Венеция-2010: «Черного лебедя» сменяет «Черная Венера»

7 сентября 2010Обсудить0

Получив три года назад спецприз жюри за «Кус-кус и Барабульку», режиссер Абделатиф Кешиш возвращается в Венецию с новой картиной «Черная Венера». Главную роль в его драме исполнила непрофессиональная актриса.

Очередь на фильм Кешиша была невероятной. Каннская привычка КиноПоиска занимать место за час до начала сеанса позволила вовремя прорваться в зал. И что же мы там увидели? Историю последнего года жизни африканки Сары Бартман, которую в начале 19-го века привезли в Европу. В Лондоне ее показывали простому народу как свирепую дикарку. В Париже она стала объектом сексуальных желаний высшего света. Но потом Бартман оказалась в борделе и впоследствии умерла от пневмонии и венерических заболеваний. Тело женщины было фактически истерзано учеными, искавшими доказательства близости негров к обезьянам. Только в 2002 году останки Сары были возвращены на родину и захоронены.

Почему люди платили деньги, чтобы посмотреть на эту женщину? Сара Бартман была представительницей племени готтентотов и отличалась воистину выдающейся пятой точкой и половыми губами необычной формы. Она работала служанкой у голландских поселенцев в Африке — об этом в фильме упоминается, но Кешиша интересует последний год жизни Сары.

«Когда я начал читать все, что о ней написано, то заметил, что исследователи склонны слишком много анализировать, — говорит режиссер. — Ее изображали простой рабыней, так что мне было трудно поверить, будто она добровольно отказалась от свободы, которую ей предоставлял суд Лондона во время слушания дела о жестоком обращении с ней. С другой стороны, истории о ней грешили вымыслом, причем порой совершенно неуважительным, как мне показалось».

Кешиш видел посмертную маску Бартман, которая хранится в Париже и по сей день. «Меня поразило ее лицо. Оно говорило о ней больше, чем любые написанные о ней книги». Свой фильм режиссер построил по большей части на крупных планах. Он намеренно отказался точно воспроизводить элементы эпохи. «Мне кажется, эти детали убивают сюжет. Авторы настолько концентрируются на точности передачи времени, что тратят на это уйму времени и средств».

«Сара прекрасно танцевала и умела петь, но окружающие видели в ней только то, что хотели, — карикатуру на саму себя. К сожалению, ей никогда не удавалось выразить себя — она была пленницей чужих представлений о ней».

На главную роль Кешиш взял кубинку Йахиму Торрес. «Мне было сложно найти черную актрису с фигурой, как у Бартман. Йахима проходила по улице мимо моего окна. Меня поразила ее энергетика, так что я догнал ее и обменялся координатами. Несколько лет спустя я пригласил ее на прослушивание и понял, что не ошибся», — рассказывает Кешиш.

У Торрес это первая работа в кино. КиноПоиск поинтересовался, какая сцена далась ей труднее всего. «Все, в которых пришлось появляться раздетой, — ответила она. — Но мне было не стыдно, актеры здорово помогали. Я хотела влезть в шкуру Сары, почувствовать ее эмоции. Но вместе с тем приходилось дистанцироваться и помнить, что я — это я, а она это она». Йахима учила африканский, училась петь и танцевать — все, что от нее требовалось, ведь она не является профессиональной актрисой.

«То, что с непрофессиональными актерами работать проще, — миф, — замечает Абделатиф. — Проще работать с профессионалами. Неопытному человеку, взятому на роль, приходится объяснять все в деталях, разжевывать каждую сцену. Конечно, помогает, когда есть врожденный талант, но тем не менее естественная игра не что иное, как результат тяжелейшего труда».

Со своими актерами Кешиш работает как с театральной труппой. Он не верит в репетиции на съемочной площадке, так что собирает актеров заранее и отыгрывает весь фильм как пьесу.

Альфред Хичкок говорил, что фильм должен длиться столько, сколько может выдержать мочевой пузырь зрителя. Репортеры дважды напомнили об этом Кешишу, но он так и не дал конкретный ответ, почему его лента длится 160 минут. Впрочем, это цветочки по сравнению с итальянской драмой Noi credevamo — она идет 204 минуты.

Смотрите также

Картина о создателе «ДеЛореана» закроет Венецианский кинофестиваль

6 августа 2018
Картина о создателе «ДеЛореана» закроет Венецианский кинофестиваль

Гильермо дель Торо возглавит жюри 75-го Венецианского кинофестиваля

12 февраля 2018
Гильермо дель Торо возглавит жюри 75-го Венецианского кинофестиваля

Аннетт Бенинг возглавит жюри 74-го Венецианского фестиваля

5 июля 2017
Аннетт Бенинг возглавит жюри 74-го Венецианского фестиваля

Как поехать на Венецианский фестиваль и стать там своим?

5 июля 2017
Как поехать на Венецианский фестиваль и стать там своим?

Главное сегодня

Кальмары с неба: Каким получился сериал «Хранители»

Вчера
Кальмары с неба: Каким получился сериал «Хранители»

Что смотреть дома: «Новичок», «Одесса» и «Прачечная»

19 октября
Что смотреть дома: «Новичок», «Одесса» и «Прачечная»

Что произошло с «Джокером» за две недели в прокате

18 октября
Что произошло с «Джокером» за две недели в прокате

ПодкастКак Дэвид Линч работает с музыкой и звуком

18 октября
Как Дэвид Линч работает с музыкой и звуком

Мышиный король: Как Disney переделывает Голливуд

15 октября
Мышиный король: Как Disney переделывает Голливуд

8 лучших трейлеров недели: Дулиттл, «Ангелы Чарли» и круиз по джунглям

18 октября
8 лучших трейлеров недели: Дулиттл, «Ангелы Чарли» и круиз по джунглям

«Однажды в… Голливуде» временно сняли с проката в Китае

18 октября
«Однажды в… Голливуде» временно сняли с проката в Китае
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт