В 2021 году российское кино переживает фестивальный бум. Что об этом говорят наши продюсеры и консультант Канн?

Обсудить0

В этом году наше кино вошло в программы практически всех главных кинофестивалей Европы. Российско-финский роуд-муви «Купе номер 6» и «Петровых в гриппе» Кирилла Серебренникова отобрали в основной конкурс Канн, в параллельной программе «Особый взгляд» показали «Разжимая кулаки» Киры Коваленко (картина получила Гран-при) и «Дело» Алексея Германа-младшего.

В программу Венецианского фестиваля попали две российские картины: в основной конкурс — «Капитан Волконогов бежал» Наташи Меркуловой и Алексея Чупова, в программу Orizzonti Extra — «Мама, я дома» Владимира Битокова, ученика Александра Сокурова. Гости Лидо также могли увидеть документальный фильм Насти Коркии «ГЭС-2» и ленту Екатерины Селенкиной «Обходные пути» (последней присудили спецприз для молодых женщин-режиссеров в программе «Неделя критики»).

Помимо этого, «Герду» Натальи Кудряшовой и «Медею» Александра Зельдовича показали в Локарно, «Нину» Оксаны Бычковой и «Ничью» Лены Ланских — в Сан-Себастьяне, а «Нуучча» Владимира Мункуева — в Карловых Варах. В российском кино в этом году определенно случился бум, часть которого помимо успехов на мировых стримингах — востребованность отечественных фильмов на зарубежных фестивалях. КиноПоиск спросил у специалистов из киноиндустрии, с чем они это связывают.

Александр Роднянский

Продюсер фильмов «Мама, я дома» и «Разжимая кулаки», один из кураторов КиноПоиска

Я участвую в фестивальной жизни почти 30 лет и не припоминаю, чтобы в один год в Каннах, Венеции, Локарно и Сан-Себастьяне было представлено сразу по несколько российских картин. На мой взгляд, такой беспрецедентный успех можно объяснить тремя факторами.

Во-первых, выросло не только техническое, но и содержательное качество российского авторского кино. Оно старается отвечать запросам сегодняшней аудитории и отражать современные события, стрессы и проблемы. Эти запросы оказываются универсальными и волнуют аудиторию за пределами страны. Важно и то, что продюсеры стали лучше позиционировать и продвигать фильмы.

Во-вторых, выросло новое поколение авторов — свободных молодых людей, которые говорят на языке, значительно более близком международной аудитории. Они выросли на международном кино и книгах, и их волнуют те же вопросы, что и их сверстников из других стран.

В-третьих, в мире появился интерес к России в силу геополитического напряжения, большого количества конфликтов и сложностей. Иностранцы хотят понять, что такое Россия и что у нас происходит.

В последние годы мы наблюдали стремительный рост и формирование структурного подхода у источников финансирования авторского кино в России. Безусловно, министерство культуры поддерживает львиную долю независимого и авторского кинематографа. Создание частного профильного фонда «Кинопрайм» тоже стало глотком свежего воздуха для авторского кино. Ключевую роль [в попадании российских фильмов на зарубежные фестивали] сыграл именно системный и экспертный подход, а также абсолютная прозрачность и открытость к диалогу этих структур.

Как следствие, это поднимает уровень профессионализма со стороны создателей — режиссеров и продюсеров. Впервые появилось ощущение индустрии, сообщества и наконец-то сформированной системы поддержки кино, которая способна конкурировать со многими европейскими странами.

Эпоха стриминг-платформ, желание зрителей всего мира знакомиться с международным кинематографом, усилившееся в пандемию, также способствуют интересу к российским фильмам. Режиссеры уровня и известности Кирилла Серебренникова, к примеру, стали регулярно претендовать на премиальные англоязычные проекты. Есть все основания полагать, что мы двигаемся в верном направлении и становимся уже полноценными участниками мировой индустрии и дискуссии.

Евгения Маркова

Генеральный директор «Роскино»

Если оценивать российское фестивальное присутствие за последние несколько лет, этот год выделяется как количеством представленных картин, так и наград. Это возникло не стихийно, а во многом благодаря целенаправленному системному продвижению российских проектов на международные рынки.

Важной инициативой этого года стала программа Focus on Festivals. В ее рамках кураторам крупных международных фестивалей показывали российские проекты. Значимой также остается программа Focus on Russia, которую мы проводим в рамках ключевых кинорынков. Масштабные мероприятия прошли и в Российском павильоне на Каннском кинофестивале.

Спросу на российский контент способствовало развитие VOD-платформ во всем мире, которые начали больше обращать внимание на оригинальный контент разных стран. Свои плоды дают международное сотрудничество и копродукция. Об эффективности программы поддержки копродукции министерства культуры говорит успех фильма «Купе номер 6», которому присудили Гран-при основного конкурса Каннского фестиваля.

Жоэль Шапрон

Консультант Каннского МКФ

Я рад этому буму, потому что за последние лет пятнадцать было достаточно мало российских фильмов на больших фестивалях. Мне сложно объяснить, почему этот бум случился именно в этом году. Интересно посмотреть, что будет в следующем, чтобы понять, исключение это или тенденция. Хочется верить, что все-таки тенденция.

Этому успеху можно найти индустриальное объяснение. Мне кажется, уже несколько лет российское кино довольно твердо стоит на ногах. Появились опытные продюсеры и маркетологи. Благодаря онлайн-скринерам каждый год растет количество фильмов, которые смотрят зарубежные эксперты.

Отмечу, что полтора года назад «Роскино» поменяло свою деятельность и стало еще плотнее заниматься продвижением российского кино на больших международных фестивалях. Таким образом, я вижу причины фестивального бума в опытных продюсерах, новых именах, росте количества отсматриваемых фильмов и новых усилиях «Роскино» в продвижении всего российского кино без исключения.


Фото: Andreas Rentz / Getty Images

КиноПоиск в Telegram

Мгновенные киноновости в нашем Telegram, быстрее только Флэш

Нашли ошибку?
Выделите нужный фрагмент текста (не более 3000 символов) и нажмите:
Веник повторяет судьбу тестя и становится многодетным отцом-одиночкой. Возвращение героев хитового сериала
В главных ролях:Филипп Бледный, Полина Денисова, Полина Айнутдинова, Виталия Корниенко, Ева Смирнова, Андрей Леонов, Мирослава Карпович
Режиссер:Александр Жигалкин, Дмитрий Грибанов, Аскар Бисембин
Смотрите по подписке

Смотрите также

Вчера13
20 апреля2
19 апреля4
19 апреля43

Главное сегодня

Вчера13
Вчера6
23 апреля11
Вчера6
Вчера0
Вчера52
Вчера2
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации