Ушел из жизни мастер хорроров Уэс Крэйвен

Начиная со своего дебюта, фильма ужасов «Последний дом слева», где Крэйвен отвечал не только за режиссуру, но и за сценарий и монтаж, постановщик заявил о себе как о человеке, который ломает устои жанра, вносит в него нечто новое, включая непривычное для хорроров чувство юмора.

Уэс Крэйвен родился 2 августа 1939 года в Кливленде, штат Огайо, и воспитывался в строгой баптистской семье. Его образование включало в себя степень бакалавра по английскому и психологии в колледже Уитона, а также степень магистра по философии и литературе Университета Джона Хопкинса.

Некоторое время Крэйвен преподавал английский в Вестминстерском колледже, а его первой работой в кино стал монтаж звука в одной из нью-йоркских кинокомпаний. Преподавательскую работу Уэс в итоге оставил, чтобы снимать порнографические фильмы. Режиссер признавался, что работал под псевдонимами.

Первый полнометражный фильм Крэйвена вышел в 1972 году. «Последний дом слева» был частично основан на ленте Ингмара Бергмана «Девичий источник» и снимался за весьма скромную по меркам кино сумму в 87 000 долларов. По сюжету две подруги, отправляющиеся на рок-концерт, оказываются в лапах у преступников, которые отвозят своих жертв в лес и издеваются над ними.

Критика хорошо приняла фильм, но цензура не была в восторге. Из-за экранного насилия «Последний дом слева» запретили в Великобритании аж до 2002 года. Найти полностью нетронутую цензорскими ножницами версию сложно, поскольку даже киномеханики умудрялись вырезать некоторые фрагменты, прежде чем запустить ленту. По словам Крэйвена, некоторые были настолько возмущены фильмом, что крали копии из кинотеатров и сжигали их.

В 1984 году Уэс Крэйвен перевернул жанр молодежного хоррора, сняв картину «Кошмар на улице Вязов» (в ней свою первую роль сыграл начинающий актер Джонни Депп). Кошмар в полосатом свитере, кошмар с перчаткой, кошмар с обожженным лицом — Фредди Крюгер стал одним из самых известных антигероев в мировом кино. По сюжету Крюгер являлся во снах подросткам и убивал их.

Вдохновением для «Кошмара» послужила статья в LA Times, которую Крэйвен прочитал еще в 1970-х. В ней рассказывалось о людях из Камбоджи, которые бежали в Штаты, где видели чудовищные сны. Многие отказывались спать, но некоторые умирали во сне.

Свою идею Крэйвен предлагал нескольким студиям, но в итоге «Кошмар на улице Вязов» стал первым фильмом независимой компании New Line Cinema, которая к тому моменту занималась только прокатом кино. Несмотря на то, что впоследствии на студии было снято немало крупных картин (в том числе «Властелин колец»), New Line до сих пор именует себя «Домом, который построил Фредди».

Кроме Джонни Деппа, Крэйвен также открыл миру Шэрон Стоун, сняв ее в фильме «Смертельное благословение», и дал первую главную роль Брюсу Уиллису в эпизоде сериала «Сумеречная зона».

Оригинальный бюджет «Кошмара» составил 700 000 долларов, но в итоге увеличился до 1,1 млн. «Половину бюджета оплатил один мужик из Югославии, который очень хотел видеть свою девушку в кино», — рассказывал впоследствии продюсер Роберт Шэй. Крэйвен долго думал над маской, которую будет носить его злодей, но в итоге решил, что у него будет просто обожженное лицо в шрамах.

«Мне никак не удавалось найти актера на роль Фредди Крюгера. Все были очень милыми и тихими с подростками, а мне нужна была ярость. К счастью, появился Роберт Инглунд. Он был не настолько высоким, как мне хотелось, на лице у него был детский жирок, но он поразил меня пониманием Фредди и готовностью следовать в самые темные закоулки мысли», — вспоминал режиссер в прошлом году.

«Кошмар на улице Вязов» собрал 1,2 млн в первую неделю проката, а в общей сложности только в США фильм заработал 25,5 миллиона долларов. Критики хвалили Крэйвена за умение размыть границу между реальностью и сном, а также за игру с восприятием фильма зрителями.

На протяжении последующего десятилетия после релиза фильма Фредди жил в продолжениях разного качества, сам Крэйвен также возвращался к нему, но новый фильм, изменивший подход к жанру, Крэйвен выдал в 1996 году. Тогда жанр хоррора практически исчез из кинотеатров, а режиссер сумел придать ему новое дыхание.

Начинающий сценарист Кевин Уильямсон, большой поклонник хорроров, разрабатывал картину под названием «Страшное кино», вдохновившись историей серийного убийцы Дэнни Роллинга — Гейнсвиллского потрошителя. Уильямсон написал сценарий на 18 страниц о девушке, которая находится одна в доме, отвечает на звонок, а затем на нее нападает киллер в маске. Затем на протяжении трех дней Кевин написал трилогию «Крик».

Студия Miramax, взявшаяся за разработку проекта Уильямсона, предлагала фильм самым разным режиссерам. Роберт Родригес, Дэнни Бойл, Джордж А. Ромеро и Сэм Рэйми присматривались к сценарию, но, как вспоминал Кевин, они не понимали суть фильма. Понял только Уэс Крэйвен. Снятый за 25 миллионов «Крик», заработал в мире 173 миллиона долларов, вернув хорроры на карту кино.

В перерыве между вторым и третьим «Криками» Крэйвен отошел от привычного для себя жанра, сняв мелодраму «Музыка сердца» с Мэрил Стрип. «Было очень сложно заманить зрителя на этот фильм, учитывая мое имя, — вспоминал Уэс. — Приходилось его скрывать».

Крэйвен также снял психологический триллер «Ночной рейс», поставил сегмент для альманаха «Париж, я люблю тебя », продюсировал ремейки «У холмов есть глаза» и «Последний дом слева». Его заключительной режиссерской работой стал «Крик 4», но Крэйвен успел приложить руку к разработке сериала по мотивам франшизы.

Премьера одного из последних продюсерских проектов Уэса Крэйвена — хоррора The Girl in the Photographs — пройдет в сентябре на кинофестивале в Торонто.

«Я родом из простой семьи и рад, что у меня есть работа. Считаю, что снимать кино на протяжении 40 лет — это выдающаяся возможность и потрясающий дар», — говорил Уэс Крэйвен.

Режиссер умер от рака мозга в своем доме в Лос-Анджелесе в окружении родных и близких. Ему недавно исполнилось 76 лет.

Нашли ошибку?
Выделите нужный фрагмент текста (не более 3000 символов) и нажмите:
Обычный Парень меняет ход игры: экшен-комедия с Райаном Рейнольдсом и Тайкой Вайтити теперь в подписке
В главных ролях:Райан Рейнольдс, Джоди Комер, Лил Рел Ховери
Режиссер:Шон Леви
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

Питер Богданович: человек, который очень любил кино

Питер Богданович: человек, который очень любил кино

10 января
Сергей Соловьев: хроникер туманных времен

Сергей Соловьев: хроникер туманных времен

14 декабря 2021
«Кошмар на улице Вязов»: перезагрузка слэшера или культовая драма взросления?
Культовое кино

«Кошмар на улице Вязов»: перезагрузка слэшера или культовая драма взросления?

27 октября 202124
Петр Мамонов: Демон и святой русского космоса

Петр Мамонов: Демон и святой русского космоса

16 июля 2021

Главное сегодня

Сериалы

«Позолоченный век»: костюмный сериал о Нью-Йорке конца XIX века, снятый на сдачу от «Аббатства Даунтон»

Вчера3
«Позолоченный век»: костюмный сериал о Нью-Йорке конца XIX века, снятый на сдачу от «Аббатства Даунтон»
«Не смотрите наверх»: актуальная сатира или несмешная тягомотина?
Крупным планом

Подкаст«Не смотрите наверх»: актуальная сатира или несмешная тягомотина?

Вчера8
Как снимает Пол Томас Андерсон

ВидеоКак снимает Пол Томас Андерсон

22 января19
Новый «Человек-паук» поменял правила игры в своих вселенных. Как это произошло и что будет дальше?
Мнение

Новый «Человек-паук» поменял правила игры в своих вселенных. Как это произошло и что будет дальше?

21 января19
Фильм недели: «Аллея кошмаров». Бродячий цирк Гильермо дель Торо — с Гитлером и карликом на арене

Фильм недели: «Аллея кошмаров». Бродячий цирк Гильермо дель Торо — с Гитлером и карликом на арене

21 января22
10 лучших трейлеров недели: Оскар Айзек прыгает по крышам, а Юра Борисов спасается от ада

10 лучших трейлеров недели: Оскар Айзек прыгает по крышам, а Юра Борисов спасается от ада

21 января0
В прокате — драма Озона об эвтаназии. Советуем 8 фильмов об умирании и рассказываем, зачем их вообще смотреть

В прокате — драма Озона об эвтаназии. Советуем 8 фильмов об умирании и рассказываем, зачем их вообще смотреть

21 января5
Комментарии
Мы стремимся к тому, чтобы обсуждение материалов на Кинопоиске было уважительным по отношению к их героям и авторам, поэтому закрываем комментарии к публикациям на острые и чувствительные темы.