказалась убыточной, хотя и заработала 734 млн долларов, став самой кассовой голливудской премьерой с начала пандемии, и привлекла старшую аудиторию (36% зрителей — люди старше 45 лет; это самый высокий показатель за последние два года). По подсчетам Variety, на производство шпионского триллера ушло 250 миллионов, 100 миллионов на продвижение, еще примерно столько же — на маркетинг во время простоя и переносов. Чтобы окупиться, фильм должен собрать примерно 900 млн долларов.

А если выпускать фильм одновременно в кино и на онлайн-платформах, это поможет?

«Чудо-женщина: 1984»

Вряд ли, хотя подобные попытки уже были. Осенью 2020 года «Довод» Кристофера Нолана собрал в мировом прокате скромные 363 млн долларов (для сравнения: кассовые сборы «Дюнкерка» — 525 млн долларов, а «Интерстеллара» — 677 миллионов). После этого студия Warner Bros. объявила, что выпустит ленту «Чудо-женщина: 1984» одновременно и в кинотеатрах, и на своем стриминге HBO Max. В декабре компания решила делать то же со всеми своими премьерами, запланированными на 2021 год. В том числе с «Дюной», «Матрицей» и «Годзилла против Конга».

Несмотря на скромный бокс-офис (166 млн долларов), сиквел «Чудо-женщины» привлек 17,2 миллиона новых подписчиков на HBO Max. «Годзилла», в свою очередь, помимо прироста подписчиков, собрал в прокате весомые 467 млн долларов.

Значит, блокбастеры вымирают?

Нет, но, скорее всего, студии начнут больше работать на стриминги. В начале 2020 года, вскоре после введения локдауна, компания Universal решила не откладывать премьеру мультфильма «Тролли. Мировой тур» и выложить его сразу на онлайн-платформы. По информации WSJ, за три недели сиквел принес своим создателям больше денег, чем первая часть за пять месяцев кинотеатрального проката, — примерно 100 млн долларов. Кроме того, осенью 2020 года Paramount Pictures продала «Суд над чикагской семеркой» сервису Netflix, а «Поездку в Америку 2» — платформе Amazon. Вдобавок этим летом продакшен-компания Стивена Спилберга Amblin подписала контракт с Netflix на две картины в год (хотя режиссер всегда был сторонником широкоэкранного формата и высказывался против интернет-конкурентов).

«Мандалорец»

Тем временем компании, владеющие своими стримингами, делают упор на сетевой контент (во многом потому, что ему не грозят никакие переносы). К примеру, Disney планирует в ближайшие годы выпустить пять сериалов, основанных на вселенной «Звездных войн», и лишь три полнометражных фильма. Отчасти тут сказалась популярность «Мандалорца», пока что самого успешного проекта Disney+, а также слабые сборы «Хана Соло» и низкие оценки картины «Звездные войны: Скайуокер. Восход».

Стриминги тоже могут начать поставлять свой контент кинотеатрам, перед тем как добавлять его в свои библиотеки. В 2019-м Netflix уже пытался так сделать с «Историей о супружестве» Ноа Баумбака и «Ирландцем» Мартина Скорсезе, но многие сети кинотеатров США и Европы отказались от такой сделки, поскольку сервис настаивал на коротком кинопрокатном окне в 17 дней (обычно срок составлял 75–90 дней). Впрочем, это не помешало фильму стать самым успешным офлайн-релизом за всю историю Netflix.

Так блокбастеры будут показывать в кино?

Да, но в ближайшее время с уменьшенным прокатным окном. Летом 2020 года крупнейшая в мире кинотеатральная сеть AMC подписала с Universal беспрецедентный договор. По нему студия имела право выпускать фильм в сети спустя 17 дней после офлайн-премьеры. Чуть позднее студия заключила похожие соглашения с киносетями Cinemark (третья по величине в США) и Cineplex (крупнейшая в Канаде), добавив условие: если бокс-офис превышает 50 млн долларов в первые три недели, окно увеличивается до 31 дня.

Впрочем, прокатное окно может увеличиться, как только пандемия начнет отступать. Например, августе 2021-го AMC договорилась с Warner Bros. о прокатном окне в 45 дней для премьер 2022 года. Продюсеры заинтересованы в больших экранах, поскольку кинотеатры для них до сих пор важный рынок сбыта. А с сокращенным окном блокбастеры собирают меньшие кассы, вдобавок из-за пандемии уменьшается количество кинотеатров. В России, например, во время локдауна навсегда закрылось 15% кинозалов. По опросам владельцев киносетей, люди с радостью вернутся к большим экранам, как только пандемия окажется позади. Кроме того, исполнительный директор корпорации IMAX Ричард Гельфонд заявил, что количество посетителей IMAX-залов, если брать осень 2021 года, достигло и даже превысило допандемийные показатели.

А что изменится?

Возможно, полностью закончатся оригинальные истории. Провал «Последней дуэли» Ридли Скотта объяснить легко. Студийные боссы всегда тяготели к тому, чтобы их тентполы основывались на популярных романах, аттракционах, ТВ-шоу, видеоиграх или комиксах. Так привлекается фан-база уже имеющейся франшизы (вдобавок с такими фильмами можно заработать на игрушках, футболках и другом мерче). «Последняя дуэль» основана на нон-фикшене и не подпадает под эти критерии. По всей видимости, основная ставка была сделана на звездный каст и громкое режиссерское имя. Но в новых обстоятельствах они уже не способны привлечь широкую аудиторию в кинотеатры.

Журналисты Variety предполагают, что готовящийся проект Кристофера Нолана об американском физике-ядерщике Роберте Оппенгеймере может стать последним тентполом, основанным на оригинальной истории. Как и в случае с «Последней дуэлью», историческую драму о создании бомбы сложно будет продолжить в сиквелах и поддержать продажами сопутствующих товаров. Аналитики подсчитали, что фильму стоимостью 100 млн долларов, который планирует еще сотню потратить на маркетинг и гарантирует режиссеру проценты от кассовых сборов, нужно набрать около 400 миллионов в мировом прокате, чтобы выйти в ноль. При этих условиях контракта с Universal Нолан запросил расширенное окно в 90–120 дней. Если фильм окупится, то оригинальные блокбастеры еще будут иметь шансы на финансирование.

Кинопоиск в Telegram

Мгновенные киноновости в нашем Telegram, быстрее только Флэш

Нашли ошибку?
Выделите нужный фрагмент текста (не более 3000 символов) и нажмите:
Принц и сын бунтаря пытаются занять свое место в жестоком мире. Начало фэнтези-саги по бестселлерам Веры Камши
В главных ролях:Анар Халилов, Денис Нурулин, Павел Крайнов, Юрий Чурсин, Сергей Горошко, Сергей Гилев, Валентина Ляпина
Режиссер:Евгений Невский
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

6 лучших трейлеров недели: Тома Холланда сбивает машина, а Джозеф Гордон-Левитт строит бизнес

6 лучших трейлеров недели: Тома Холланда сбивает машина, а Джозеф Гордон-Левитт строит бизнес

Вчера2
10 фильмов и сериалов о холокосте, изменивших историю кино

10 фильмов и сериалов о холокосте, изменивших историю кино

27 января
Почему «Лакричная пицца» не то, чем она кажется
Мнение

Почему «Лакричная пицца» не то, чем она кажется

26 января35
Netflix отчитался за 2021 год и раскрыл планы на 2022-й. Самое важное

Netflix отчитался за 2021 год и раскрыл планы на 2022-й. Самое важное

25 января9

Главное сегодня

Объявили лауреатов «Золотого орла». Главный приз получили «Серебряные коньки»

Вчера10
Объявили лауреатов «Золотого орла». Главный приз получили «Серебряные коньки»
«Сандэнс» почти закончился! Мы выбрали 10 интересных фильмов оттуда по версии критиков

«Сандэнс» почти закончился! Мы выбрали 10 интересных фильмов оттуда по версии критиков

Вчера10
В сериале Netflix про шпионов снялась россиянка Стася Милославская. Мы с ней поговорили

В сериале Netflix про шпионов снялась россиянка Стася Милославская. Мы с ней поговорили

Вчера6
«Почка»: сериал, который покушается на негласные табу, не нарушая их
Мнение

«Почка»: сериал, который покушается на негласные табу, не нарушая их

Вчера9
Что смотреть дома: 2-й сезон «Засланца из космоса», «Энканто», спин-офф «Ледникового периода»
Выбор редакции

Что смотреть дома: 2-й сезон «Засланца из космоса», «Энканто», спин-офф «Ледникового периода»

Вчера3
6 лучших трейлеров недели: Тома Холланда сбивает машина, а Джозеф Гордон-Левитт строит бизнес

6 лучших трейлеров недели: Тома Холланда сбивает машина, а Джозеф Гордон-Левитт строит бизнес

Вчера2
Почему «Энканто» должен получить «Оскар»
Мнение

Почему «Энканто» должен получить «Оскар»

27 января30
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт