Ушел из жизни Алексей Герман-старший

Родился в семье драматурга и писателя Юрия Германа. В 1960-м окончил ЛГИТМиК, работал в Смоленском и Ленинградском театрах. После устроился на «Ленфильм». Среди первых серьезных работ — руководство второй съемочной бригадой на картине «Рабочий поселок». Первая относительно большая режиссерская работа (соавтором на ней был Григорий Аронов) — «Седьмой спутник» — вышла в 1967-м.

Через четыре года была положена на полку самостоятельная дебютная картина Германа «Операция „С Новым годом“», снятая по документальной повести его отца. Тем самым советское руководство затормозило развитие одного из самых неординарных художников отечественного кино. В прокат фильму предстояло выйти лишь в 1986 году под измененным названием «Проверка на дорогах».

В «Проверке» Герман сделал из реалистического отцовского текста поэтичную, бескомпромиссную и вместе с тем невероятно напряженную историю, лишенную одномерной героики и идеологической экзальтированности. Спустя несколько лет Герман продолжит военную тему в экранизации прозы Константина Симонова «Двадцать дней без войны». Третий фильм «Мой друг Иван Лапшин» вышел в 1984 году, и в нем Герман продолжит развивать собственную поэтику, где документализм смешивается с неподдельной кинематографической силой.

Апофеоз режиссерских художественных исканий наступает в картине «Хрусталев, машину!» — первом германовском долгострое (сценарий был написан им совместно с супругой Светланой Кармалитой), создание которого заняло 7 лет. Невероятно объемный по своему замыслу и по-модернистски усложненный фильм рассказывал историю печально известного «дела врачей», а одним из центральных героев в этой кинематографической симфонии выступал генерал Юрий Клёнский (Юрий Цурило). Российские критики остались от фильма в восторге, тогда как международная аудитория приняла достаточно жестокую картину не столь однозначно. Фильм участвовал в основной программе Каннского смотра, но уступил главную награду ленте Тео Ангелопулоса «Вечность и один день».

В 2000 году Герман приступает к съемкам экранизации романа братьев Стругацких «Трудно быть богом». Сам производственный процесс занял 6 лет, все последующие годы режиссер доводил картину на стадии постпродакшна, оказавшейся, похоже, в числе наиболее продолжительных в летописи мирового кино. Сроки выхода переносились из года в год, сам Алексей Юрьевич говорил, что уже долгое время руководит озвучанием, но состояние готовности так и не наступало. В 2008-м был показан черновой вариант ленты. Казалось, что, может, в 2013-м «История Арканарской резни» наконец дойдет до зрителя.

В ноябре 2012 года классик после падения поступил в больницу. В январе болезнь режиссера осложнилась воспалением легких. В четверг, 21 февраля, сын постановщика Алексей Герман-младший опубликовал на сайте радио «Эхо Москвы» сообщение о смерти родителя: «Сегодня умер мой отец. Умер, не приходя в сознание в Военно-медицинской академии в Петербурге. Врачи сделали все возможное и невозможное, для того чтобы спасти отца. И не их вина, что они не смогли его вытянуть. Они делали свое дело честно, благородно, и у меня нет сомнений в том, что где-нибудь в мире врачи могли бы сделать больше, чем сделали у нас в Петербурге. Спасибо им. У него просто остановилось сердце. Спасибо и многим друзьям, кто поддержал нас в это время. Картина „Трудно быть богом“ фактически завершена. Осталась только перезапись звука. Все остальное готово. Она будет закончена в обозримое время. Этот фильм отец снимал, уже сильно болея, жертвуя ради него своей жизнью. Фильм снимался долго и мучительно. Как главная работа в жизни. Картина не снималась на государственные деньги».

Алексею Герману-старшему было 74 года.

Нашли ошибку?
Выделите нужный фрагмент текста (не более 3000 символов) и нажмите:
Молодой и перспективный бизнесмен из Подмосковья открывает ивент-агентство на деньги от сделки с КиноПоиском
В главных ролях:Владимир Канухин, Ирина Чипиженко, Наталья Тетенова, Алексей Шуплецов
Режиссер:Никита Тамаров
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

Петр Мамонов: Демон и святой русского космоса

Петр Мамонов: Демон и святой русского космоса

16 июля
Владимир Меньшов: Режиссер, который превратил анекдоты в советское кино

Владимир Меньшов: Режиссер, который превратил анекдоты в советское кино

6 июля
Умерла Екатерина Градова, сыгравшая Кэт в сериале «Семнадцать мгновений весны»

Умерла Екатерина Градова, сыгравшая Кэт в сериале «Семнадцать мгновений весны»

22 февраля
Умер актер Андрей Мягков, звезда фильмов «Ирония судьбы» и «Служебный роман»

Умер актер Андрей Мягков, звезда фильмов «Ирония судьбы» и «Служебный роман»

18 февраля

Главное сегодня

Сборы

Что происходит в прокате: Шьямалана любят только в России, а Дуэйна Джонсона — везде

Вчера10
Что происходит в прокате: Шьямалана любят только в России, а Дуэйна Джонсона — везде
Что мы знаем о сериале «Властелин колец» — новом фэнтези по книгам Дж. Р. Р. Толкина

Что мы знаем о сериале «Властелин колец» — новом фэнтези по книгам Дж. Р. Р. Толкина

Вчера48
«Хочется и кричать, и смеяться»: Что зарубежные кинокритики говорят про новый «Отряд самоубийц»

«Хочется и кричать, и смеяться»: Что зарубежные кинокритики говорят про новый «Отряд самоубийц»

Вчера27
«Новак хотел, чтобы это было похоже на хорошее европейское кино»: Дарья Жук сняла эпизод для нового проекта сценариста «Офиса»

«Новак хотел, чтобы это было похоже на хорошее европейское кино»: Дарья Жук сняла эпизод для нового проекта сценариста «Офиса»

Вчера2
«Рик и Морти» глазами Мартина Скорсезе. С гигантскими роботами и инцестом
Сериалы

«Рик и Морти» глазами Мартина Скорсезе. С гигантскими роботами и инцестом

2 августа11
«Властелин колец»: Как экранизировать великий эпос. В гостях — Галина Юзефович
Крупным планом

Подкаст«Властелин колец»: Как экранизировать великий эпос. В гостях — Галина Юзефович

2 августа7
«Мы не прятаться должны, а жрать плохих людей»: Том Харди усмиряет симбиота в новом трейлере «Венома 2»

«Мы не прятаться должны, а жрать плохих людей»: Том Харди усмиряет симбиота в новом трейлере «Венома 2»

2 августа6
Комментарии
Мы стремимся к тому, чтобы обсуждение материалов на КиноПоиске было уважительным по отношению к их героям и авторам, поэтому закрываем комментарии к публикациям на острые и чувствительные темы.