Семь фильмов «Темных ночей», на которые стоит обратить внимание

Обсудить0

Фестиваль «Темные ночи» проходил в Таллине с 13 по 29 ноября и завершился победой южнокорейской картины «Престол» — костюмной исторической драмы, действие которой развивается при дворе короля в 1762 году. Южная Корея отправила картину на «Оскар». Режиссер Ли Чон Ик так вдохновился атмосферой фестиваля, что денежный приз в 10 000 евро вернул организаторам для развития смотра в следующем году. Такое случилось в истории фестиваля впервые.

КиноПоиск провел в Таллине четыре дня и выбрал из программы семь любопытных картин.

«В лучах солнца», режиссер Виталий Манский

За свою документальную картину о Северной Корее Манский получил в Таллине сразу две награды — премию за режиссуру и специальный приз жюри. «В лучах солнца» отлично приняли на главных документальных смотрах Европы в Лейпциге, Амстердаме и в Йиглаве. Сейчас фильм продолжает шествие по зарубежным кинофестивалям и рано или поздно будет показан в России. Документалисту Манскому удалось практически невозможное — запечатлеть самую закрытую страну в мире, умудрившись обойти навязанные северокорейской стороной правила игры. Вместо фильма по заранее утвержденному сценарию российская съемочная группа фиксирует весь бэкстейдж по созданию идеальной картины из жизни северокорейской школьницы. Самые впечатляющие кадры — крупный план измученной своей миссией девочки, вынужденной изображать образцовую пионерку.

«Темные ночи»: Как устроен фестиваль в столице Эстонии

«Внутри ячейки», режиссер Николя Бухриф

Триллер о небольшой террористической ячейке в Париже раньше назывался «Сделано во Франции». Картине Николя Бухрифа ужасно не повезло стать фактически пророком грядущих терактов, из-за которых фильм никак не может выйти в прокат у себя на родине. Релиз должен был состояться в начале года, но из-за расстрела редакции сатирического журнала «Шарли Эбдо» прокатчик SND побоялся заниматься картиной на больную тему. Затем компания Pretty Pictures взялась выпустить фильм на экраны 4 ноября, но перенесла релиз на 18 ноября из-за высокой конкуренции. Париж уже заполнили постеры с автоматом Калашникова на фоне Эйфелевой башни, но грянуло 13 ноября. В этот день во французской столице произошла серия терактов, и выход фильма вновь пришлось отложить, а постеры — срочно убрать с улиц и из подземки. В итоге пока ленту показали зрителям лишь на фестивалях в Пусане и Таллине вне конкурса.

Главный герой «Внутри ячейки» — журналист Сэм арабско-французского происхождения, знаток мусульманской культуры, мечтающий написать статью о джихаде. Ради материала он посещает подпольную мечеть на окраине Парижа и становится частью группы террористов, готовящих взрыв в центре города. Картина Бухрифа не избегает определенных клише и является средним, но крепким представителем своего жанра. Ценно другое. Лента вскрывает очень болезненную тему доморощенного, внутреннего терроризма. Ее герои — потомки мигрантов, родившиеся уже в Европе, а один и вовсе француз по национальности, ищущий в радикальной деятельности какой-то собственный смысл существования. Их увлекают не религиозные идеи, а возможность придать очень скромной жизни продавца обуви глобальное предназначение. И, как отмечает Сэм, они не только не знают арабского, но и Коран едва ли читали.

«В поисках Бабеля», режиссер Дэвид Новак

Исаак Бабель, автор «Конармии» и «Одесских рассказов», был расстрелян в 1940 году. Его обвинили в шпионаже, под пытками выбив из писателя признательные показания. Весь его архив, а это десятки неоконченных произведений, был конфискован и утерян. Спустя 75 лет после смерти деда Андрей Малаев-Бабель, театральный режиссер и педагог, отправляется в путешествие по Украине, Франции и России, чтобы своими глазами увидеть знаковые для Исаака Бабеля места и поговорить с людьми, которые его знали или изучали его творчество.

Синагога, упомянутая в «Конармии», все так же разрушена и почти не видна из-за буйной растительности. В одесской квартире Бабеля ныне проживает богатый чиновник, а и интерьеры поражают безвкусицей. На дачный участок в подмосковном Переделкино, где Бабеля арестовали в мае 1939-го, внука писателя не пускают суровые охранники, угрожая разбить камеру. Впрочем, куда чаще Андрей встречает людей, влюбленных в литературу и оберегающих наследие его деда. Трогательное и иногда пробирающее до слез путешествие сопровождается отрывками из Бабеля на английском. Их читает Лив Шрайбер.

«Заря», режиссер Лайла Пакалныня

«Заря» — это название колхоза в Латвии, где живет Янис, латышский аналог Павлика Морозова. Черно-белая лента получила в Таллине награду за операторскую работу. Камера Войцеха Старона то взлетает ввысь, то приближается вплотную к лицам героев и увлеченно играет светом и тенью, напоминая вдруг кадры из фильмов Сергея Эйзенштейна. Намек не был случаен: режиссер училась во ВГИКе и именно там узнала о печальной судьбе картины «Бежин луг» Эйзенштейна, которая как раз рассказывала о коллективизации и пионере-доносчике. Несмотря на то, что фильм был практически готов, его подвергли резкой критике (по легенде, несмонтированный материал с несколькими дублями показали Сталину и тот возмутился: как можно снимать одну и ту же сцену восемь раз!), а производство свернули.

Пакалныня сняла своеобразный трибьют Эйзенштейну, в котором даже есть сцена разгрома церкви. Хотя абсурдистской картине латышского режиссера не хватает стройности, терпеливые зрители смогут получить удовольствие от этого ироничного взгляда на историю и мифы советского времени. В качестве некоторого аналога можно привести «Ангелов революции» Алексея Федорченко, тоже авторски перерабатывающего исторический материал.

«Крокодил Геннадий», режиссер Стив Хувер

Документальный фильм-портрет Геннадия Мохненко — пастора из Мариуполя, вставшего на нелегкий путь борьбы с наркоманией и детской беспризорностью в городе. Геннадий организовал реабилитационный центр для беспризорников «Республика Пилигрим», куда детей с улиц увозил практически насильно. Иногда ему удавалось помочь подросткам избавиться от зависимости и изменить свою жизнь, иногда (кажется, едва ли не чаще) дети убегали обратно, к верной смерти. Пастор действует без разрешений и ордеров («Мне не нужна бумага, чтобы делать доброе дело»), поднимает жителей на борьбу с продажей доступных наркотиков в аптеках без рецепта, активно выступает на телевидении и вообще, кажется, ощущает себя немного Джеймсом Бондом. Вернее, крокодилом Геной из мультфильма, который помогал всем ребятам.

«Крокодил Геннадий» — тяжелое зрелище с опухшими лицами, гниющими телами, сценами похорон подростков. Далекий, но все же заметный фон — Майдан, борьба за власть, разбитые стекла и военные в городе. Несмотря на отсутствие четкого сюжета, бесконечная борьба пастора Геннадия все 96 минут держит зрителя приклеенным к экрану. Режиссер Стив Хувер ловко монтирует сцены из жизни Мохненко с кадрами из «Чебурашки» — получается удивительно логичный диалог. «Тебе что, делать нечего?» — спрашивает крокодил Гена мальчика, залезающего в яму вверх тормашками. «Совсем нечего!» В современном Мариуполе это «совсем нечего» приводит к более страшным последствиям. Картину Стива Хувера можно будет увидеть в Москве на «Артдокфесте», где лента участвует в основном конкурсе.

«Франкофония. Лувр под немецкой оккупацией», режиссер Александр Сокуров

«Франкофонию» в Таллине показывали в рамках программы «Панорама», а премьера нового фильма Александра Сокурова состоялась в сентябре на фестивале в Венеции, где ее тепло приняли критики. После «Русского ковчега» Сокуров вновь ставит в центр повествования музей — сокровищницу культуры, но на этот раз Лувр в годы Второй мировой войны. Размышления режиссера в кадре продолжаются документальной хроникой военного времени, чтобы смениться игровыми эпизодами с его версией исторических событий.

Это причудливый микс киноэссе, игрового фильма и документалистики, рассказывающий о встрече в Париже двух людей — немецкого генерала графа Вольф-Меттерниха и директора музеев Франции Жака Жожара. Немцу и французу удается не допустить вывоза достояния Французской Республики — и цивилизации в Германию, сохранив главное, искусство. Кстати, Эрмитаж в годы блокады Ленинграда — с пустыми рамами на стенах и лагерем для раненых — тоже появляется в «Франкофонии», трагически контрастируя с Лувром. В феврале лента Сокурова выйдет в российский прокат.

«Хичкок/Трюффо», режиссер Кент Джонс

Премьера документального фильма Кента Джонса состоялась в этом году на Каннском кинофестивале. Более подходящего места для этой киноманской картины и не придумаешь. Дэвид Финчер, Уэс Андерсон, Питер Богданович, Мартин Скорсезе, Ричард Линклейтер и другие рассказывают о своем отношении к гению Хичкока, а параллельно разговор с режиссером ведет молодой француз Трюффо. Этот разговор состоялся в 1962 году на студии Universal и шел целую неделю, после чего в 1966 году Трюффо выпустил книгу на его основе, надеясь развенчать стереотипное восприятие работ Хичкока как жанровых, чисто развлекательных картин.

Услышать голоса двух незаурядных режиссеров, заглянуть в их переписку («Ваши слова растрогали меня до слез», — пишет Хичкок французскому коллеге), увидеть что-то новое в засмотренных до дыр картинах, узнать, как Хичкок повлиял на кино, каким оно стало сегодня — это ли не рай для настоящего ценителя? Наконец, «Хичкок/Трюффо» дает зрителю возможность понять, как фильмы гения саспенса воспринимались публикой его времени. «На показе „Психо“ зрители кричали. И это было не просто „А! А!“. Это было „АААААААА!“», — невозмутимо говорит Богданович. «Впервые поход в кино стал чем-то опасным», — соглашается Скорсезе. Одна беда: кадры из фильмов Хичкока со всеми невероятно ценными комментариями пролетают так быстро, что хочется перемотать назад и посмотреть еще, чтобы на этот раз точно ничего не упустить.

Все эти семь картин вызвали на фестивале «Темные ночи» повышенный интерес публики, часто несмотря на отсутствие звезд и непростые темы, но именно ради таких открытий и стоит посещать фестивали. Чтобы не пропустить выход лент в прокат или показ на отечественных смотрах, можно подписаться на обновления на странице каждой из картин.

Нашли ошибку?
Выделите нужный фрагмент текста (не более 3000 символов) и нажмите:
Расследуя гибель сестры, Рита узнает жуткие тайны своей семьи. Атмосферный детектив с Петром Фёдоровым
В главных ролях:Пётр Фёдоров, Дарья Мороз, Иева Андреевайте
Режиссер:Александр Кириенко
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

Она вам не «Орел»: Как прошла церемония вручения «Ники»

Она вам не «Орел»: Как прошла церемония вручения «Ники»

29 марта 201764
Лунгин, Манский и Хлебников вступились за «Матильду»

Лунгин, Манский и Хлебников вступились за «Матильду»

7 февраля 201769
Бабушкин секрет и вирус «Стакснет»: 12 лучших докфильмов года

Бабушкин секрет и вирус «Стакснет»: 12 лучших докфильмов года

30 декабря 20167
«Артдокфест-2016»: Лучшие внеконкурсные фильмы

«Артдокфест-2016»: Лучшие внеконкурсные фильмы

28 ноября 20160

Главное сегодня

Рецензия

Зак Эфрон идет «За пивом!». Станислав Зельвенский доволен

Вчера9
Зак Эфрон идет «За пивом!». Станислав Зельвенский доволен
«Блондинка»: жестокий и красивый кошмар о жизни Мэрилин Монро
Крупным планом

Подкаст«Блондинка»: жестокий и красивый кошмар о жизни Мэрилин Монро

Вчера3
Как Рами Юссеф стал первым человеком, которому удалось снять классную комедию об исламе
Портрет героя

Как Рами Юссеф стал первым человеком, которому удалось снять классную комедию об исламе

3 октября3
Что происходит в прокате: в России лидирует фэнтези «Красная Шапочка», в США — хоррор «Улыбка»
Сборы

Что происходит в прокате: в России лидирует фэнтези «Красная Шапочка», в США — хоррор «Улыбка»

Вчера0
5 фантастических романов, которые заслуживают экранизации
Книги

5 фантастических романов, которые заслуживают экранизации

Вчера14
«Лишенный юмора фарс». Чем критикам не понравился «Амстердам» с Марго Робби и Кристианом Бэйлом

«Лишенный юмора фарс». Чем критикам не понравился «Амстердам» с Марго Робби и Кристианом Бэйлом

3 октября5
«Корона» с драконами: Станислав Зельвенский — о том, за что мы полюбили эту мыльную оперу

«Корона» с драконами: Станислав Зельвенский — о том, за что мы полюбили эту мыльную оперу

3 октября5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации