«Сын Саула»: Кошмар почти не виден

Обсудить0

Говорить об этом фильме непросто, равно как и некоторым будет непросто его смотреть. Скажем так, пришедшая на показ девушка с попкорном рассыпала его минут через десять после начала. Действие «Сына Саула» развивается в Освенциме, а главный герой — член зондеркоманды венгр Саул Ауслендер. Таким кино о концлагере еще не показывали.

Зондеркоманды собирались из пленников, которым давали условия жизни чуть лучше (отдельные бараки, еда, сигареты), чем остальным, но за это они должны были выполнять работу, от которой у немецких солдат сдавали нервы. Саул и его коллеги с красными крестами на спинах встречают прибывших в Освенцим евреев, сопровождают их в специальное помещение, где рассказывают, что им предстоит работать (и даже за деньги), но сначала необходимо пройти дезинфекцию и принять душ. Обнаженных людей загоняют в «душевую», двери за ними захлопываются.

Пока из-за дверей слышатся нечеловеческие крики умирающих от газа людей, зондеркоманда собирает одежду, обыскивает на предмет ценных вещей, а затем уже убирает трупы и отправляет их в крематорий.

На одной из таких чисток Саул видит чудом выжившего мальчика. Когда прибывший офицер СС собственноручно душит ребенка, Саул решает, что мальчика нужно похоронить как подобает, прочитав кадиш. Но сам он молитвы не знает и пытается искать раввина. Тем временем становится известно, что скоро вся зондеркоманда будет расстреляна, и мужчины начинают готовить побег, в который вовлекают Саула. Однако мысли о побеге его уже не занимают.

«Сын Саула» действительно очень непривычно снят. Камера следует исключительно за главным героем, изредка показывая то, что он видит (как убивают мальчика, как ведет допрос офицер, как над Саулом издеваются эсэсовцы — совсем нелепая и ненужная сцена, как нам кажется). Крупный план лица непрофессионального актера Гезы Рёрига — вот все, что видит зритель. У Саула нет эмоций, что совершенно логично: когда проводишь каждый день в нескольких кругах ада, атрофируются любые эмоции.

«Мне хотелось снять фильм, который будет что-то значить для меня и, может, для других поколений, — говорит Ласло Немеш, ученик великого венгра Белы Тарра. — Это поколение не рассматривает истории о выживании через призму травмы холокоста. Это поколение мало знает о том, что было, так что оно стоит как бы особняком. Нашей задачей было попытаться вычленить историю из учебников и перенести ее в настоящее, сфокусировавшись на одном человеке, не отвлекаясь на все, что мы хотим сказать и показать».

Сюжет «Сына Саула» развивается на протяжении полутора дней, но не ждите, что персонаж получит развитие по сценарным учебникам. «Я не искал героя, меня не интересовала история с точки зрения выживания, — говорит режиссер. — Мне даже не было интересно показывать „фабрику смерти“. Я искал уникальную перспективу, чтобы рассказать историю в максимально простом и гуманистическом ключе. Я смотрю на мир глазами Саула Ауслендера, венгерского еврея, члена зондеркоманды, и я ограничиваю свой фильм этой перспективой. Хотелось снять кино историческое, но вместе с тем живое. Учитывая это, мой фильм сильно отличается от „Списка Шиндлера“, который очень хороший, талантливый, драматичный и практически эпический фильм. Мой фильм не о выживании. Он о реальности смерти. Выживание — ложь. Оно было исключением».

Ласло НемешЛасло Немеш

Венгерский поэт из Нью-Йорка Геза Рёриг, сыгравший Саула, тоже не обходится без упоминания «Списка Шиндлера»: «Тот фильм рассказывает о плохих и хороших людях, а в нашем такого нет. Мы одновременно злодеи и герои». О том, как показаны члены зондеркоманды в фильме Немеша, было много разговоров во время Каннского фестиваля. По свидетельствам историков, это были довольно специфические люди, по жестокости порой превосходящие своих работодателей. Но эту тему Немеш обходит. Его вообще не интересуют люди, которые суетятся вокруг. Также Рёриг довольно резко реагировал на пресс-конференции в Канне на вопрос о том, что члены зондеркоманды были наполовину жертвами, а наполовину палачами: «Эти люди страдали сильнее других. Они жили в эпицентре ада. Считаю, они заслуживают уважения. Некоторые из них сами бросались в газовую камеру».

Что же касается вопроса веры, который поднимается в фильме, то Геза Рёриг, будучи человеком верующим, рассуждает так: он не хотел бы получить доказательство существования Бога, потому что в противном случае он был бы загнан в угол, а о свободе волеизъявления можно было бы забыть. «Мне всегда нравится, что есть возможность сказать „нет“. Вера как любовь. Однажды ты встречаешься с девушкой и считаешь, что она идеальна. Невозможно доказать любовь, отрезав палец. Но все же миллионы готовы пойти на это во имя божества. Вера не может быть слепой. Только идолопоклонничество. Так что пресловутые миллионы, на мой взгляд, люди не религиозные. Они просто последователи культа».

Геза РёригГеза Рёриг

Безусловно, фильм произведет впечатление на ряд зрителей, но КиноПоиск остался разочарован. Кто сказал, будто «Сын Саула» не смакует чудовищные подробности «фабрики смерти»? Вот горы трупов, вот погрузка тел в печи, а вот пепел сбрасывают в реку. В какой-то момент рядом с лицом Саула появляется обнаженная женская грудь без всякого размывания (все происходящее за фигурой Саула размыто порой до цветовых пятен). Это ли не смакование?

Фильм Немеша во многом полагается на звук и на воображение зрителя. «Нет никакого ужаса в выстреле, лишь в его ожидании», — говорил Альфред Хичкок. Но он также говорил вот что: «Если фильм хорош, то при выключенном звуке зритель все равно поймет, что происходит». И тут как раз фильм Немеша потеряет весь смысл. Потому что при отключении звука понять, что именно происходит с героем, будет сложно.

И, наконец, дурную шутку с этой картиной сыграл фильм открытия Одесского кинофестиваля «Реальность» Квентина Дюпьё. Во время просмотра «Сына Саула» изредка так и виделся герой Алена Шабы, ищущий идеальный крик, чтобы получить финансирование для своего дебютного фильма.

Нашли ошибку?
Выделите нужный фрагмент текста (не более 3000 символов) и нажмите:
Обычная жизнь в Санкт-Петербурге резко меняется с появлением человека в маске Чумного Доктора
В главных ролях:Тихон Жизневский, Любовь Аксенова, Алексей Маклаков и др.
Режиссер:Олег Трофим
Уже в кино
Купить билет

Смотрите также

Премьеры недели: Хэллоуин, дебют Пола Дано и йети

Премьеры недели: Хэллоуин, дебют Пола Дано и йети

17 октября 20188
«Главный герой — концлагерь»: Как показывали лагеря смерти в кино

«Главный герой — концлагерь»: Как показывали лагеря смерти в кино

2 мая 201852
5 фильмов Одесского фестиваля, о которых вы еще услышите

5 фильмов Одесского фестиваля, о которых вы еще услышите

24 июля 20166
Стал известен состав жюри 69-го Каннского кинофестиваля

Стал известен состав жюри 69-го Каннского кинофестиваля

26 апреля 201614

Главное сегодня

Стали известны лауреаты премии BAFTA-2021. Больше всего статуэток получила «Земля кочевников»

Вчера2
Стали известны лауреаты премии BAFTA-2021. Больше всего статуэток получила «Земля кочевников»
Как «Амели» притворяется милой сказкой
Культовое кино

ВидеоКак «Амели» притворяется милой сказкой

10 апреля16
Чип в голову или ДНК-тест? 7 способов наладить отношения с помощью технологий
КиноПоиск HD

Чип в голову или ДНК-тест? 7 способов наладить отношения с помощью технологий

10 апреля8
Что смотреть дома: «Гуляй, Вася! Свидание на Бали», «Любовное настроение», «Хемингуэй»
Выбор редакции

Что смотреть дома: «Гуляй, Вася! Свидание на Бали», «Любовное настроение», «Хемингуэй»

9 апреля5
Вышел новый «Мортал Комбат». Что о нем нужно знать?

Вышел новый «Мортал Комбат». Что о нем нужно знать?

9 апреля75
Александр Роднянский, Тимур Бекмамбетов, Дмитрий Сыендук и другие лидеры индустрии стали кураторами КиноПоиска
КиноПоиск HD

Александр Роднянский, Тимур Бекмамбетов, Дмитрий Сыендук и другие лидеры индустрии стали кураторами КиноПоиска

9 апреля23
Гильдия режиссеров США вручила премию Хлое Чжао за «Землю кочевников»

Гильдия режиссеров США вручила премию Хлое Чжао за «Землю кочевников»

Вчера1
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт