В России стартует бравурная стилизация под эксплуатационное кино «Мачете убивает» от Роберта Родригеса. С ней в одной прокатной упряжке идут биографическая лента «Пятая власть», где Бенедикт Камбербэтч играет Джулиана Ассанжа, и сиквел мультфильма «Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек» — «Месть ГМО». От отечественного кинопрома выступает псевдодокументальная комедия «Горько!», получившая одобрение критиков.
«МАЧЕТЕ УБИВАЕТ»
Президент США (Чарли Шин, он же Карлос Эстевез) предлагает вольнолюбивому киллеру Мачете (Дэнни Трехо) поработать на американское правительство и уничтожить революционно настроенного психопата Мендеза (Демиан Бишир). Тот соглашается и отправляется в Мексику, где ему предстоит узнать, что возложенное на него задание куда сложнее, чем просто убийство неудобного фанатика.
Первый «Мачете» был логическим продолжением проекта «Грайндхаус», в котором Квентин Тарантино и Роберт Родригес занимались реставрацией любимых жанровых лент 1970-х, подпадавших под категорию эксплуатационного кино, когда-то радовавшего двух кинематографистов во время их юношеского становления.
Особенность эксплотейшнов заключалась в их ориентированности на самую нетребовательную аудиторию, а общая структура большинства подобных лент укладывалась в лаконичное правило: минимум смысла, но максимум развлечения. Вдобавок рухнувшие цензурные рамки позволяли по полной эксплуатировать (отсюда и название) в качестве завлекающих факторов такие темы, как насилие, зрелище, секс и даже нацизм (в некоторых случаях и несколько мотивов сразу, как в ленте «Ильза — волчица СС»).
Однако все это не стоило бы подробных обсуждений, если бы не один нюанс. При всей их легкомысленности эксплуатационные фильмы часто снимались людьми с самобытным видением, которым дарованная малыми бюджетами творческая независимость временами позволяла принимать довольно нестандартные художественные решения. Да и все же эксплотейшны были в самом полном смысле слова зрительским кино, так что их создатели пытались во всем угодить своей публике. Часто от классики эксплуатационного кино можно ожидать приятного саундтрека, энергичной операторской работы и динамичного экшна.
Помимо двух полнометражных сегментов («Доказательство смерти» Тарантино и «Планета страха» Родригеса), осмысливавший подобную фактуру «Грайндхаус» включал в себя поддельные трейлеры, стилизованные под архетипичные эксплуатационные фильмы. Один из них рекламировал неснятое кино о мексиканском киллере Мачете (сыгранном родственником и коллегой Роберта Родригеса, Дэнни Трехо), вышедшем на тропу войны с наркокартелем.
На самом деле подобный сюжет пришел в голову Родригесу еще во время создания дебютного «Музыканта», открывшего мексиканскому самородку дорогу в большое кино. Постановщик решил предложить этот образ колоритному второплановому актеру Дэнни Трехо, причем утверждая, что тому даже не придется играть — просто ходить и говорить.
Позднее персонаж по прозвищу Мачете был игриво введен в франшизу «Дети шпионов», и лишь затем Родригес вновь обратился к идее полноценного фильма, посвященного этому герою и основанного на поддельном трейлере из «Грайндхауса».
«Мачете» получился не менее выпуклым посвящением старому эксплуатационному кино, чем породивший его «Грайндхаус». В наличии все основные элементы: разудалый экшн, уместный саундтрек, полуголые красавицы (часто обнажающиеся без особой на то причины), безудержная отвязность, в пиковых моментах достигающая какого-то запредельного накала безумия. Скромный, но уверенный коммерческий успех фильма поспособствовал тому, что Родригес решил воплотить и заявленные в конце оригинальной ленты сиквелы «Мачете убивает» и «Мачете убивает вновь... в космосе!».
Критики к сиквелу, идейно во всем продолжающему предшественника, отнеслись не столь радушно, как к первой картине. Накал стилистического и сюжетного безумия даже для них оказался чрезмерно высок.
«Банальный и утомительный», — Сьюзан Грейнджер, SSG Syndicate.
«Просто не ждите от этого классики американского независимого кино», — Марк Савлов, Austin Chronicle.
«Мачете убивает, но при этом, к сожалению, самоубивается», — Дэйв МакДжин, Globe and Mail.
«Пытается стать фильмом, который настолько плох, что уже хорош, а получается просто плохо», — Стивен Ламбрехтс, Neon Maniacs.
«Хорошее и глупое развлечение, смотрится лучше первой картины», — Крис Бамбрэй, JoBlo's Movie Emporium.
«ПЯТАЯ ВЛАСТЬ»
В 2006 году журналист и спец по компьютерной безопасности Джулиан Ассанж (Бенедикт Камбербэтч) со товарищи организовывает проект WikiLeaks, предающий огласке множество секретных документов. Тем самым они совершают революцию в информационной и политической сферах, но разрушают собственные жизни.
Американский кинематограф постоянно пытается как можно скорее осмыслить резонансные события. Некоторые образцы такой стремительности стали классическими, как, например, «Вся президентская рать» Алана Дж. Пакулы, повествовавшая о набухании Уотергейтского скандала. Для Билла Кондона, снимавшего как серьезные ленты (принесшие ему сценарный «Оскар» «Боги и монстры»), так и пробовавшего себя в чисто развлекательном жанре (третьи «Сумерки»), пресса заранее сформулировала некоторые опасения, заключавшиеся в том, что история Джулиана Ассанжа, за которую он взялся в «Пятой власти», слишком свежа и пока открыта для дальнейшего развития, в отличие от вполне завершенных событий, рассматривавшихся в картине Пакулы.
Кондон же все равно не отступился от задуманного, как решил идти до конца и исполнитель главной роли Бенедикт Камбербэтч, вступивший с Ассанжем в не особо лестную для себя переписку. Больше всего прототипу не понравилось то, что кинематографисты взяли за основу две книги, которые, как считает сам Ассанж, довольно однобоко освещают произошедшее (первая написана его бывшим соратником Даниэлем Домшайт-Бергом, вторая же представляет собой документальное расследование, проведенное британскими журналистами).
Получившийся результат был впервые показан публике на фестивале в Торонто, где почти сразу фильм снискал противоречивые отклики. Критики считают, что «Пятая власть» во многом смотрится солиднее недавней кинобиографии Стива Джобса «Империя соблазна» с Эштоном Кутчером в главной роли, однако сильно проигрывает цельной и психологически более достоверной «Социальной сети» Дэвида Финчера, рассказывающей об основателе Facebook Марке Цукерберге.
«Режиссер Билл Кондон показывает интеллигентную, динамичную, характерную драму», — Лиза Кеннеди, Denver Post.
«Намного лучше, когда фильм сосредотачивается только на Ассанже, а игра Камбербэтча великолепна», — Уилли Вафл, WaffleMovies.com.
«Для такой истории нужен 10-часовой мини-сериал на HBO», — Дэйв Уайт, Movies.com.
«Нервный и напряженный, как и та тема, которую он разрабатывает», — Энтони Лэйн, New Yorker.
«Мне было очень важно создать объемный портрет Джулиана. Когда он стал публичной фигурой, таблоиды сразу начали на него вешать ярлыки: то он герой, то злодей. Мне же хотелось сыграть сложного человека, стоящего во главе грандиозной идеи. Личность, на которую смотрит весь мир! К тому же Джулиан очень харизматичный и потрясающе умный. То, что он посвятил свою жизнь одной великой цели, — это просто феноменально», — поведал Камбербэтч в интервью изданию The Hollywood Reporter.
«ОБЛАЧНО 2: МЕСТЬ ГМО»
После головокружительных событий на острове Поплавок Флинта Локвуда прибирает к рукам корпорация, учрежденная его кумиром детства. В стенах фирмы ученый никак не может добиться успеха. Неожиданно поступает сообщение, что на острове снова начались проблемы. Чтобы разобраться с ними, велено послать умного, но наивного Флинта, который обнаруживает на Поплавке целое пищевое поселение, грозящее пуститься в паразитирование на континент.
Гастрономическая анимационная фантазия «Облачно 2» продолжает сюжет мультфильма «Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек», созданного студией Sony Animation и вышедшего в 2009-м. Хитовая лента вольно интерпретировала сюжет уже ставшей канонической детской книги, написанной в конце 1970-х Джуди Баррет и проиллюстрированной ее супругом Роном. Опытные аниматоры Фил Лорд и Крис Миллер превратили безобидную историю в торжество фарса, в котором нашлось место постмодернистским шуткам и зрелищным сценам в духе фильмов-катастроф.
Зрители следили за историей изобретателя Флинта Локвуда, с детства помешанного на различных устройствах. Когда родной остров Поплавок впадает в экономическое уныние, вызванное закрытием сардинного завода, этот гений механики решает воплотить в жизнь свою самую амбициозную задумку — машину, превращающую влагу в еду. Испытание техники проходит успешно, однако в дальнейшем грозит поселению экологическим коллапсом.
Попробовавшие себя в традиционной игровой режиссуре и уже давшие обязательства по полнометражному мультфильму о «Лего», Лорд и Миллер на сиквеле (по-прежнему мало соотносимом с оригинальными книгами четы Баррет) взяли на себя продюсерские функции, поручив ставить проект двум другим опытным работникам студии, Коуди Камерону и Крису Пирну. Те постарались сохранить интонацию первого фильма, который почти неразрывен с продолжением (действие начинается сразу после финальной пищевой бури, стихшей после уничтожения локвудовской машины).
Критики отнеслись к сиквелу положительно, но все же большинство из них отмечают красочную визуальную сторону истории и при этом не столь лестно отзываются о не столь вдохновенном сценарии, эксплуатирующем идеи оригинальной ленты.
«Свежее и очаровывающее наслаждение», — Нелл Миноу, Beliefnet.
«Сиквел придает новых смыслов игре с едой», — Сэнди Ангуло Чен, Common Sense Media.
«Пристойный сиквел, который не так вкусен, как его предшественник», — Линда Кук, Quad City Times.
«Недоваренная смесь», — Чарльз Коплински, Illinois Times.
«Этот вкуснейший сиквел следует тому же рецепту, что и оригинальный фильм 2009 года», — Дэвид Хилтбренд, Philadelphia Inquirer.
«ГОРЬКО!»
Влюбленные друг в друга Роман (Егор Корешков) и Наташа (Юлия Александрова) хотят сыграть скромную и милую свадьбу на берегу моря, но вынуждены уступить оборотистому отчиму невесты (Ян Цапник), который хочет сделать из грядущей церемонии показное действие, где можно будет произвести впечатление на коллег и родственников. В результате мероприятие быстро обрастает всеми сопутствующими ритуалу элементами: обильной выпивкой и закуской, тамадой (Сергей Светлаков) и бузотерством.
Вал американских псевдодокументальных лент, поставленных при помощи обильной ручной съемки, постепенно сходит на нет, но, похоже, эту популярную повествовательную манеру решили взять на вооружение многие национальные кинематографии (кроме Испании, не так давно популяризировавшей ее своим хитовым «Репортажем»). Комедия Жоры Крыжовникова «Горько!» как раз выполнена в подобной стилистике, приложенной к одному из самых неоднозначных ритуалов — русской свадьбе, постоянно волею обстоятельств из романтического праздника превращающейся в некое подобие вакханалии (не так давно спродюсированный Тодом Филлипсом «Проект X» в схожем духе осмысливал разгульные вечеринки американской молодежи, доведенные в фильме до абсурда).
До того 34-летний Жора Крыжовников (псевдоним Андрея Першина) снял несколько короткометражек, из которых наиболее весомый резонанс произвело опять же псевдодокументальное «Проклятие», иронизирующее над текущим состоянием российского кинематографа (в самом начале мимолетную роль там исполняет супруга постановщика Юлия Александрова). Комедия «Горько!» стала результатом напластования свадебных переживаний самого постановщика и продюсеров Дмитрия Нелидова и Ильи Буреца. Скопившиеся истории они планировали обыграть в комедийном ключе, но при этом сохранить узнаваемость ситуаций и не превращать сюжет в фарсовое месиво.
Аккуратность создателей в обшучивании знакомых многим ситуаций обернулась положительным результатом. Критики называют «Горько!» в числе лучших российских фильмов года наряду с «Легендой № 17» (объединяет проекты и общий сценарист Николай Куликов, также работавший над «Шпионом»).
«Первая нестыдная российская комедия за долгое-долгое время», — Максим Эйдис, Time-Out.
«Чуть ли не первый пример в новейшей истории российского кино, когда авторы берутся за заведомо низкий жанр, но за счет коллективного таланта и индивидуального мастерства превращают скромный замысел в нечто большее, чем просто угарная комедия», — Никита Карцев, «Московский комсомолец».
«Что раздражает у нас в комедиях? Что это некая страна Гламурия, к России не имеющая отношения. Люди у нас так себя не ведут, так не одеваются, так не шутят. Для нас большим вдохновением являются ролики YouTube, чем обложки журналов. Нам важно, чтобы это было про Россию, про настоящих, реальных людей, чтобы это было не псевдо, а по-настоящему», — поведал в интервью КиноПоиску режиссер Жора Крыжовников.
Также в российском прокате стартуют ленты «Джастин и рыцари доблести», «Как поймать перо Жар-птицы», «Отдать концы» и «Лучшие дни впереди».