«Дом, который построил Джек»: Архитектура убийства по Ларсу фон Триеру

Обсудить0

Джек (Мэтт Диллон) — инженер, который хочет быть архитектором. Он строит себе дом и убивает людей. Дом получается плохо, а убийства — хорошо: никто не пытается его ловить, жертвы сами садятся в машину и открывают входную дверь. Для Джека преступления становятся формой творчества — он составляет небольшие композиции из тел, хранящихся в холодильной камере, пока не приходит наконец к более крупным формам.

Семь лет назад, пошутив про Гитлера, Ларс фон Триер уехал с Каннского фестиваля бодрым мужчиной в самом расцвете сил. Теперь на лестницу Дворца фестивалей он может взобраться только с посторонней помощью. Анфан террибль превратился в ветхого старца, и его новый фильм кажется творческим завещанием, финальной исповедью художника-манипулятора, как и маньяк Джек, творящего свое искусство из человеческого материала. Красный халат героя и его спутник по имени Вердж (то есть Вергилий) не оставляют сомнений: перед нами новый Данте, который пытается описать и структурировать ад внутри себя.

После каждого нового убийства на выходе из кинозала во время премьеры хлопала дверь, но постоянный собеседник Джека не зря цитирует песню про whisky bar, известную в исполнении группы Doors, однако написанную Куртом Вайлем на стихи Бертольда Брехта, создателя «эпического театра», в котором актер и зритель отстранены от происходящего и наблюдают за ним с некоторой дистанции. «Это фильм про меня», — должен подумать каждый, но подумать с холодной головой, в особенно тяжелые минуты не забывая повторять про себя, что перед ним всего лишь кино. Искалеченные тела оказываются жутковатым, но эстетизированным объектом, напоминающим о пластиковых инсталляциях братьев Чепмен.

Включая в ткань повествования кинохронику, фотографию и картины (кстати, тоже прием брехтовского театра), Триер вместе с Джеком задается вопросом: не являются ли художниками и тираны — люди, творящие массовый геноцид и оставляющие после себя инсталляции из сотен тысяч обезображенных тел? Вопрос не оригинальный и не новый, но никогда нелишне спросить себя, до каких границ простирается наше желание в творческом порыве манипулировать другими людьми. Известно, что в свое время «Груз 200» Алексея Балабанова не взяли ни в одну крупную фестивальную программу, а каннский консультант по Восточной Европе Жоэль Шапрон с дрожью в голосе спрашивал у режиссера, собирается ли тот дальше снимать снафф. «Гран-Гиньоль» датского режиссера, как и Балабанов, имеющего репутацию провокатора, сегодня оказывается достаточно конвенциональным для вечернего показа во Дворце фестивалей, куда публику не пускают без каблуков и смокингов.

Очевидно, что у каждого зрителя разный порог чувствительности и разная способность к отстранению от изображения и звука, без пощады бьющих по органам восприятия. Но основная эмоция после просмотра нового фильма Триера не отвращение, не возмущение и не восторг, а грусть — грусть по уходящей эпохе огромных авторов и огромных фильмов, напоминающих исполинские архитектурные конструкции. Джек, как и ожидающие неизбежной гибели герои «Меланхолии», как и Ларс фон Триер, как каждый из нас, всего лишь хотел оказаться в домике.

Нашли ошибку?
Выделите нужный фрагмент текста (не более 3000 символов) и нажмите:

Смотрите также

Ларс фон Триер снимет 10 короткометражек

Ларс фон Триер снимет 10 короткометражек

17 апреля 20184
Опубликован первый трейлер фильма «Дом, который построил Джек»

Опубликован первый трейлер фильма «Дом, который построил Джек»

14 мая 201828
«Экстаз»: Грязные танцы Гаспара Ноэ

«Экстаз»: Грязные танцы Гаспара Ноэ

14 мая 201834
Депрессия, порно и Тарковский: Как снимает Ларс фон Триер

ВидеоДепрессия, порно и Тарковский: Как снимает Ларс фон Триер

14 марта4

Главное сегодня

В предыдущих сериях

Подкаст«Десять процентов»: Смешной и правдоподобный французский сериал об изнанке кино

Вчера2
«Десять процентов»: Смешной и правдоподобный французский сериал об изнанке кино
Сериалы октября: «Беспринципные», «Мандалорец» и «Шерлок в России»
Сериалы

Сериалы октября: «Беспринципные», «Мандалорец» и «Шерлок в России»

Вчера3
Кто изобрел кредитку? В четвертом сезоне «Фарго» — Крис Рок!
Сериалы

Кто изобрел кредитку? В четвертом сезоне «Фарго» — Крис Рок!

Вчера15
Создатель «Самурая Джека» помог придумать финальную битву в «Железном человеке 2»

Создатель «Самурая Джека» помог придумать финальную битву в «Железном человеке 2»

час назад0
Ешь, тестируй, комментируй: Как стать тестировщиком приложения КиноПоиска
Блог команды

Ешь, тестируй, комментируй: Как стать тестировщиком приложения КиноПоиска

час назад0
КиноПоиск расскажет о новых проектах и проведет открытую запись подкаста на Comic Con Russia Online
КиноПоиск HD

КиноПоиск расскажет о новых проектах и проведет открытую запись подкаста на Comic Con Russia Online

3 часа назад0
Том Стёрридж может исполнить главную роль в экранизации «Песочного человека» Нила Геймана

Том Стёрридж может исполнить главную роль в экранизации «Песочного человека» Нила Геймана

3 часа назад0
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт