Плов и ретросвадьба. Как снимали сериал «Олимпиада» в Узбекистане

Обсудить0

В конце октября журналисты Кинопоиска отправились в Узбекистан на съемки «Олимпиады» — нового сериала режиссера Евгения Стычкина и шоураннера Александры Ремизовой, создателей «Нулевого пациента». Их следующая история — о закулисье непростой подготовки Олимпиады-80 в Москве. Знакомим вас с ее главными героями, съемочной командой и узбекскими свадебными традициями.

Горы, показ олимпийской формы и массовка в 100 человек

Когда в Москве выпал первый снег, в Узбекистане было +25, шел второй сезон клубники, на улицах цвели розы и уже неделю длились съемки сериала «Олимпиада». Главные герои — члены Олимпийского оргкомитета Ирина (Мария Карпова) и Игорь (Григорий Верник) — приезжают в 1980 году в Узбекистан, чтобы посмотреть ткани для предстоящих Игр. Для этого на ткацкой фабрике им устраивают показ костюмов для спортсменов, жюри, организаторов и персонала.

Эти сцены снимали в промышленном городке Ангрен недалеко от Ташкента. В советские годы он был закрытым из-за добычи урана и назывался Москва-700. «Его даже не было на картах», — смеется Масаид Маматович Юлбарсов, вот уже 30 лет директор местного ДК «Дукент». На день съемок «Дукент» превратился в советскую ткацкую фабрику. В ДК стараниями Юлбарсова сохранилась фактура эпохи: деревянные двери с резьбой ручной работы, четырехъярусные массивные люстры над мраморным полом, национальные орнаменты на стенах. Видно, что раньше «Дукент» был центром культурной жизни. Мрамор для его постройки приехал из Латвии, другие материалы — из Финляндии, на сцене в лучшие годы выступали Евгений Евстигнеев, Вячеслав Тихонов, Владимир Этуш. Сейчас, несмотря на старания директора, красивое здание обветшало, где-то прохудилась крыша, но ремонтом никто заняться не может.

Пока команда готовится к мотору, перед «Дукентом» пасутся коровы, а кто-то из группы и массовки греется на солнце. При этом два дня назад был дождь и 4+, команду буквально сдувало с холма, как рассказывает нам Евгений Стычкин. По его словам, преодолевать производственные сложности помогает местная природа и горы, на фоне которых все неурядицы кажутся мелкими. Например, смены идут по 13–14 часов, а поскольку световой день короткий, снимать начинают с пяти утра. Сегодня, можно сказать, повезло: смена с шести утра.

Режиссер вместе с частью команды, включая Карпову и Верника, как раз вернулся со съемок у горного ручья. Для Стычкина это уже второй после «Цикад» совместный проект с актером. Режиссер признается, что поначалу не хотел снимать Верника. Кастинг шел долго и тяжело, важно было найти актера, который смог бы передать манеру речи, характерную для того времени, образ мыслей, степень откровенности. В итоге из многочисленных претендентов больше подошел все же Григорий Верник. Стычкин также считает кастинговой находкой Марию Карпову, которая играет Ирину.

Мария Карпова

Мария Карпова

Актриса

Моя героиня Ирина работает в Оргкомитете Олимпиады. Она правильная, бескомпромиссная, верит в советскую идеологию до определенного момента. Ее отличает то, что она действительно любит то, что делает, и хочет, чтобы все получилось с Олимпиадой. Игорь же — нетипичный человек для советского времени, свободная личность. У них с Ириной разные мировоззрения, отношение с Советскому Союзу, но благодаря общему делу они постепенно становятся единомышленниками.

Погрузиться в ту эпоху помогали фильмы, но люди в них не всегда существуют документально. Еще были разговоры с родителями, бабушкой, чтение книг. Больше всего меня вдохновила книга «Советская повседневность» культуролога Наталии Лебиной. В ней описано, что для людей в советское время означали те или иные слова: «колбасный поезд», «бюст Ленина», «партийный билет», «спорт».

Григорий Верник

Актер

Мой герой — Игорь Зорин, человек из хорошей, интеллигентной семьи, рано потерявший мать. Он никогда не испытывал недостатка в чем-либо материальном. Игорь умный, дерзкий, окончил МГИМО. Но он не знает, чего хочет от жизни, и просто прожигает ее, попадая в разные авантюры. Внезапно Игорь оказывается в эпицентре подготовки Олимпиады и начинает работать в Оргкомитете — отчасти чтобы доказать отцу, что на что-то годится, отчасти чтобы доказать это себе.

Игорь и Ирина приезжают в Узбекистан на ткацкую фабрику, потому что есть вероятность, что олимпийской формы не будет ни у кого вообще. И им нужно решить этот вопрос. Как выяснилось, во время подготовки Олимпиады было такое количество несостыковок, сложностей, включая бойкот ряда стран. Все рушилось одно за другим. Поэтому, если проводить параллель с литературой, мой герой похож на Остапа Бендера: ему приходится в сложных ситуациях находить парадоксальные пути решения.

Внимание привлекает многочисленная массовка, играющая сотрудников ткацкой фабрики. Ожидая смены, люди бесконечно фотографируются друг с другом в своих костюмах. Все местные: мужчины в тюбетейках и хлопковых рубашках, женщины в пестрых платьях с национальным узором (технику его нанесения называют «икат»). «Обычная одежда того времени», — объясняет художница по костюмам Наталья Каневская («Чебурашка», «Содержанки»). О моде конца 1970-х специально консультировались с узбекскими костюмерами. Часть костюмов взяли напрокат в «Узбекфильме», другую купили на местном рынке.

Внутри ДК тем временем идут съемки в актовом зале с типично советским зеленым занавесом на сцене и вышитым на ковре Лениным на фоне национальных принтов. Здесь по сюжету Ирине и Игорю показывает ткани директор фабрики Анвар Агитович (Фируз Максудов). Команда шутит, что надпись на растяжке «Партия твердо убеждена, что самоотверженным трудом советского народа поставленные задачи будут решены» — подбадривающее послание всем на тяжелых съемках.

Следом главная сцена дня — показ олимпийской формы. В просторном фойе расстилают красную дорожку для дефиле. «Не ходить по ковру!» — то и дело звучит на русском и узбекском языках; чтобы регулировать многочисленную массовку, администратор дублирует все объявления на узбекском. Вдоль дорожки и возле подиума рассаживаются зрители: сотрудники фабрики, директор Анвар Агитович и Ирина с Игорем. Верник периодически трет руки о специальные грелки — солнце село, в зале становится холодно. Для съемок солнце «возвращают» с помощью огромных световых приборов за окнами. Художники поправляют реквизит на столе: сервиз (местная примета — чашек всегда должно быть четное количество), виноградный сахар, курагу, фрукты. Евгений Стычкин кропотливо разбирает с моделями — сотрудниками фабрики очередность выхода и места на небольшом подиуме. Артисты поначалу путаются, но режиссер неумолим, и вот уже все выучили, кто за кем дефилирует.

После команды «мотор!» толпа фабричных усердно отыгрывает роли: одни аплодируют, сидя в креслах, другие увлеченно обсуждают форму, кто-то снимает показ на фото- и даже кинокамеру. На дефиле модели парами демонстрируют костюмы советских спортсменов, организаторов, судей и сотрудниц буфета. Закрывает показ блондинка в красном платье и косынке — маленькая, но яркая роль внезапно досталась ассистентке, скрипт-супервайзеру сериала Елене Смирновой. В таких нарядах шли девушки с табличками сборных на открытии Игр. Эти костюмы сшиты по оригинальным эскизам модельера Вячеслава Зайцева, автора костюмов советской сборной. У каждой пары своя модельная походка: судьи идут сдержанно, атлеты почти парят над подиумом, а девушка в красной косынке кружится, чтобы показать развевающуюся юбку. Помимо нее особый восторг зрителей вызывает буфетчица в узнаваемом белом фартуке.

Параллельно за окном еле-еле слышна национальная музыка. Как объясняют местные, это карнай-сурнай — духовой музыкальный инструмент, а значит, где-то рядом свадьба. На настоящей свадьбе нам побывать не удалось, зато киносвадьбе был посвящен отдельный день. На нее Ирину и Игоря приглашает директор фабрики Анвар Агитович, чья дочь выходит замуж.

Ах эта свадьба! И плов

На следующий день в Ташкенте +27 и печет солнце. Съемки проходят в медресе — мусульманском учебном заведении. Это двухэтажное здание с внутренним двориком, где растут абрикосовые деревья. На первом этаже — магазинчики, на втором — мастерские (во время съемок там тихо продолжают расписывать огромные блюда вручную).

У команды сегодня важная задача — воссоздать свадьбу 1980 года, советскую, но при этом с соблюдением узбекских традиций. С этим помогают местные кинематографисты. Художники по реквизиту — муж и жена Темур и Фатима Хасанходжаевы — вспоминают, что два дня провели на знаменитой Ташкентской барахолке. «Она работает с шести утра до четырех дня, мы почти что жили там, закупаясь. Потому что в Ташкенте таких вещей уже нет, этим никто не пользуется», — говорит пара.

Внутри дворика вовсю идут приготовления: кто-то фактурит новенький мангал и огромный казан для плова, другие расставляют по столам, оформленным буквой «п», тарелки с овощами и зеленью, с жареной чучварой, с пахлавой, хворостом, арбузами. Рядом с местом молодых собирают уголок с подарками — люлькой для ребенка, сундуком, винтажной швейной машинкой и коробками, обшитыми тесьмой и кружевом.

Григорий Верник и Мария Карпова (в центре)

Какие свадебные традиции есть в Узбекистане

Как объяснила местная команда, коробки-цилиндры используют для помолвки. Стороны невесты и жениха заполняют их орешками, изюмом, лепешками патыр, конфетами и обмениваются ими. А содержимое жених и невеста раздают родственникам, объявляя о скорой свадьбе. Еще готовят тогоры — большие блюда по 10–12 видов, тоже обмениваются ими и зовут гостей.

Узбекская эстрадная певица Мадина Эрназарова, которая играет родственницу со стороны жениха, вспоминает, что раньше невесту в парандже увозили из отчего дома на повозке, запряженной лошадью. Паранджу она не снимала даже во время празднования. Сейчас, по ее словам, стало свободнее, а раньше правило соблюдали строго.

На свадьбе плов особенный: в него добавляют кишмиш и нут. Местные едят его не только на торжествах, но этот плов так и называется — «свадебный».

Главная интрига — как же выглядят жених и невеста, которых приходится долго ждать из-за сложности костюмов. Жених в национальном — чапане и тюбетейке с золотистой вышивкой, невеста в советском — с фатой, в белоснежном плиссированном платье. Художница Наталья Каневская купила его у Галины Смеховой, жены актера Вениамина Смехова. «Вообще, оно американское, 1970-х годов. Но мы решили, что дочери директора фабрики оно могло бы достаться по блату», — признается Наталья. А вот фата советская, из собственных запасов художницы. Кудри невесте завивали, опираясь на свадебные фото мамы ассистентки из грим-команды. «Она из Узбекистана, и свадьба, кстати, была в то же время, что и события в сериале», — делится художник по гриму Игорь Бойко («Майор Гром», «Звоните ДиКаприо!»).

Голоса в рации на русском и узбекском просят массовку занять свои места (самому старшему ее участнику — 75 лет, а младшему — 6). Один стол мужской, другой — для молодоженов, за которым висят ковры сюзане, третий — смешанный. За него садятся и почетные гости из Москвы, Ирина и Игорь. В белом костюме и с объемной укладкой Ирина удивительно напоминает принцессу Диану. Художник по гриму Игорь Бойко объясняет, что наша ассоциация неслучайна: «Маша на нее внешне похожа. Когда я в „фотошопе“ работал с образом ее героини Ирины, уже была идея сделать ей укладку как у Дианы. Мне хотелось, чтобы здесь, в Узбекистане, Ирина была принцессой, потому что в Москве сюжетно у нее такой возможности нет, там она с головой погружена в подготовку Олимпиады». На герое Григория Верника — коричневый замшевый пиджак поверх зеленоватой рубашки; актер признается, что положил на него глаз и не прочь забрать с собой со съемок. «Что?! — хохочет Каневская. — Спасибо, что рассказали, теперь я буду за ним следить!»

После мотора официанты разносят гостям еду, в казане готовят свадебный плов, на шампуры нанизывают шашлык — аромат на площадке умопомрачительный. Вокруг стола бегают дети в национальных костюмах, поодаль играют музыканты. Анвар Агитович сердечно благодарит московских гостей и настаивает, чтобы Игорь произнес тост. Во время речи Игоря к Анвару Агитовичу подбегает маленький внук (для 6-летнего Хожиакбара Алибекова это уже третьи съемки в кино): по телевизору говорят про Олимпиаду! Все тут же бросаются к экрану, и особенно рьяно Ирина и Игорь.

В сериале эта сцена займет несколько минут, а на ее съемки уходят часы: сначала нужно снять несколько дублей с одной стороны медресе, потом перенести многочисленную технику на другую и все повторить. Во время перестановки у актеров есть возможность что-нибудь съесть из реквизита и выпить газировки из бокалов — все-таки свадьба. Детей еда совсем не интересует: мальчики играют в салочки на площадке и иногда так увлекаются, что второй режиссер Варвара Шеплетто просит их не шуметь.

Тем временем в дальней стороне медресе, куда теперь обращена камера, на топчане сидят трое старейшин. Рядом что-то бормочет телевизор, и местный парнишка поворачивает на нем регулятор громкости. Стычкин громко объявляет, что это сыграно гениально. Темнеет, и над свадебными столами зажигаются цветные огоньки. Лампочки накануне вручную красили лаком для ногтей, так как любая другая краска нагревается и дымится.

По сюжету в телевизоре как раз объявляют: Олимпиаде-80 в Москве — быть. Сериалу о подготовке Игр — тоже. Ждем на Кинопоиске в 2024 году.


Автор: Лиза Кузнецова

Фото: Камила Рустамбекова, Юлия Плескачевская

Омар Хайям заключает сделку с будущим основателем ордена убийц. Величественная сага о борьбе за власть
В главных ролях:Карим Абдель Азиз, Фати Абдель Вахаб, Мирна Нур Эль Дин, Ахмед Эйд, Ислам Джамал, Николас Муавад, Самми Шейк
Режиссер:Питер Мими, Ахмед Джамал
Смотрите по подписке

Смотрите также

18 декабря 20236
15 сентября 202326
15 сентября 202314
15 декабря 202342

Главное сегодня

Вчера6
Вчера6
Вчера2
19 мая4
Вчера1
Сегодня0
Вчера0
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации