«Кинотавр-2012»: «День учителя» по-русски и «Искупление» для нации

Обсудить0

6 июня на «Кинотавре» показали фильм Сергея Мокрицкого «День учителя» о чудаковатом преподавателе литературы и историческую драму «Искупление» Александра Прошкина о непростой судьбе юной Саши, которая пытается выжить в послевоенное время.

Обе картины были сняты, что называется, «по мотивам»: «День учителя» был поставлен по сценарию польского фильма «День психа», а в основу «Искупления» легла повесть российского драматурга и сценариста Фридриха Горенштейна.

«День учителя»

Первой состоялась пресс-конференция с создателями «Дня учителя». Герой Анатолия Кота Афанасий — учитель литературы в школе, чей день начинается с многочисленных ритуалов: качание пресса на кровати, методичное похрустывание пальцами, завтрак из определенного количества ложек мюсли, поглощение выложенных в ряд таблеток в строгой последовательности. Помимо преподавания Афанасий пытается писать детективный роман — его воплощение в нуарном стиле на экране видит на протяжении всего фильма зритель. Но, несмотря на прекрасное знание литературы, сам написать ничего толкового герой не в состоянии. С личной жизнью у него тоже не сложилась: не женившись в молодости из-за протестов матери на единственной любимой им девушке (Ирина Рахманова), он продолжает грезить о ней, а попытка завести семью закончилась разводом и нерадивым сыном. Режиссер знакомит зрителя с одним днем из жизни героя и его внутренним миром.

Сергей Мокрицкий, для которого этот фильм второй в качестве режиссера, рассказал, как родилась идея создания: «Мы были на фестивале в Польше, ехали длинной дорогой из Кракова в Варшаву на автобусе, и нам показывали кино. Нам показывали лучшие польские картины, и среди них был фильм „День психа“. Он нам очень понравился своей простотой и дерзостью, тем, что он был нам понятен. И потом, когда режиссер Марек Котерский приехал в Москву на фестиваль, мы с ним познакомились и в результате купили права на литературный сценарий».

О своем участии в проекте рассказал исполнитель главной роли Анатолий Кот: «С этой картиной какая-то у меня долгая история и жизнь, потому что где-то в 2003 году я работал в Германии и репетировал спектакль „Записки сумасшедшего“. И режиссер, полька по происхождению, показала мне картину „День психа“ как пример работы над образом. И потом вдруг, когда Сергей предложил мне сценарий именно по этому фильму, я был просто так взволнован и не верил в то счастье, что этот образ опять возвращается ко мне».

У многих картина вызвала недоумение; очень трудно было определить ее жанр и проследить сюжетную основу, а некоторые сцены показались и вовсе лишними. «Ничего лишнего там не было. Жанр был, я просто не знаю, как его назвать. Это было мое второе кино, и это ужас какой-то. Я не знал, что это так сложно. И в какой-то момент я отпустил себя и позволил импровизировать, что было очень трудно для актеров и для группы. Но это был такой выход из положения. Я понимаю, что трудно его, наверно, смотреть, но таковы издержки моей свободы», — говорит режиссер.

Картину трудно отнести к какому-либо жанру и определить ее аудиторию, в связи с чем возник вопрос насчет бюджета и прокатной судьбы «Дня учителя». «Бюджет картины, конечно, небольшой, и основную часть его составляют средства Министерства культуры — спасибо им большое за это. Они дали 20 миллионов, и мы добавили совсем немного, чтобы картину закончить. Заработать на русском кино невозможно вообще — ни на авторском, ни на коммерческом, ни на жанровом. Если это делать по-честному. Как немного заработать на этом кино? Я надеюсь, что его купит „Первый канал“ для „Закрытого показа“. Также надеюсь, что будет до 10 копий для проката», — сказал Мокрицкий.

«Искупление»

Следом прошла пресс-конференция фильма «Искупление» Александра Прошкина — автора таких картин, как «Холодное лето 53-го», «Живи и помни», «Русский бунт». Картина была снята по произведению Фридриха Горенштейна, драматурга и сценариста, эмигрировавшего за границу в конце 1970-х годов.

Главная героиня Александра живет в разоренном войной южном городе со своей матерью, отец погиб на войне. Мать ворует для дочки из милицейской столовой да еще и приютила в доме полицая с женой. Узнав, что у матери, помимо всего прочего, есть любовник, Саша доносит на нее и отправляет в тюрьму, оставшись совсем одна. Но знакомство с молодым Августом, который возвращается с войны в родную деревню и узнает, что вся семья погибла от рук соседа, дает Саше надежду на счастье.

«Всю свою кинематографичекую жизнь я занимаюсь исследованием одной и той же темы: что с нами произошло в XX веке? А я считаю, что с Россией произошла трагедия, которая деформировала национальный характер, изменила ментальность, и теперь нам от этого нужно избавляться. А делать это можно, только говоря правду», — объясняет режиссер свой интерес к послевоенному периоду истории России.

Пресс-конференция больше напоминала не формат «вопрос-ответ», а лекцию режиссера о своих взглядах на историю России, сегодняшнее общество, фильмы о войне и отношение зрителей к русскому кино. «Что касается ВОВ, то было много хорошего снято в советское время. В основном снимали люди, которые знали, что это такое, знали, что война — это в первую очередь глубинное, страшное несчастье и испытание. Потом пошло возвращение идеологии. Начинают снимать войну как легкую прогулку с белозубым юношей. И возникает некоторое ощущение, что это легкая победа. А куда делись те 27 миллионов погибших? Мне кажется, что это самый печальный и неправильный период. Особенно когда столько лет прошло, нужно говорить абсолютную правду», — заявил Прошкин.

Отдельную благодарность режиссер высказал в адрес Фридриха Горенштейна: «Это человек, которому очень многим обязан и Кончаловский, и Тарковский, и Михалков, и многие-многие другие».

Подводя некий итог и благодаря фестиваль за внесение «Искупления» в основной конкурс, выступила продюсер картины и исполнительница роли матери главной героини Татьяна Яковенко: «Я считаю, что нас позвали на „Кинотавр“, потому что им нравится наша картина и они хотят ее здесь показать. Нас позвали в Монреаль, и мы поедем туда. И на другие фестивали, куда нас позовут. Такая у нас сложная картина, так трудно мы пробиваемся к зрителю. Я счастлива, что вчера был полный зал и никто не уходил. Актеры просто все обрыдались. Все, наверно, сидели и завидовали, они хотели сниматься у такого мастера. „Кинотавр“ — лучший российский фестиваль. Спасибо вам».

Нашли ошибку?
Выделите нужный фрагмент текста (не более 3000 символов) и нажмите:
Молодой и перспективный бизнесмен из Подмосковья открывает ивент-агентство на деньги от сделки с КиноПоиском
В главных ролях:Владимир Канухин, Ирина Чипиженко, Наталья Тетенова, Алексей Шуплецов
Режиссер:Никита Тамаров
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

Фильм о якутской знахарке победил на «Кинотавре». Чем же он поразил жюри и зрителей?
Фестивали

Фильм о якутской знахарке победил на «Кинотавре». Чем же он поразил жюри и зрителей?

19 сентября 202011
Якутский фильм «Пугало» стал триумфатором 31-го «Кинотавра»

Якутский фильм «Пугало» стал триумфатором 31-го «Кинотавра»

18 сентября 20204
«Вмешательство», «Пугало», «Маша»: Женщины на фоне новейшей российской истории

«Вмешательство», «Пугало», «Маша»: Женщины на фоне новейшей российской истории

18 сентября 20203
«Глубже!» Михаила Сегала: Александр Паль снимает порно

«Глубже!» Михаила Сегала: Александр Паль снимает порно

18 сентября 202012

Главное сегодня

Сериалы

«Рик и Морти» глазами Мартина Скорсезе. С гигантскими роботами и инцестом

Сегодня0
«Рик и Морти» глазами Мартина Скорсезе. С гигантскими роботами и инцестом
«Бендер», «Ходячие мертвецы» и «Калейдоскоп ужасов»: 17 премьер на КиноПоиск HD
КиноПоиск HD

«Бендер», «Ходячие мертвецы» и «Калейдоскоп ужасов»: 17 премьер на КиноПоиск HD

Сегодня5
«Властелин колец»: Как экранизировать великий эпос. В гостях — Галина Юзефович
Крупным планом

Подкаст«Властелин колец»: Как экранизировать великий эпос. В гостях — Галина Юзефович

Сегодня1
«Мы не прятаться должны, а жрать плохих людей»: Том Харди усмиряет симбиота в новом трейлере «Венома 2»

«Мы не прятаться должны, а жрать плохих людей»: Том Харди усмиряет симбиота в новом трейлере «Венома 2»

2 часа назад2
КиноПоиск отметит создателей популярного контента статусом «Плюс миллион»

КиноПоиск отметит создателей популярного контента статусом «Плюс миллион»

Сегодня, 13:573
Сериалы августа: «Что, если…?», «Кафедра» и «Девять совсем незнакомых людей»
Сериалы

Сериалы августа: «Что, если…?», «Кафедра» и «Девять совсем незнакомых людей»

31 июля10
«Чужой»: что пошло не так
Культовое кино

Видео«Чужой»: что пошло не так

31 июля25
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт