Берлин-2016: Колин Фёрт редактирует Джуда Лоу

Обсудить0

«Гений», режиссер Майкл Грандадж (основной конкурс)

Театральный постановщик Майкл Грандадж дебютировал в режиссуре экранизацией биографии редактора Максвелла Перкинса, которую адаптировал Джон Логан (сценарист «Гладиатора» и «Авиатора»). Американские критики возмущаются: как так, британцы и австралиец играют классиков американской литературы! Колин Фёрт парирует: Маргарет Тэтчер сыграла американская актриса, и ничего такого не случилось.

Нью-Йорк, 1929 год. В издательстве «Чарльз Скрибнер и сыновья» пожилой мужчина в шляпе орудует красным карандашом по тексту романа Эрнеста Хемингуэя «Прощай, оружие!». Это редактор Максвелл Перкинс (Колин Фёрт), открывший миру Эрскина Колдуэлла, Марджори Киннан Роллингс, Ф. Скотта Фитцджеральда, Эрнеста Хемингуэя и Томаса Вулфа. Как раз манускрипт последнего и попадет на стол Перкинсу. Это здоровая стопка потрепанных листов. От текста под названием «О, смотри» отказались все издательства, но Макс, нехотя забирающий объемный манускрипт домой, не может оторваться. Прибывая домой, он целует жену и пять дочерей и уединяется в шкафу, чтобы читать роман.

Томас Вулф (Джуд Лоу) — экзальтированный, пышущий энергией молодой человек — появляется в кабинете Перкинса, ожидая очередного отказа. Но Макс сообщает, что готов взяться за роман. Так начинается дружба двух абсолютно разных людей, которая, увы, закончится печально: Вулф ушел из жизни в возрасте 37 лет, опубликовав два романа — «Взгляни на дом свой, ангел» и «О времени и о реке» (оба названия были выбраны Перкинсом).

Грандадж рассказывает об отношениях редактора и писателя, приглушив краски (за операторскую работу отвечает Бен Дэвис, снимающий уже третий фильм для студии Marvel), но вывернув на полную катушку Томаса Вулфа. Лоу играет своего героя с такой экспрессией, что, кажется, она сейчас захлестнет весь зал. Он очень похож на Дики Гринлифа из «Талантливого мистера Рипли» — так же очаровывает всех вокруг, включая свою любовницу Алин Бернстайн (Николь Кидман). Она очень скоро поймет, что Томас отредактировал ее, вычеркнув из жизни, заменив работой над книгой с Перкинсом. «Я хотел бы быть Пьером у Толстого, но я Калибан», — признается Вулф редактору. Тот, в свою очередь, не считает свою работу сколь-нибудь значимой и достойной упоминания: «Никто не должен знать имени редактора. Моя задача — передать хорошую книгу в руки читателя».

Собрать столь звездный состав для режиссера-новичка не так просто, но Грандадж говорит, что ему ужасно повезло: «Колин уже был приписан к проекту, когда появился я, а его агент работает с Николь Кидман, и она прочитала сценарий задолго до того, как я ставил пьесу „Фотография 51“ с ее участием. С Джудом мы давно знакомы по театру, а Лора Линни (играет жену Перкинса) — просто актриса, которую я обожаю. Если и дальше моя работа будет так проста, то я буду очень и очень счастлив!»

Грандадж прекрасно поработал с актерами — сказывается театральный опыт. А вот в техническом плане пришлось потрудиться. «Я провел год, следя за коллегами. Поработал на площадках фильмов Кеннета БраныДжек Райан: Теория хаоса“ и „Золушка“. Потом окружил себя людьми, которые учили меня изо всех сил». Самый ценный совет дал другой театральный режиссер, перешедший в кино Сэм Мендес. «Он сказал мне: „Когда готовишься к съемкам, выжимай по максимуму каждый день. Все это отразится затем в работе над фильмом“. Он оказался прав».

Джуд Лоу о подготовке к роли: «Я читал книги Томаса Вулфа. По большей части они автобиографичны. Кроме того, за меня всю подготовку сделал мистер Логан, пока писал сценарий. Но знаете, что меня больше всего поразило в Томасе? Его желание встряхнуть литературный мир. Он пытался найти новый голос и шел в совершенно новом направлении». Колин Фёрт признается, что до этого фильма ничего из Вулфа не читал, но с удовольствием открыл для себя этого классика американской литературы. «К счастью, Максвелл Перкинс позаботился о том, чтобы все работы Томаса увидели свет».

Фёрт, как это часто бывает, снова проводит большую часть экранного времени в костюме, но на сей раз он еще и не расстается со шляпой. «Кажется, шляпа стала отдельным персонажем фильма, — шутит актер. — Но, знаете, вы удивитесь, сколько вариаций я могу найти, играя человека в костюме. Ну, как мне кажется, могу. Такие жесткие рамки кажутся мне очень интересными. Потому что создается впечатление, будто внутри этих рамок многое происходит, а чем больше загадок, тем больше интереса. Я также нахожу общение особенно привлекательным, когда присутствуют трудности. По-моему, люди пишут стихи и книги как раз потому, что это трудно».

Майкл Грандадж напоминает, что слово «гений» в названии можно перевести и как «талант». «В частности, у Макса Перкинса был настоящий талант к дружбе. Благодаря ей он смог работать с такими трудными личностями, как Скотт, Томас и Эрнест». Фёрт заинтересовался этим персонажем, поскольку Перкинс — герой необычный. «Он не из тех героев, что сражаются на передовой. Он инстинктивно хочет оставаться невидимым, и для нас в эру всеобщего эксгибиционизма это само по себе удивительно».

«Против течения», режиссер Янг Чао (основной конкурс)

Картина китайского режиссера, обладателя каннской «Золотой камеры», получила прохладные, как резкий ветер на реке, рецензии западных критиков. Если бы КиноПоиск писал об этой поэтической ленте полноценный отзыв, он, скорее всего, назывался бы «50 оттенков синего». Путешествие главного героя по реке окутано синей дымкой настолько, что когда ближе к финалу на экране появляются люди в красном, кажется, что до этого изображение было монохромным.

«Против течения» избегает традиционной сюжетной структуры, хотя главный герой, капитан небольшого грузового судна, очевидно, должен доставить некий груз по реке Янцзы, но куда больше его интересует книга стихотворений, оставленная кем-то из его предшественников на борту. Каждому портовому городу по пути соответствует стихотворение (если верить английским субтитрам, невероятно красивое), и почти в каждом главный герой встречает таинственную девушку. Путешествие длится больше месяца, девушка постоянно меняется, помощники нашего героя покидают, груз пропадает, река движется к истокам. «Против течения» — кино плавное и медитативное, как воды самой Янцзы, важной для истории Китая реки, и такое же для западного зрителя загадочное, если не сказать, что усыпляющее.

«Пока женщины спят», режиссер Уэйн Ван (секция «Панорама Special»)

Фильм китайца Уэйна Вана старается быть стильным триллером, в котором реальность трудно отличить от вымысла главного героя, однако получается не очень. За основу Вонг взял короткий рассказ испанца Хавьера Мариаса, напечатанный в журнале The New Yorker. Действие картины разворачивается в роскошном отеле на японском курорте Изу Имайхама, куда молодой писатель Кенжи приехал вместе с женой — литературным редактором. Внимание супружеской пары привлекают необычные постояльцы — взрослый мужчина и юная красотка, которая явно не является его дочерью. Подглядывая за мистером Сахарой (так зовут странного мужчину, а играет его Такеши Китано, впервые за 12 лет снявшийся в кино у другого режиссера) и его спутницей Мики, писатель выясняет, что Сахара каждую ночь записывает Мики на видео, чтобы запечатлеть последние моменты ее невинности. Сахара понимает, что однажды Мики влюбится и предаст его, и тогда ему придется с ней расстаться.

Мучимый творческим кризисом Кенжи увлекается наблюдением за необычной парой, постепенно придумывая им историю и фантазируя, как будут развиваться их отношения. Чтобы развеять старательно нагнетаемую атмосферу, пару раз в кадре появится совершенно бесполезный персонаж в лице владельца маленького кафе, неожиданно выдающего занятные факты. Например, кто знал, что колготки и чулки плотностью от 40 до 60 ден самые сексуальные? А вот ученые доказали.

Интересно, что первоначально Уэйн Ван собирался в соответствии с литературной основой снимать картину в Испании. Первые версии сценария были написаны на испанском, но во время фестиваля в Пусане в 2014 году продюсер Вана сообщил ему, что синопсис проекта на японском прочитал Такаши Китано, проявив интерес к роли загадочного пожилого видеолюбителя. Ван — фанат Китано как актера и режиссера, поэтому он с легкостью перенес действие в Японию.

«Раненый ангел», режиссер Эмир Байгазин (секция «Панорама Special»)

Во время пресс-показа казахского фильма в зале было буквально десятка два журналистов. Параллельно шел первый сеанс «Гения» с Джудом Лоу и Колином Фёртом. Тем не менее мы не могли пропустить новый фильм Эмира Байгазина, чей полнометражный дебют «Уроки гармонии» с успехом был представлен два года назад здесь же, в Берлине, получил «Серебряного медведя» за операторскую работу и произвел на КиноПоиск неизгладимое впечатление. Оператором тогда был Азиз Жамбакиев, который теперь успешно работает в российском кино. Новую картину Байгазина снял француз Ив Кап. Фестивальный буклет называет «Раненого ангела» второй частью трилогии о непростых отношениях подростков с окружающим миром, которая началась «Уроками гармонии». Сам режиссер, правда, утверждает, что снимает не столько о подростках, сколько о людях вообще, используя юный возраст героев как увеличительное стекло, чтобы показать универсальную борьбу человека за выживание, недостатки и проблемы общества.

Однако если первый фильм Байгазина, несмотря на тяжелую тему насилия среди школьников, смотрелся легко, то «Раненый ангел» оставляет гнетущее впечатление. Четыре истории о моральном выборе, который делают мальчики в казахской глуши в конце 1990-х, когда страна окончательно погрузилась в кризис, а электричество отключают каждый вечер в целях экономии, совершенно не жалеют зрителя. Каждая из новелл заканчивается печально: один из ребят отправляется в тюрьму за воровство, другой бросает пение и начинает бить тех, кто слабее. Герой последней новеллы, Аслан, мечтавший стать хирургом, бросает учебу, будучи уверенным, что внутри у него растет дерево. «Раненый ангел», скорее всего, если и доберется до России, то только в фестивальном формате.

«Конец», режиссер Гийом Никлу (секция «Форум»)

КиноПоиск сломался на этом фильме, поэтому вот некоторые записи, которые мы сделали во время просмотра.

Извините.

Нашли ошибку?
Выделите нужный фрагмент текста (не более 3000 символов) и нажмите:
Надя идет наперекор отцу ради любви и большого спорта. Трогающая до слез мелодрама с Александром Петровым
В главных ролях:Александр Петров, Мария Аронова, Анна Савранская, Степан Белозеров, Сергей Лавыгин, Сергей Беляев, Василий Копейкин
Режиссер:Юрий Хмельницкий
Смотрите по подписке

Смотрите также

4 апреля5
21 декабря 202351
12 декабря 2023113
5 октября 20234

Главное сегодня

Вчера9
Сегодня0
Вчера7
Вчера5
17 апреля21
Вчера1
17 апреля3
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации