Евпатий Коловрат — рязанский боярин, о подвиге которого рассказывается в «Повести о разорении Рязани Батыем». В 1237 году Коловрат узнал о нашествии монгольского хана и вместе с отрядом из 1700 человек двинулся на Батыя, застав его врасплох. Однако монголо-татарские войска все же значительно превосходили числом отряд Коловрата, поэтому его воины потерпели поражение, а сам Евпатий погиб в бою. По легенде, Батый, пораженный мужеством рязанского боярина и его дружинников, приказал отдать тело богатыря уцелевшим русским и отпустить пленников. На территории Рязанской области установлено три памятника Евпатию Коловрату.
Сценарий киносаги о Коловрате написали Рустам Мосафир и Константин Сухарьков, которые уже работали вместе над фильмом «Ведьмин ключ» — камерным вестерном о беглом каторжнике и немой девушке в сибирской тайге начала XX века. Рабочие названия фильмов — «Евпатий Коловрат. Восхождение» и «Евпатий Коловрат. Дорога в бессмертие».
«Мы давно хотим запустить этот проект, причем сделать его без участия больших отечественных студий. Это отличный материал для экранизации, жесткий исторический боевик и при этом настоящее и честное патриотическое кино. К сожалению, у нас практически нет примеров крепких жанровых исторических фильмов, большинство картин сделано очень лубочно, — рассказал КиноПоиску Рустам Мосафир. — Евпатий Коловрат — это такие наши „300 спартанцев“ и „Храброе сердце“, а поскольку это эпичная батальная история, то она требует длительной подготовки и большего бюджета. Поэтому мы разделили историю на две части. Первая — это приквел в духе самурайских боевиков, достаточно минималистичный. Своего рода „Коловрат. Начало“, такая предыстория героя, средневековый истерн, кровавый и брутальный. А вторая часть уже более масштабная и дорогостоящая, и если удастся, то сразу после выхода приквела начнем подготовительный период. Сценарий уже написан».
Рустам Мосафир говорит, что фильмы про Коловрата будут жанровым, а не фестивальным кино, но при этом освободятся от влияния больших продюсеров и лубочной стилистики, которая присуща другим жизнеописаниям исторических личностей. «Главным толчком для нас было то, что современному кино нужен герой, который давно не появлялся на экранах. А это действительно прекрасный и мощный национальный герой, и не нужно заимствовать ничего у американцев. Отечественные исторические картины последних лет больше похожи на экранизации учебников. В них нет пассионарности и внятности происходящего, от этого смотреть их очень скучно. Ощущение костюмированного балагана не покидает», — говорит режиссер.
Также, по словам Александра Нааса, ведутся переговоры о копродукции второй части с продюсером Тараком Бен Аммаром и его компанией QUINTA COMMUNICATIONS. В ближайшее время продюсеры обещают снять тизер проекта. Если в короткие сроки удастся найти финансирование, съемки начнутся уже этой зимой на северо-западе России.