Еще раз про нелюбовь: Как «Близкие» становятся чужими

Обсудить0

Удивительно, как фильм Андрея Звягинцева «Нелюбовь» вдруг четко определил целую категорию отечественных фильмов. Есть фильмы «про любовь», а есть «про нелюбовь». Впору вводить отдельный жанр в каталогах онлайн-кинотеатров. Ядро такого фильма — семья, которую вообще не нужно было создавать, брак по залету, а не по любви, взаимные обиды и бесконечные мучения, подкрепленные ложными установками о нерушимости брака и семье как высшей ценности.

В «Близких» Ксения Зуева знакомит зрителя с еще одной подобной семьей. Отрешенная, скупая на эмоции мать (Елена Чекмазова) преподает вокал и третирует ученицу Дашу (Стася Милославская). Дочка Аня (Надежда Иванова из «Школы», которой и в 28 лет удается предельно убедительно сыграть колючего подростка) отчаянно пытается завоевать внимание сверстников в школе, мучается от нелюбви к собственному телу и ненавидит требовательную мать. Отец (Андрей Стоянов) мечтает хоть раз поужинать в тишине, без перепалок жены и дочери и явно ходит на сторону. Сын (Даниил Можаев) пьет коньяк с другом на лестничных площадках, и домой ему явно не хочется: предки опять начнут орать и говорить, что он бездарь. Бабушка (Лариса Морозова) души не чает во внуке и строга к внучке, но ее вообще не слушают, периодически называют слабоумной и подумывают сдать в дом престарелых.

Каждый из «близких» мечтает о сочувствии и понимании, но не способен проявить их сам. Каждый доходит до своей точки кипения. Глава семьи находит утешение в объятиях наивной любовницы («У тебя же кроме меня никого нет?»), школьница Аня — в поцелуях Дани, который, конечно, девушку поматросит и бросит в лучших традициях «Все умрут, а я останусь», зато на время даст возможность полюбить себя и свое тело («Ты не жирная — ты аппетитная»). Пока члены семьи безуспешно ищут кратковременное решение проблем, из дома потихоньку уходит бабушка.

Как и «Нелюбовь», «Близкие» сняты без государственной поддержки. Бюджет, как пошутила продюсер Катерина Михайлова, равен «стоимости будущего прокатного удостоверения», то есть скромным 5 млн рублей.

Режиссер и автор сценария «Близких» Ксения Зуева следит за героями пристрастно и с участием, даже загнанную в тупик мать показывая не монстром. В ее фильме вообще нет монстров, бездушно ищущих собственное счастье, но есть инфантильные и не умеющие общаться друг с другом люди. Очевидно, что это женский взгляд: отношения матери и дочери, линия Ани показана более выпукло, чем образы отца и сына. Впрочем, и тем уделено достаточно внимания.

Интересно, что и «Теснота» Кантемира Балагова — другого дебютанта основного конкурса «Кинотавра» — говорит о внутрисемейных проблемах. Даже семья представляет собой похожую комбинацию героев с жесткой матерью, бунтующей дочкой, удушающей атмосферой в семье. Правда, Балагову удается найти собственный визуальный язык и плотную, напряженную интонацию, которые не всегда удается отыскать Зуевой.

В конкурсе короткого метра была показана лента «Тупик» Антона Сазонова, которая практически повторяет сюжет нелюбви: мальчик, услышав от бабушки с дедушкой, что родители собираются разводиться, убегает в лес. Поискам не удается сплотить родителей, и, даже найдя ребенка, они вновь его теряют. Схожесть сюжетов настолько бросалась в глаза, что публика «Кинотавра» не могла сдержать улыбку, несмотря на драматический сюжет.

Конечно, дело не в плагиате. Все эти истории родились давно, но появляются на экране только сейчас. Первый вариант сценария «Близких» был написан в 2013 году. Ксения Зуева призналась на пресс-конференции «Кинотавра», что пока не видела ни «Тесноту», ни «Нелюбовь», но она очень рада, что в кино появилась эта своеобразная волна семейной темы. «Наконец-то об этом заговорили, и об этом надо говорить», — говорит Зуева. Своевременно или нет — покажет востребованность зрителем. «Нелюбви» удалось завоевать международное признание критиков, однако пока она собирает меньше зрителей, чем «Левиафан». Готов ли зритель смотреть на экране на то, что происходит в его собственной квартире или за стенкой у соседей?

Нашли ошибку?
Выделите нужный фрагмент текста (не более 3000 символов) и нажмите:
Пережив встречу с андроидом, полицейские переезжают в Москву. Продолжение народной сай-фай комедии
В главных ролях:Зоя Бербер, Антон Филипенко, Сергей Гармаш, Кузьма Сапрыкин, Федор Лавров
Режиссер:Максим Пежемский, Александр Карпиловский
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

Сказки Пушкина 18+: кто и как сейчас снимает кино по книгам российских писателей

Сказки Пушкина 18+: кто и как сейчас снимает кино по книгам российских писателей

19 августа13
«Хандра»: «Друзья» по-московски

«Хандра»: «Друзья» по-московски

13 сентября 20205
Четыре Чиповских и один Хржановский: Что мы знаем о «Кинотавре-2020»
Фестивали

Четыре Чиповских и один Хржановский: Что мы знаем о «Кинотавре-2020»

11 сентября 20202
Трейлер «Вмешательства»: Аня Чиповская в драме об одиночестве и влюбленности

Трейлер «Вмешательства»: Аня Чиповская в драме об одиночестве и влюбленности

14 августа 20200

Главное сегодня

Фестивали

«Кинотавр-2021». «Нуучча»: шекспировская драма о якутах с Сергеем Гилевым

Сегодня0
«Кинотавр-2021». «Нуучча»: шекспировская драма о якутах с Сергеем Гилевым
Пол Шредер: «Мы больше живем чувствами киногероев, чем собственными»
Интервью

Пол Шредер: «Мы больше живем чувствами киногероев, чем собственными»

Вчера4
«Кинотавр-2021». «Оторви и выбрось»: кровавая комедия о сепарации и абьюзе от Кирилла Соколова
Фестивали

«Кинотавр-2021». «Оторви и выбрось»: кровавая комедия о сепарации и абьюзе от Кирилла Соколова

Вчера6
«Дюна»: что восхищает и что разочаровывает в главном блокбастере года
Крупным планом

Подкаст«Дюна»: что восхищает и что разочаровывает в главном блокбастере года

Вчера10
«Корона» — лучший драматический сериал. Объявлены победители «Эмми-2021»

«Корона» — лучший драматический сериал. Объявлены победители «Эмми-2021»

Вчера12
Как снимает Дени Вильнёв и чем хороша «Дюна»

ВидеоКак снимает Дени Вильнёв и чем хороша «Дюна»

18 сентября19
9 лучших трейлеров недели: Руни Мара сидит на электрическом стуле, а Константин Хабенский играет в шахматы

9 лучших трейлеров недели: Руни Мара сидит на электрическом стуле, а Константин Хабенский играет в шахматы

17 сентября13
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт