Ушел из жизни кинокритик Роджер Эберт

Роджер Эберт был не только первым кинокритиком, получившим Пулитцеровскую премию, но и одним из народных критиков не только в Америке, но и во всем мире. Его фамилию и знаменитое выражение «Два пальца вверх» знали не только киноманы, но и многие простые зрители, интересовавшиеся рецензиями.

Стивен Спилберг об Эберте: «Роджер любил фильмы, он ими жил. Его рецензии заходили гораздо дальше простых жестов «большой палец вверх» или «большой палец вниз». Он писал со страстью, отлично зная кино и историю кино, благодаря чему помог многим фильмам найти дорогу к зрителю. Наряду с Джином Шалитом, Джоэлом Сигелом и, конечно, Джином Сискелом, Роджер сделал известной телевизионную критику. Уход Роджера из жизни это конец эпохи».

Будущий критик с самого детства тяготел к журналистике. Он писал спортивные обзоры для газеты родного городка Урбана и сочинял статьи для научно-фантастических журналов. Среди его первых рецензий были отзывы на «Сладкую жизнь» Феллини и «Бонни и Клайда». Последний фильм юный критик назвал «вехой американского кинематографа».

Эберт устроился кинокритиком в газету Chicago Sun-Times в 1967 году. Одним из первых отрецензированных на новом рабочем месте фильмов была драма «Персона» Ингмара Бергмана. «Кинокритика того времени переходила от эпохи Босли Кроутера к Полин Кейл. Джанкеты и заранее записанные интервью с актерами еще не были распространены, равно как и ревностно защищающие своих подопечных публицисты. Поэтому можно было брать интервью сколь угодно долго, благодаря чему я пообщался с такими легендами, как Ли Марвин, Джон Уэйн, Граучо Маркс и Роберт Олтмен. Они говорили все, что им взбредет в голову», — писал Роджер в Variety 6 лет назад.

Среди кумиров Эберта был Роберт Митчум, у которого журналист брал интервью в 1969 году на съемочной площадке фильма Дэвида Лина «Дочь Райана». «Я понял, что стандартные вопросы не проканают, — писал Эберт в своих мемуарах Life Itself. — Тот разговор раз и навсегда научил меня, как брать интервью. Я не задавал формальных вопросов и не записывал ответы. Я ориентировался по ситуации и наблюдал. Роберт постепенно привык ко мне. Не возражал, когда я слонялся рядом на репетициях, и не прогонял меня, даже когда курил траву. Помню, я спросил, можно ли об этом написать, и он ответил, что ему все равно».

В 1975 году Эберт и Джин Сискел начали вести программу Sneak Previews. Это была первая телепередача, в которой ведущие рецензировали фильмы. Различные инкарнации программы семь раз номинировались на премию «Эмми». В 1975-м Эберт получил Пулитцеровскую премию за свои рецензии в Chicago Sun-Times 1974 года.

Надо сказать, что кинобизнес Эберт знал и с другой стороны. Он сотрудничал с известным мастером сексплотейшна Рассом Майером, писал для него сценарии фильмов «Изнанка долины кукол», «Встать!» и «Долина ультрамегер».

Sneak Previews постепенно превратилась из чикагской передачи в программу на национальном телевидении, а в 1982 году критики начали вести At the Movies with Gene Siskel and Roger Ebert, принесшую им популярность по всей Америке. После смерти Джина Сискела в 1999 году Эберт вел программу с коллегой из Chicago Sun-Times Ричардом Ропером. В последний раз Роджер появлялся на экране в 2006 году.

Зачастую в программах Эберта кипели нешуточные страсти. Обратите внимание на обсуждение Йоды в самом начале.

В своих рецензиях Эберт много места отводил сюжету и собственным размышлениям о фильме. Написал 15 книг на самые разные темы. Один из его главных бестселлеров называется «Твой фильм — отстой» (Your Movie Sucks) и являет собой коллекцию негативных рецензий. В 2011-м вышли мемуары критика «Сама жизнь». Книга моментально стала бестселлером.

В 2002 году Эберт узнал о своей болезни: рак щитовидной железы. Критик перенес несколько операций, в результате чего лишился возможности говорить, поскольку ему удалили челюсть. Однако Роджер не унывал и постепенно стал активным пользователем интернета. «Когда я упомянул в своем блоге, что не могу больше есть, пить и говорить, в комментариях написали: „Как печально. Вам этого не хватает?“ Да нет, не особенно. Жаль только, что меня не предупредили об этом перед операцией».

2 апреля Роджер Эберт написал в своем блоге, что покидает Chicago Sun-Times, где проработал 46 лет. «Спасибо, что были со мной все эти годы. Увидимся в кино!» — таковы последние слова легендарного критика. 4 апреля его не стало.

Нашли ошибку?
Выделите нужный фрагмент текста (не более 3000 символов) и нажмите:
Молодой и перспективный бизнесмен из Подмосковья открывает ивент-агентство на деньги от сделки с КиноПоиском
В главных ролях:Владимир Канухин, Ирина Чипиженко, Наталья Тетенова, Алексей Шуплецов
Режиссер:Никита Тамаров
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

Петр Мамонов: Демон и святой русского космоса

Петр Мамонов: Демон и святой русского космоса

16 июля
Владимир Меньшов: Режиссер, который превратил анекдоты в советское кино

Владимир Меньшов: Режиссер, который превратил анекдоты в советское кино

6 июля
Умерла Екатерина Градова, сыгравшая Кэт в сериале «Семнадцать мгновений весны»

Умерла Екатерина Градова, сыгравшая Кэт в сериале «Семнадцать мгновений весны»

22 февраля
Умер актер Андрей Мягков, звезда фильмов «Ирония судьбы» и «Служебный роман»

Умер актер Андрей Мягков, звезда фильмов «Ирония судьбы» и «Служебный роман»

18 февраля

Главное сегодня

Сборы

Что происходит в прокате: Шьямалана любят только в России, а Дуэйна Джонсона — везде

Вчера9
Что происходит в прокате: Шьямалана любят только в России, а Дуэйна Джонсона — везде
Что мы знаем о сериале «Властелин колец» — новом фэнтези по книгам Дж. Р. Р. Толкина

Что мы знаем о сериале «Властелин колец» — новом фэнтези по книгам Дж. Р. Р. Толкина

Вчера47
«Хочется и кричать, и смеяться»: Что зарубежные кинокритики говорят про новый «Отряд самоубийц»

«Хочется и кричать, и смеяться»: Что зарубежные кинокритики говорят про новый «Отряд самоубийц»

Вчера27
«Новак хотел, чтобы это было похоже на хорошее европейское кино»: Дарья Жук сняла эпизод для нового проекта сценариста «Офиса»

«Новак хотел, чтобы это было похоже на хорошее европейское кино»: Дарья Жук сняла эпизод для нового проекта сценариста «Офиса»

Вчера2
«Рик и Морти» глазами Мартина Скорсезе. С гигантскими роботами и инцестом
Сериалы

«Рик и Морти» глазами Мартина Скорсезе. С гигантскими роботами и инцестом

2 августа11
«Властелин колец»: Как экранизировать великий эпос. В гостях — Галина Юзефович
Крупным планом

Подкаст«Властелин колец»: Как экранизировать великий эпос. В гостях — Галина Юзефович

2 августа7
«Мы не прятаться должны, а жрать плохих людей»: Том Харди усмиряет симбиота в новом трейлере «Венома 2»

«Мы не прятаться должны, а жрать плохих людей»: Том Харди усмиряет симбиота в новом трейлере «Венома 2»

2 августа6
Комментарии
Мы стремимся к тому, чтобы обсуждение материалов на КиноПоиске было уважительным по отношению к их героям и авторам, поэтому закрываем комментарии к публикациям на острые и чувствительные темы.