Падение доли российского кино: провал или закономерность?

Обсудить0

На пресс-конференции, озаглавленной «Итоги господдержки кино в 2012 году», собрались представители индустрии. Помимо вышеупомянутых продюсеров, на мероприятие пришли режиссеры Ренат Давлетьяров и Андрей Прошкин, а также главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей, Олег Иванов из Romir Movie Research и глава Фонда кино Сергей Толстиков.

Олег Иванов озвучил цифры: в 2012 году, согласно прогнозу, сборы составят 40,5 млрд рублей с ростом в 15 % относительно прошлого года. Как следует из анализа, рост этот обусловлен ценами на билеты, а не увеличением посещаемости.

Посещаемость кинотеатров выросла лишь на 1,4 %, тогда как средняя цена билета дошла до отметки в 235 рублей, прибавив 13,5 %. Посещаемость отечественных картин упала на 8,8 %, тогда как сборы остались практически на том же уровне. Доля сборов российского кино составит 13,8 %, что на 2 % меньше, чем в прошлом году. В середине нулевых и до 2009 года этот показатель был выше практически вдвое — 22—29 %.

Причин много: министерство культуры не финансировало запуски новых картин; из-за кризиса резко сократился объем частных инвестиций; фильмов было произведено меньше, в то время как западные мейджоры активизировались и насытили рынок зарубежной продукцией. При этом цена билета продолжала расти, меняя поведение посетителей кинотеатра, делая их более избирательными. Сейчас на редкий российский фильм приходит больше 2 млн зрителей, в 2012 году эту планку преодолел только «Духless».

В качестве мер по улучшению ситуации и увеличению доли российского кино Иванов привел увеличение объемов производства. Статистически, если производить больше фильмов, а количество картин, собирающих хотя бы 1,5—2 млн зрителей, вырастет хотя бы до двадцати, доля в общих сборах тоже увеличится. Для этого потребуется привлечь около 3 млрд частного капитала, параллельно требуется решить проблему пиратства. Наконец, Иванов предложил оставить единый «центр управления полетами», то есть один отвечающий за финансирование институт, а не два, как сейчас.

Недавно проведенная реформа распределения государственной поддержки кинематографа, благодаря которой министерство культуры и Фонд кино должны будут выделять деньги в примерно одинаковом объеме, только запутала представителей индустрии. Фонд кино, в отличие от министерства, является более гибким и оперативным институтом для выделения средств, считает продюсер Сергей Сельянов. Центр поддержки российского кино должен быть один, согласился с Ивановым продюсер. Ренат Давлетьяров поддержал коллег и посетовал на то, что кинематографистам приходится каждый год играть по новым правилам. «Хочется пожить хотя бы два-три года в установленных правилах игры. Какие-то шаги министерства внушают оптимизм, другие вызывают вопросы», — сказал режиссер и продюсер.

Федор Бондарчук напомнил, что скромные результаты российского кино в прокате — это не столько показатель качества фильма, сколько показатель качества проката. В пример он привел фильм Авдотьи Смирновой «Два дня», у которого высокий рейтинг на КиноПоиске и хорошие отзывы, но аудитория увидела его уже в интернете, а не в кинотеатрах. Продюсер рассказал, как было принято решение ждать девять месяцев для успешного релиза «Духlessа»: выйди фильм в другое время, он бы не собрал такую кассу, уверен Бондарчук. Сейчас та же задача — правильно выстроить прокат — стоит перед ним как перед продюсером фильма «Одноклассники.ru». Фильм скоро будет готов, но прокатчики предлагают выпустить его через 11 месяцев, не раньше.

Продюсер Александр Роднянский назвал четыре мифа, существующих в российской индустрии кино. Первый — то самое падение доли в сборах, которое связано во многом с отсутствием фильма-лидера. «В 2005-м всю долю российского кино сделали два фильма — „Турецкий гамбит“ и „Девятая рота“. Так же было в 2008 году с „Иронией судьбы“. Если бы в 2012 году был бы такой лидер, мы бы радостно говорили о гигантском успехе нашего кино». Второе — понятие «массовая аудитория», под которым подразумеваются молодые люди в возрасте от 14 до 21 года в размере 2 млн человек, тогда как советские хиты собирали 50—70 млн зрителей другой возрастной категории. В кинотеатрах просто отсутствует эта аудитория, которая является ключевой для традиционных жанров российского кинематографа — драм и качественного авторского кино.

Третий миф — это, по мнению Роднянского, идея о квотах, которые якобы есть во Франции и других странах, где их на самом деле нет. Четвертый — социально значимое кино, под которым понимается что-то, что понятно только чиновникам. «Социально значимое кино — это талантливое кино, на мой взгляд. Это любой талантливый фильм любого талантливого режиссера, и он не должен укладываться в обозначенные „социально значимые“ темы», — сказал Роднянский.

«Беспокоят определенные инициативы, в том числе инициатива определения тем для кино. Наша система управления сложна и не вполне понятна. Мы с коллегами ощущаем растерянность и непонимание того, как будет организована работа в следующем году», — поделился с журналистами Андрей Прошкин. «В нашей стране нет разумной кинополитики», — считает Даниил Дондурей, сетующий на то, что в стране всего 219 залов из 2800 показывают авторское кино.

Очевидно, что новая политика министерства культуры в отношении господдержки кино смущает и кинематографистов, и руководство Фонда кино, в течение пары лет выстраивавшего определенную политику финансирования и продвижения отечественных картин. Так, например, неясной остается судьба международных проектов фонда, который представлял российское кино на международных фестивалях и привозил в Москву прокатчиков и отборщиков из-за рубежа в рамках Red Square Screenings. Пока Фонд кино планирует работать на Берлинском кинорынке в рамках международного кинофестиваля, который пройдет в феврале 2013 года. Однако будет ли фонд развивать международную деятельность и дальше, остается неизвестным.

Нашли ошибку?
Выделите нужный фрагмент текста (не более 3000 символов) и нажмите:
Расследуя гибель сестры, Рита узнает жуткие тайны своей семьи. Атмосферный детектив с Петром Фёдоровым
В главных ролях:Пётр Фёдоров, Дарья Мороз, Иева Андреевайте
Режиссер:Александр Кириенко
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

«Преступления будущего», «Профиль» и «Продукты 24»: 18 премьер Кинопоиска в октябре
Смотрите на Кинопоиске

«Преступления будущего», «Профиль» и «Продукты 24»: 18 премьер Кинопоиска в октябре

Сегодня1
Что смотреть дома: «Блондинка», «Пес-самурай и город кошек» и «1703»
Выбор редакции

Что смотреть дома: «Блондинка», «Пес-самурай и город кошек» и «1703»

Вчера1
«Мы не слишком стараемся быть успешными»: как устроена работа и отношения в студии Stereotactic, которая сняла «Экспресс»
Индустрия

«Мы не слишком стараемся быть успешными»: как устроена работа и отношения в студии Stereotactic, которая сняла «Экспресс»

29 сентября3
Россия не выдвинет фильм на «Оскар-2023». Как работал оскаровский комитет и что с ним будет дальше?
Индустрия

Россия не выдвинет фильм на «Оскар-2023». Как работал оскаровский комитет и что с ним будет дальше?

28 сентября20

Главное сегодня

Смотрите на Кинопоиске

«Преступления будущего», «Профиль» и «Продукты 24»: 18 премьер Кинопоиска в октябре

Сегодня1
«Преступления будущего», «Профиль» и «Продукты 24»: 18 премьер Кинопоиска в октябре
«Зеленая миля», «1+1», «Дневник Бриджит Джонс» и другие любимые фильмы, которые можно послушать
Книги

«Зеленая миля», «1+1», «Дневник Бриджит Джонс» и другие любимые фильмы, которые можно послушать

Сегодня2
Что смотреть дома: «Блондинка», «Пес-самурай и город кошек» и «1703»
Выбор редакции

Что смотреть дома: «Блондинка», «Пес-самурай и город кошек» и «1703»

Вчера1
Сериалы октября: «Шантарам», «Интервью с вампиром» и «Периферийные устройства»
Сериалы

Сериалы октября: «Шантарам», «Интервью с вампиром» и «Периферийные устройства»

Вчера5
«Черный клевер»: фэнтези для тех, кто хочет узнать сразу всё о жанре сёнен

«Черный клевер»: фэнтези для тех, кто хочет узнать сразу всё о жанре сёнен

Вчера36
До конца первого сезона «Колец власти» осталось две серии! Мы рассказываем, чем удивляет шестой эпизод
Сериалы

До конца первого сезона «Колец власти» осталось две серии! Мы рассказываем, чем удивляет шестой эпизод

Вчера48
Тимоти Шаламе целуется, а Венсан Кассель становится Цезарем: 13 лучших трейлеров недели
Трейлеры

Тимоти Шаламе целуется, а Венсан Кассель становится Цезарем: 13 лучших трейлеров недели

Вчера2
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации