Один из итогов года, сопутствовавший беспрецедентной популярности сериала Wink и Start, — первое место в мировом топе сервиса Shazam у песни «Пыяла» группы «АИГЕЛ». А в декабре вышел трейлер проекта «Внутри убийцы» с их новой композицией «Капля за каплей». Кинопоиск пообщался с Ильей Барамией — половиной дуэта — об новой волне популярности и работе с кино.
Илья Барамия
Музыкант, продюсер, участник группы «АИГЕЛ» и бывший участник проектов «Елочные игрушки» и СБПЧ
— Вы и без успеха «Слова пацана» были популярной группой, но теперь у вас первое место в мировом Shazam. Как это все на вас сказалось?
— Нам было важно попасть в плейлисты Spotify, потому что прослушивания в Spotify — показатель, по которому глобально меряется востребованность твоей музыки. В итоге мы просто попали в них раньше, чем планировали. (Смеется.) Прослушивания увеличились в 10 раз с момента выхода сериала.
— В киноиндустрии давно понимали, что из-за книги Роберта Гараева, ее темы и статуса режиссера «Слово пацана» станет этапным блокбастером. Вы могли предположить, что его успех так отразится на группе?
— Нет, мы вообще не рассчитывали на то, что произойдет. И попадание трека в сериал связано с цепью случайностей, в которой принимал участие автор книги-первоисточника и режиссер Илья Соловьёв, снимавший наш клип «Татарин».
— Ваша музыка изначально очень кинематографичная, в том числе из-за клипа «Татарин». Вы много лицензируете композиций для кино?
— Периодически такое происходит, но в основном это работа, которой занимается наш лейбл. К нему обращаются музыкальные супервайзеры, договариваются с менеджерами, назначают суммы в зависимости от бюджета кинопроизведения. Это происходит автоматически и без нашего участия. Я музыкант, у меня нет никакого визуального восприятия творчества «АИГЕЛ». Ну, то есть когда к нам обращаются с идеями клипов, то я, читая сценарий, понимаю, что в этом я лох, не умею работать с кино. Но вот сериалы «Топи» и «Внутри убийцы», оба сделанные продюсером Владимиром Масловым, — отдельная история. Тут в обоих случаях мы написали треки специально под проекты на основе сценариев. С «Топями» вообще был план, что «АИГЕЛ» напишет саундтрек, однако Владимир Владимирович Мирзоев послушал и сказал, что это не саундтрек. В итоге музыкой для «Топей» занимался Райан Оттер. Мирзоева можно понять, ведь я занимаюсь электроникой, а в кино и сериалах более привычна симфоническая музыка.
— Как вы работали над сериалом «Внутри убийцы»?
— Айгель читала сценарий, а мне для создания звука сценарий не очень нужен. А Айгель — да, она читала и разрабатывала вместе с Масловым и Мирзоевым контуры текстов будущих песен. Пытаться объяснить ее поэзию — неблагодарное занятие, но тут есть вполне считываемые аллюзии на бальзамирующие жидкости, которыми пользуется маньяк. Наша музыка также звучит на вступительных титрах фильма, хотя этого трека нет в релизе.
— Что ты вообще думаешь об уровне музыки, которая звучит в российских сериалах?
— Я их практически не смотрю и не знаю, стоит ли разводить хейтерство сейчас, ведь индустрия находится в стадии становления. Но со звуком в российском кино все очень плохо. Бывает просто больно слушать, особенно когда приходишь в кинотеатр и там что-то слишком громко, что-то слишком тихо.
— А что ты думаешь о довольно радикальном решении Крыжовникова с саундтреком, где вообще много песен, но запоминаются две — ваша и «Седая ночь»?
— Я не успел посмотреть сериал. У меня отторжение к этим годам, к этой стилистике, потому что до сих пор вызывает ужас. Я слишком хорошо помню то время, и погружаться в него никакого желания нет. Но Айгель посмотрела и сказала, что это круто. Вообще, мощный ход, конечно — одной песней прошить все острые сцены.
— Не боишься, что вы можете стать группой одной песни?
— Мы уже это проходили на «Татарине», поэтому я спокоен: хайп пройдет, музыка останется. Так же как и с «Татарином» — нам не западло его играть, потому что песня хорошая и на нее всегда отлично реагируют. Когда за песней есть своя история в отрыве от всего, что потом придумано и снято, это значит, что ничего плохого с ней не произойдет.
— Что планируете делать в следующем году?
— Я побывал на многих мировых фестивалях, мы много где выступали, и я знаю, что «АИГЕЛ» — хороший концертный коллектив, не привязанный к языку и конкретной географии. У нас давно был стратегический план на 2024-й — вписаться в мировую сцену. И сейчас в соответствии с ним «АИГЕЛ» готовит новый релиз на весну с более танцевально-универсальным уклоном. После него мы сделаем тур с отправной точкой в Берлине. Если получится, конечно. Еще много непредсказуемых вещей может случиться.
Автор: Филипп Миронов
Фото: Яна Инсмут