Мы рассматривали лишь картины, выходившие в российский прокат в 2013 году. При составлении десятки учитывалось не только количество упоминаний, но и место, на котором оказывалась лента.
1. «Гравитация», режиссер Альфонсо Куарон
Фильм, открывавший юбилейный, семидесятый по счету Венецианский кинофестиваль, конечно, ждали. Но с определенной долей скептицизма, как и все голливудские долгострои. Но оказалось, что Куарон не зря потратил пять лет на сложнейшие манипуляции с техникой: картина покорила не только критиков, но и зрителей, сделавших ленте хорошую кассу. Вот как комментирует свой выбор оператор КиноПоиска Виктория Раевская: «„Гравитация“ — фильм-состояние. Полное погружение в космос. Не хочется выделять плюсы и минусы, этот фильм просто берет тебя и вышвыривает в невесомое пространство с героиней Буллок».
2. «Географ глобус пропил», режиссер Александр Велединский
Корреспондент КиноПоиска Дарико Цулая, увидевшая ленту одной из первых на кинофестивале «Кинотавр», комментирует эту картину так: «Градус единодушия, с которым эту картину приняли на „Кинотавре“, был настолько высоким, что сразу стало понятно: в России появился фильм, способный объединять». Добавляет помощник главного редактора Яна Умерова: «„Географ глобус пропил“ — редкий для российского кино случай, когда видишь на экране живых людей в хорошо узнаваемой и нефальшивой среде, им веришь и сопереживаешь. Они живут, любят, страдают и стараются быть счастливыми вопреки тому, что их окружает».
3. «Охота», режиссер Томас Винтерберг
Мадс Миккельсен получил приз Каннского фестиваля за лучшую мужскую роль в «Охоте» еще в прошлом году, однако лента добралась до России только в феврале
4. «Гонка», режиссер Рон Ховард
Хоть никто из редакции не рискнул поставить «Гонку» на первое место среди лучших фильмов года, но спортивная драма Рона Ховарда уверенно занимает четвертую позицию, поскольку шесть из семи человек (да, нас так мало!) включили картину в свои десятки. «Высокооктановая драма, которая заставляет то вжиматься в кресло от напряжения, то смеяться, то заливаться слезами, и в каждый из этих моментов восхищаешься актерскими подвигами Даниэля Брюля и Криса Хемсворта», — считает корреспондент КиноПоиска Александр Константинов.
5. «Капитан Филлипс», режиссер Пол Гринграсс
Когда Пол Гринграсс взялся за историю, основанную на реальных событиях, а Том Хэнкс согласился играть капитана Ричарда Филлипса, сразу стало ясно: грядут номинации на «Оскар». Но никто не ожидал, что большая часть комплиментов достанется не Хэнксу, а никому не известному выходцу из Сомали Баркхаду Абди, блестяще сыгравшему главу пиратов. Свой выбор комментирует помощник главного редактора Яна Умерова: «Понравилось, что в картине нет однозначно плохих персонажей, проникаешься не только судьбой капитана Филлипса, но и вынужденных в силу обстоятельств заниматься пиратством сомалийцев».
6. «Жизнь Адель», режиссер Абделатиф Кешиш
Каннский триумфатор, повлекший за собой ряд скандалов, фильм Абделатифа Кешиша производит впечатление вне зависимости от финального к нему отношения. И хотя Франция не послала «Адель» на «Оскар», фильм оказался в американском прокате, и Леа Сейду с Адель Экзаркопулос имеют все шансы на актерские номинации. Комментирует редактор КиноПоиска Илья Кнапский: «Грандиозное, чувственное и одновременно нервное кино о том, как вскипает, бурлит и резко стынет любовь. О взаимоотношениях двух женщин в мировом кино так размашисто еще никогда не снимали».
7. «Майор», режиссер Юрий Быков
Показанный в рамках недели критики Каннского фестиваля «Майор» взял приз зрительских симпатий на кинофестивале VOICES в Вологде, где он полюбился старшему редактору Татьяне Шороховой: «Юрий Быков, сыгравший в своей картине одну из ключевых ролей, был краток, представляя „Майора“ вологодской публике: „Фильм тяжелый“. Попробую не согласиться: фильм смотрится на одном дыхании, а тяжесть возникнет у тех, кто редко ходит в кинотеатры и никогда не видел картин о коррумпированных копах. Отдельно хочется отметить „русского Стэйтема“ — Дениса Шведова и отличную операторскую работу Кирилла Клепалова».
8. «Перед полуночью», режиссер Ричард Линклейтер
«Перед полуночью», показанный на Берлинском фестивале, затронул не только сердца женской части редакции. Главный редактор Михаил Клочков тоже отмечает фильм: «Необъявленная трилогия Ричарда Линклейтера — „Перед рассветом“, „Перед закатом“ и „Перед полуночью“ — растянулась на 18 лет, что сделало третий фильм, вышедший в этом году, одновременно и самым долгожданным, и самым неожиданным подарком для зрителей, которые уже любят героев Итана Хоука и Жюли Дельпи с того самого момента, как узнали в них себя в первый раз».
9. «Джанго освобожденный», режиссер Квентин Тарантино
Стомиллионный вестерн Квентина Тарантино вышел в России в январе
10. «Советник», режиссер Ридли Скотт
На этом месте могла бы быть «Великая красота» Паоло Соррентино или «Возмутитель спокойствия» Алекса ван Вармердама, но, поскольку один из двух сотрудников редакции, назвавших фильм Ридли Скотта, ставит ленту на первое место в году, она оказывается в нашей десятке. Комментарий старшего редактора Татьяны Шороховой: «По сути, фильм Скотта — изнанка боевиков. Вместо дерущегося героя — люди, договаривающиеся о черных делишках. Плюс роскошные диалоги, к которым у меня слабость. Помножить на „У правды нет температуры“ и самое страшное „Hola!“ в истории кино».
Было бы нечестно не огласить первое место редактора Ильи Кнапского. Он указывает игру Grand Theft Auto 5 со словами: «Кроме шуток, лучшего фильма во всех смыслах слова этот год явно не видел!»
Редакция КиноПоиска поздравляет всех читателей с наступающим Новым годом и желает в