«Прорубь» между кино, театром и искусством: Стоит ли погружаться?

Обсудить0

Нет, это фильм «Прорубь», участник основного конкурса «Кинотавра». В легкой дымке стандартных квартир перед телевизорами сидят люди. Их движения заторможены замедленной съемкой: тут дети жуют шоколад, тут мужики пьют пиво и едят чипсы, тут любовники после секса отвлеклись на новостной сюжет, да так, что не могут оторваться. Еще бы, ведь по всем телеканалам захватывающие сюжеты о проруби. Крещение же. По всей столице оборудованы во льду зияющие черные дыры, куда верующие могут счастливо окунуться. «Натритесь жиром бобра или карпа, в воде проведите не более трех минут, до проруби идите в тапках, — наставляет телеведущая (Анна Монгайт). — И помните: само купание от грехов вас не избавляет». Публика в зале смеется.

«Прорубь» режиссер Андрей Сильвестров задумывал как фильм-фреску, фильм-мозаику. Драматурги Екатерина Троепольская и Андрей Родионов предложили сделать фильм в стихах. Их текст стал сначала стихотворной пьесой, которую ставили в Москве в Центре им. Мейерхольда — камерно, на четырех актеров. Но из-за использования в спектакле технологии прямого эфира постановка обходилась дорого. Решили все-таки снять фильм, в котором все говорят стихами.

«Прорубь» заявляет себя фильмом про контекст. Чтобы ее воспринимать, этот контекст нужно неплохо знать: в кадре появляется художник-акционист (тот самый водолаз, оскорбивший чувства верующих водолазным костюмом), и видные люди искусства с пародийными фамилиями вроде Марат Бельман начинают обсуждать, искусство это или нет, оскорбил он кого-то или не оскорбил. «Нам никуда не уйти от литературности нашей жизни», — заявляет один из них. Действительно, «Прорубь», хоть и делает акцент на всепоглощающей силе телевидения, написана так, чтобы ее можно было читать и слушать, а вовсе не смотреть.

На экране мелькают: президент Булат Царев (Дмитрий Брусникин), который беседует в своей загородной резиденции с волшебной щукой из проруби и просит — нет, не нефти! — любви; опальный олигарх (Михаил Ефремов), которого в Мещерской области ищут с волонтерами, пока вдруг история не выныривает спустя полчаса (а это половина фильма) к двум главным героям — Андрею (Андрей Родионов) и его жене Ане (фантастическая Ксения Орлова, ради финальной сцены с которой можно посмотреть и весь час).

Андрей — алкоголик, и Аня от этого устала, а потому сама напилась и утопилась в проруби. История обыкновенная, но текстом Родионова и фантастическим подводным шоу «На дне» поднятая на уровень античной трагедии. Как Орфей за Эвридикой, спускается Андрей в подводное царство искать свою возлюбленную утопленницу. Правда, потом вдруг вмешивается хор ЗОЖников, и зритель окончательно теряет нить повествования.

Недавно «Манифесто» продемонстрировал, что медиаинсталляция может притвориться фильмом и выйти в кинотеатральный прокат, а узнаваемое лицо актрисы вполне способно обеспечить интерес публики к художественным манифестам. «Прорубь» тоже пытается сделать этот шаг — из галерейно-театрального пространства в кинотеатральное. Лента сознательно сделана для большого экрана, говорит Сильвестров. Ведь из квартиры на квартиру не посмотришь — нужна дистанция. С ним трудно не согласиться: большой экран действительно придает «Проруби» масштаб и объем, которые не найдешь на экране ноутбука. На последнем фильм будет смотреться странной, забавной театрализованной сатирой для своих. Но как «Трансформеров» сложно представить себе на маленьких плазмах в художественной галерее, где на экран с прищуром смотрят ценители с бокалом шампанского в руке, так же трудно понять, для кого из кинотеатральной публики предназначена «Прорубь», как бы остро она ни фиксировала современную действительность, насыщенную телевизионным абсурдом.

Нашли ошибку?
Выделите нужный фрагмент текста (не более 3000 символов) и нажмите:
Рэдклифф и Бушеми снова на коне: знакомые актеры, совершенно новая история и озвучка по версии Кураж-Бамбей
В главных ролях:Дэниэл Рэдклифф, Стив Бушеми, Джеральдин Вишванатан
Режиссер:Дэн Шимпф, Райан Кейс, Морис Мэрэбл
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

Ждать или забыть: Все фильмы «Кинотавра»

Ждать или забыть: Все фильмы «Кинотавра»

16 июня 20172
«Я абсолютно счастлив»: Как Хлебников получил две награды за «Аритмию»

Видео«Я абсолютно счастлив»: Как Хлебников получил две награды за «Аритмию»

16 июня 20170
«Вы ответьте на мой ответ!»: Кирилл Плетнев против критиков

Видео«Вы ответьте на мой ответ!»: Кирилл Плетнев против критиков

15 июня 201721
«Как большие»: Чем порадовал и огорчил короткометражный конкурс «Кинотавра»

«Как большие»: Чем порадовал и огорчил короткометражный конкурс «Кинотавра»

15 июня 20173

Главное сегодня

Культовое кино

«Основной инстинкт»: Фильм, который мог стать хитом только в 1990-е

Вчера5
«Основной инстинкт»: Фильм, который мог стать хитом только в 1990-е
10 главных фильмов сталинской эпохи

10 главных фильмов сталинской эпохи

Вчера3
Козловский-океанолог и триллер про Ивана Грозного: что представили на питчинге Фонда кино

Козловский-океанолог и триллер про Ивана Грозного: что представили на питчинге Фонда кино

27 июля27
Краткая история кино: 1970-е. Смотрим «полочное кино», японский авангард о террористах и блокбастер Фассбиндера

Краткая история кино: 1970-е. Смотрим «полочное кино», японский авангард о террористах и блокбастер Фассбиндера

27 июля2
«Основной инстинкт»: Как устроена знаменитая сцена допроса Шэрон Стоун

«Основной инстинкт»: Как устроена знаменитая сцена допроса Шэрон Стоун

27 июля7
Индейка вместо президента США! «Рик и Морти» открыто выходят на политическую тропу
Сериалы

Индейка вместо президента США! «Рик и Морти» открыто выходят на политическую тропу

26 июля5
«Время»: пугает или смешит мистический триллер М. Найта Шьямалана?

Подкаст«Время»: пугает или смешит мистический триллер М. Найта Шьямалана?

26 июля1
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт