Клер Дени и Ванесса Редгрейв открыли для себя новые территории в Каннах

Обсудить0

«Пусть светит солнце»

Имя Клер Дени обычно ассоциируется с холодным и жестоким кинематографом, в котором находится место каннибалам («Что ни день, то неприятности») и маньякам («Не могу уснуть»). Вместе с тем она, как мало кто другой в современном кино, умеет говорить о любви.

Предыдущие две картины Дени были бескомпромиссными: в драме «Белый материал» героиня Изабель Юппер вынуждена бросить свою кофейную плантацию из-за развернувшейся в Африке гражданской войны (упомянутый континент занимает особое место в фильмографии режиссера), а триллер «Славные ублюдки» рассказывает историю о мести.

На этом фоне открывавшая «Двухнедельник режиссеров» лента «Пусть светит солнце» выглядит практически фильмом Ноа Баумбака, хотя и начинается с неприукрашенной сцены секса.

Клер ДениКлер Дени

Изабель (Жюльет Бинош) — 50-летняя художница, чей брак развалился. Она практически не видится с дочерью, а бывший муж (Лоран Гревиль) постоянно и тщетно пытается возобновить их отношения. Героиню буквально осаждают мужчины. Чаще всего женатые. Один из них — высокомерный банкир (Ксавье Бовуа), живущий с тягой к книгам и искусству, но не собирающийся бросать супругу ради несчастной любовницы. Другой — театральный актер (Николя Дювошель), страдающий алкоголизмом. «Мы с женой расстаемся, правда, я ей еще об этом не сказал», — его неуверенность рушит всю ту огромную симпатию, которую Изабель испытывает к нему. Однако женщина все равно не оставляет попыток найти настоящую любовь, пусть даже для этого и придется обратиться к экстрасенсу (Жерар Депардье).

Вопреки ранее прошедшей информации, «Пусть светит солнце» не имеет ничего общего с книгой Ролана Барта «Фрагменты речи влюбленного». Сценарий Дени сочинила вместе с писательницей Кристин Анго, причем, по словам режиссера, поначалу не подразумевалось, что будущий фильм обязательно будет комедией. Так что это ненамеренное отступление художника от привычного плана.

Смех вызывают здесь в основном диалоги, тогда как нерасторопная и изящная повествовательная манера, свойственная Дени, никуда не делась (операторским составом руководит давняя соратница Дени Аньес Годар). Главное отличие «Пусть светит солнце» от других работ режиссера состоит в том, что это самое обаятельное и неагрессивное ее кино. Здесь нет никаких страшных тайн или беспримесных злодеев. Просто для Изабель не находится такой человек, который бы вобрал в себя все лучшее от тех, кто когда-то был с ней рядом.

Ванесса Редгрейв на митинге в поддержку беженцевВанесса Редгрейв на митинге в поддержку беженцев

«Морская печаль»

80-летняя актриса Ванесса Редгрейв дебютировала в режиссуре документальным фильмом о беженцах. Примечательно, что премьера состоялась именно к Каннах, в месте возле Средиземного моря, в котором партия «Национальный фронт» Марин Ле Пен набрала самый большой процент голосов по стране.

Ее «Морская печаль» (название отсылает как к шекспировской «Буре», так и к гибели трехлетнего Алана Курди) начинается с кадров безмятежного итальянского леса. Дальше их сменяет грубая цифровая съемка. Куда-то под Геную съезжаются чернокожие беженцы из разных стран. Каждый из них перед камерой рассказывает свою историю. Монологи обязательно прерываются крупными планами мигрантских глаз. Потом слово беженцам будет даваться редко. Это фильм не только об их судьбах, а также о том, как на встречу с нежданными гостями реагирует Великобритания.

В кадре постоянно возникает Редгрейв и говорит, например, о том, что подтолкнуло ее взяться за фильм. В частности, она до сих пор помнит, какое ужасающее впечатление на женщину произвела бомбардировка Ковентри, совершенная немецкими самолетами. После этого зрелища, которое будущая лауреатка премии «Оскар» наблюдала из загородного дома кузины, ей несколько лет снились ночные кошмары.

В картине переплетаются архивные хроники (выступление Элеоноры Рузвельт в ООН во время ратификации Всеобщей декларации прав человека и кадры с людьми, бежавшими от последствий Венгерского восстания), телевизионные репортажи и беседы со знакомыми режиссера, пережившими подобный опыт. Один из них — лорд Альфред Дабс. С ним Редгрейв ездила осматривать палаточный лагерь беженцев «Джунгли», расположенный в портовом городке Кале, откуда они могли бы перебраться в Великобританию (осенью 2016-го импровизированное поселение было снесено). Дабс родился в конце 1930-х в Чехословакии. Он вынужден был покинуть страну вместе с родителями в страхе перед нацистами, так что понимает, каково тем, кто пытается удержаться в перегруженной резиновой лодке, теряет в воде все вещи и в итоге вынужден теперь сидеть возле небольшой палатки, укрывшись термоодеялом и уставившись опустевшими глазами куда-то в даль.

Кино производит двойственное впечатление: с одной стороны, оно искреннее и пропитано неподдельным гуманистическим пафосом, с другой — довольно грубо сделано. Никаких экспертных точек зрения здесь не будет, никакого осмысления происходящих геополитических сдвигов тоже. Лишь эмоциональное впечатление Редгрейв от того, что делает с Великобританией европейский миграционный кризис, который она действительно принимает близко к сердцу. Не менее важны для фильма появления Эммы Томпсон и Рэйфа Файнса. Последний зачитывает монолог Просперо из «Бури» с цитатой, давшей название «Морской печали»: «Ты же, дочь моя, сиди и слушай о конце скитаний» («Sit still, and hear the last of our sea-sorrow»).

Нашли ошибку?
Выделите нужный фрагмент текста (не более 3000 символов) и нажмите:
Молодой и перспективный бизнесмен из Подмосковья открывает ивент-агентство на деньги от сделки с КиноПоиском
В главных ролях:Владимир Канухин, Ирина Чипиженко, Наталья Тетенова, Алексей Шуплецов
Режиссер:Никита Тамаров
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

Что смотреть дома: «Рыцари справедливости», «Отец», «Великий»
Выбор редакции

Что смотреть дома: «Рыцари справедливости», «Отец», «Великий»

4 июня8
Роберту Паттинсону — 35! Вот пять его необычных ролей (для одной из них он вдохновлялся «Братом»!)
КиноПоиск HD

Роберту Паттинсону — 35! Вот пять его необычных ролей (для одной из них он вдохновлялся «Братом»!)

13 мая28
Кадр из фильма или настоящий космос?

ТестКадр из фильма или настоящий космос?

12 апреля 201952
Жизнь в сумерках: Как Роберт Паттинсон стал таким серьезным
Портрет героя

Жизнь в сумерках: Как Роберт Паттинсон стал таким серьезным

10 апреля 201922

Главное сегодня

Сборы

Что происходит в прокате: Шьямалана любят только в России, а Дуэйна Джонсона — везде

Вчера7
Что происходит в прокате: Шьямалана любят только в России, а Дуэйна Джонсона — везде
Что мы знаем о сериале «Властелин колец» — новом фэнтези по книгам Дж. Р. Р. Толкина

Что мы знаем о сериале «Властелин колец» — новом фэнтези по книгам Дж. Р. Р. Толкина

Вчера45
«Хочется и кричать, и смеяться»: Что зарубежные кинокритики говорят про новый «Отряд самоубийц»

«Хочется и кричать, и смеяться»: Что зарубежные кинокритики говорят про новый «Отряд самоубийц»

Вчера27
«Новак хотел, чтобы это было похоже на хорошее европейское кино»: Дарья Жук сняла эпизод для нового проекта сценариста «Офиса»

«Новак хотел, чтобы это было похоже на хорошее европейское кино»: Дарья Жук сняла эпизод для нового проекта сценариста «Офиса»

Вчера2
«Рик и Морти» глазами Мартина Скорсезе. С гигантскими роботами и инцестом
Сериалы

«Рик и Морти» глазами Мартина Скорсезе. С гигантскими роботами и инцестом

2 августа11
«Властелин колец»: Как экранизировать великий эпос. В гостях — Галина Юзефович
Крупным планом

Подкаст«Властелин колец»: Как экранизировать великий эпос. В гостях — Галина Юзефович

2 августа7
«Мы не прятаться должны, а жрать плохих людей»: Том Харди усмиряет симбиота в новом трейлере «Венома 2»

«Мы не прятаться должны, а жрать плохих людей»: Том Харди усмиряет симбиота в новом трейлере «Венома 2»

2 августа6
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт