Украинский режиссер Сергей Лозница в Каннах на хорошем счету: его дебют в игровом кино «Счастье мое» показывали в конкурсной программе, равно как и фильмы «В тумане» и «Кроткая». «Донбасс» оказался в «Особом взгляде», куда отборщики фестиваля обычно направляют нерядовое кино, которое порой кажется слишком смелым для основного конкурса.
Смотреть «Донбасс» непросто: его структура похожа на набор скетчей, соединенных друг с другом разными элементами (в какой-то момент это будет обычный джип). Но как только зритель заметит эти связующие звенья, мозаика фильма сразу же сложится. «Донбасс» — это своего рода фильм-уроборос, в котором эффектный финал вдруг превращается в начало. Между частями действие развивается похожим на «Призрак свободы» Бунюэля образом (фильм 1974 года состоит из серии эпизодов, которые кажутся совершенно бессвязными).
Начинается «Донбасс» в трейлере, где гримируют актеров. Через несколько минут громкоголосая помощница режиссера приведет их на площадку, где стоит обстрелянный троллейбус и лежат трупы. Настоящее ли все это? Мы не знаем. Но актеры честно рассказывают на камеру, что такого ужаса еще не видели. Следующая сцена: женщина врывается в зал заседаний и выливает на какую-то важную шишку ведерко говна. Она возмущена статьей, где выставлена взяточницей. А вот говорливый Борис собирает сотрудников роддома, чтобы показать набитую продуктами (явно только что привезенными) кладовую. С этим типом мы еще встретимся, когда он будет переезжать границу (это окажется куда труднее, чем врать врачам).
Немецкий журналист пытается поговорить с группой «вежливых людей» в камуфляже и натыкается на хамство со стороны казака. К живущим в ужасном бомбоубежище людям приходит эффектная блондинка с продуктами для матери. Девушка работает у кого-то из чиновников Новороссии, к которому прибывает делегация с предложением передать икону и мощи Чурилы Пленковича (эта сцена — чистый «Монти Пайтон»).
Самый потрясающий эпизод связан с бизнесменом Семеном. Он находит свой угнанный джип возле штаба сепаратистов и уже было хочет забрать машину, как его вызывает командир Батяня, предлагающий подписать доверенность об управлении автомобилем. «На чем мы, по-твоему, фашистов бить будем? На велосипедах? Это не грабеж, а экспроприация!» Батяня выставляет несчастному бизнесмену условия, а вскоре Семен узнает, что совсем не одинок в своей беде.
Очень страшно смотрится сцена с мужчиной, которого завернули в рваный украинский флаг и вывели на улицу. На груди у него лист с надписью «Добровольный карательный батальон». Сначала все довольно невинно: к нему обращается женщина с вопросом, давно ли был автобус. Но вскоре начинается жуткое действо, чем-то напоминающее перформанс Марины Абрамович, в котором она рискнула предложить участникам делать с ней все что угодно. Все происходящее снимают на телефоны, а запись всплывет через несколько минут в эпизоде с женитьбой уже следующего героя, Ивана Яичницы, на дородной хихикающей блондинке.
Некоторые сцены в «Донбассе» неожиданно прерываются взрывами, напоминая зрителям, что в регионе идут военные действия и герои запросто могут умереть. Трагедию уравновешивает комическое, и оно же делает «Донбасс», пожалуй, самым зрительским фильмом Лозницы. Заодно это кино можно назвать первой сатирой украинского постановщика.
Как всегда в проектах Лозницы, в «Донбассе» наряду с профессиональными актерами задействованы обычные люди. Бессменный оператор Олег Муту приглушает краски, периодически бросая нас в гущу событий — «Донбасс», как и другие фильмы Лозницы, напоминает о документальном прошлом режиссера.
Иностранная пресса приняла фильм хорошо — аплодисменты в зале, ни одного возгласа возмущения. Вот некоторые отклики из Twitter на фильм.
«Редко вижу фильм, настолько наполненный яростью и отвращением, как „Донбасс“ Сергея Лозницы. Кошмарные сцены из Народной Республики Украины дополняют суд Линча, солдаты и фейковые постановочные новости. Да, мне очень понравилось».
«Вау. „Донбасс“ — одна из сильнейших работ Лозницы. Шарашит тебе в лицо, как базука своей эксплицитностью. Самое лучшее — его метасторителлинг о сфабрикованных кадрах, фейковых новостях и пропаганде. Фильм появился в правильное время».
«Страшная и душераздирающая смесь Брехта и Бунюэля, первый шедевр эпохи фейковых новостей».
«Сергей Лозница меняет тональность в каждой сцене в своем саркастичном / проникновенном / гротескном / циничном „Донбассе“. Но, поскольку его визуальный стиль так же переменчив и бессвязен, c критикой пропаганды он сам рубит под собой сук, подрывая к себе доверие».
«„Ф“ значит фейк. Все вокруг выдумка, и мы ее часть. „Донбасс“ — сильное и гротескное металингвистическое размышление о манипулировании информацией, пропаганде и постправде. Сергей Лозница открыл „Особый взгляд“».
Комментарии к статье закрыты, чтобы избежать споров на политические темы и разжигания межнациональной розни. Редакция КиноПоиска напоминает, что это сайт о кино,
а не о политике.