Почему Скарлетт Йоханссон судится с Disney и к чему это может привести

Обсудить0

В прошлый четверг, 29 июля, Скарлетт Йоханссон подала в суд на студию Disney. По мнению актрисы, компания нарушила контракт, выпустив фильм «Черная Вдова» одновременно в кинотеатрах и на стриминге Disney+. Из-за этого гонорар Йоханссон, привязанный к кассовым сборам, оказался меньше предполагаемого.

Ранее стало известно, что за премьерный уик-энд «Черная Вдова» собрала примерно 80 млн долларов в домашнем прокате и около 140 млн долларов — в международном. Еще более 60 миллионов фильм заработал на Disney+ — покупки в онлайн-сервисе составили почти треть от всех сборов картины к тому моменту.

В чем суть конфликта

В заявлении, поданном актрисой в суд Лос-Анджелеса, говорится: «Disney намеренно склонила Marvel к нарушению соглашения без каких-либо оснований, чтобы помешать госпоже Йоханссон в полной мере реализовать преимущества своей сделки с Marvel». По оценкам Wall Street Journal, из-за решения выпустить «Черную Вдову» одновременно в кино и на стриминг-сервисе актриса недополучила примерно 50 млн долларов.

Реакция корпорации последовала незамедлительно: представители Disney заявили, что контракт с Йоханссон не был нарушен. «В этом иске нет ни малейшего основания. Он особенно огорчает своим бездушным пренебрежением к ужасным, продолжительным и глобальным последствиям пандемии коронавируса. Disney полностью выполнила условия контракта с госпожой Йоханссон, и, более того, выход „Черной Вдовы“ на Disney+ по модели Premier Access значительно расширил ее возможности получить дополнительную компенсацию к тем 20 млн долларов, которые она получила на сегодняшний день».

На следующий день, 30 июля, Брайан Лурд, агент Скарлетт Йоханссон, опубликовал ответное заявление, в котором назвал комментарий Disney не соответствующим реальности. По словам Лурда, компания намеренно нарушила контракт, чтобы направить денежные потоки в свой стриминговый сервис. Также Лурд отметил, что Disney своим заявлением исказила образ Йоханссон, обвинив ее в игнорировании проблем, связанных с пандемией, а также обнародовав ее гонорар, пытаясь пристыдить актрису за творческие и финансовые успехи.

Что говорят о конфликте люди из индустрии

Кевин Файги

Сообщается, что ситуацией якобы крайне недоволен продюсер и глава Marvel Studios Кевин Файги. Бывший исполнительный редактор THR Мэттью Беллони в своей регулярной рассылке What I’m Hearing рассказал, что Файги был разочарован решением Disney выпустить «Черную Вдову» синхронно на стриминге и в кинотеатрах. Он намеревался сохранить традиционную прокатную модель, а также не хотел препятствовать выполнению контрактных обязательств по договору с Йоханссон. Более того, когда стало понятно, что Disney собирается выпустить фильм на стриминге в день кинопремьеры, Файги якобы пытался вмешаться в ситуацию.

Беллони отмечает, что из-за этого скандала Файги вряд ли покинет Marvel Studios: в отличие от Скарлетт Йоханссон, чей контракт после выхода «Вдовы» завершился, он является крайне важным активом для Disney.

По данным Беллони, подобная ситуация может повториться. Эмма Стоун, исполнившая главную роль в недавно вышедшей диснеевской «Круэлле», якобы взвешивает аргументы за и против и, возможно, также выдвинет свой иск. По данным нескольких источников, подобное решение может принять и Эмили Блант, звезда «Круиза по джунглям», однако и в случае со Стоун, и в случае с Блант официальной информации пока нет. Также возможны претензии к Disney со стороны студии Pixar: фильмы «Лука» и «Душа», тоже вышедшие на стриминге Disney+ одновременно с кинопремьерой, изначально были нацелены на приоритетный кинотеатральный прокат.

Американский юрист Акива Коэн опубликовал в Twitter краткую выжимку из иска и поделился своим мнением: с одной стороны, в соглашении, заключенном в мае 2017 года, был явно и четко прописан «широкий кинотеатральный релиз», с другой — под этим понималось, что фильм должен был быть показан не менее чем на 1500 экранах, а про эксклюзивность кинотеатрального релиза в контракте ничего указано не было. Впрочем, до объявления о создании стриминг-сервиса Disney+ тогда оставалось еще несколько месяцев. По мнению Коэна, исход конфликта зависит от того, как суд интерпретирует формулировки, прописанные в контракте: подразумевается ли под «широким театральным релизом» выход только в кинотеатрах или достаточно того, что фильм был показан на 1500 экранах?

Интересен еще один момент: согласно иску, за несколько месяцев до запуска Disney+, в мае 2019-го, представители Йоханссон обратились к Marvel с целью уточнить, по-прежнему ли в силе условия контракта. Ответ на запрос выглядел так: «Мы полностью осознаем, что контракт с актрисой основывается на полноценном кинотеатральном релизе, как и в случае с другими нашими фильмами. Мы осознаем, что, если ситуация изменится, нам необходимо связаться с вами и обсудить условия, учитывая, что в сделку включены значительные бонусы, основанные на сборах фильма». Однако, по всей видимости, дальнейшие переговоры ни к чему не привели, а фильм был выпущен на стриминге день в день с кинопремьерой.

Каринэ Айрапетова

Адвокат, эксперт в области киноиндустрии

Маловероятно, что в контракте между продюсером и Скарлетт Йоханссон было условие об ограничении компании в использовании фильма и запрете онлайн-премьеры одновременно с прокатом — само условие о роялти с кинотеатрального проката не является ограничением. Продюсер воспользовался своим правом распоряжаться фильмом без ограничений и заключил сделку на наиболее выгодных для себя условиях, фактически не дав актрисе участвовать в доходах от сделки с онлайн-платформой, формально прикрывшись условием о роялти с проката. Скорее всего, судебное разбирательство разрешится соглашением, по которому актриса получит дополнительные выплаты.

Ранее считалось, что львиная доля дохода продюсера формируется от кассовых сборов, а одновременный онлайн-релиз значительно их снизит. Поэтому контракты с дистрибьюторами предусматривали так называемый holdback (онлайн-премьера возможна только по истечении определенного срока после кинотеатрального проката).

Уже сейчас ситуация с ростом онлайн-платформ приводит к переосмыслению источников дохода от использования фильма: кинотеатры перестают быть главными игроками. Значит, скоро начнут меняться и контракты со звездами — роялти не будут привязываться только к сборам, или же звезды не захотят разделять риски и будут договариваться о фиксированном крупном гонораре. В отличие от расчетов гонорара исходя из кассовых сборов, в случае онлайн-релизов ситуация непрозрачна: во-первых, нет публичного доступа к отчетности платформы; во-вторых, у платформ, как правило, бизнес-модель строится на подписке, а не на показе конкретного фильма.

Катерина Комолова

Агент, talent manager, PR-специалист, продюсер

В России гонорар актера не зависит от очередности выхода, а также, кроме исключительных случаев (в основном продюсеры на это идут для минимизации ставки и, соответственно, бюджета картины либо используют эту опцию в качестве дополнительной мотивации для привлечения желанного актера в проект), актеры не получают дополнительного дохода ни от кинотеатрального, ни от других прокатов/релизов. 

С точки зрения большинства продюсеров, отдать актеру процент от сборов в крепкой прокатной картине нерезонно еще и потому, что у нас не так много актеров, которые «условно гарантированно» могут принести реальную кассу.

Если говорить о Голливуде, то тут я могу опираться только на историю индустрии: как власть перемещалась от студий к агентам/агентствам, как повышались гонорары артистов, как агентства стали собирать и продавать студиям пакетные проекты. Теперь, поскольку есть уже два громких прецедента и недовольства от актеров класса А, я думаю, агенты и агентства начнут учитывать это при формировании договора. Сложно сказать, поднимет ли это гонорары звезд. Аргумент студии, как я думаю, таков: они делают то, что хорошо для картины, а значит, и для актера. Отчаянные времена требуют отчаянных мер.

КиноПоиск в Telegram

Мгновенные киноновости в нашем Telegram, быстрее только Флэш


Автор: Иван Трифонов

Фото: Image Press Agency / «Легион-медиа», Jesse Grant / Getty Images for Disney / Getty Images

Нашли ошибку?
Выделите нужный фрагмент текста (не более 3000 символов) и нажмите:
Расследуя гибель сестры, Рита узнает жуткие тайны своей семьи. Атмосферный детектив с Петром Фёдоровым
В главных ролях:Пётр Фёдоров, Дарья Мороз, Иева Андреевайте
Режиссер:Александр Кириенко
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

Что происходит в прокате: Шьямалана любят только в России, а Дуэйна Джонсона — везде
Сборы

Что происходит в прокате: Шьямалана любят только в России, а Дуэйна Джонсона — везде

3 августа 202119
Что происходит в прокате: Наташа Романофф ставит пандемийные рекорды
Сборы

Что происходит в прокате: Наташа Романофф ставит пандемийные рекорды

20 июля 202114
Фильм недели: «Черная Вдова». История о потерянном детстве

Фильм недели: «Черная Вдова». История о потерянном детстве

8 июля 202126
Как «Черная Вдова» объединяет шпионский боевик и семейную драму
Крупным планом

ПодкастКак «Черная Вдова» объединяет шпионский боевик и семейную драму

12 июля 20217

Главное сегодня

Рецензия

Зак Эфрон идет «За пивом!». Станислав Зельвенский доволен

Сегодня4
Зак Эфрон идет «За пивом!». Станислав Зельвенский доволен
«Блондинка»: жестокий и красивый кошмар о жизни Мэрилин Монро
Крупным планом

Подкаст«Блондинка»: жестокий и красивый кошмар о жизни Мэрилин Монро

Сегодня3
Как Рами Юссеф стал первым человеком, которому удалось снять классную комедию об исламе
Портрет героя

Как Рами Юссеф стал первым человеком, которому удалось снять классную комедию об исламе

Вчера2
Что происходит в прокате: в России лидирует фэнтези «Красная Шапочка», в США — хоррор «Улыбка»
Сборы

Что происходит в прокате: в России лидирует фэнтези «Красная Шапочка», в США — хоррор «Улыбка»

16 минут назад0
5 фантастических романов, которые заслуживают экранизации
Книги

5 фантастических романов, которые заслуживают экранизации

Сегодня8
«Лишенный юмора фарс». Чем критикам не понравился «Амстердам» с Марго Робби и Кристианом Бэйлом

«Лишенный юмора фарс». Чем критикам не понравился «Амстердам» с Марго Робби и Кристианом Бэйлом

Вчера5
«Корона» с драконами: Станислав Зельвенский — о том, за что мы полюбили эту мыльную оперу

«Корона» с драконами: Станислав Зельвенский — о том, за что мы полюбили эту мыльную оперу

Вчера5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации