В конце октября журналисты Кинопоиска отправились в Узбекистан на съемки «Олимпиады» — нового сериала режиссера Евгения Стычкина и шоураннера Александры Ремизовой, создателей «Нулевого пациента». Их следующая история — о закулисье непростой подготовки Олимпиады-80 в Москве. Знакомим вас с ее главными героями, съемочной командой и узбекскими свадебными традициями.
Горы, показ олимпийской формы и массовка в 100 человек
Когда в Москве выпал первый снег, в Узбекистане было +25, шел второй сезон клубники, на улицах цвели розы и уже неделю длились съемки сериала «Олимпиада». Главные герои — члены Олимпийского оргкомитета Ирина (Мария Карпова) и Игорь (Григорий Верник) — приезжают в 1980 году в Узбекистан, чтобы посмотреть ткани для предстоящих Игр. Для этого на ткацкой фабрике им устраивают показ костюмов для спортсменов, жюри, организаторов и персонала.
Эти сцены снимали в промышленном городке Ангрен недалеко от Ташкента. В советские годы он был закрытым из-за добычи урана и назывался Москва-700. «Его даже не было на картах», — смеется Масаид Маматович Юлбарсов, вот уже 30 лет директор местного ДК «Дукент». На день съемок «Дукент» превратился в советскую ткацкую фабрику. В ДК стараниями Юлбарсова сохранилась фактура эпохи: деревянные двери с резьбой ручной работы, четырехъярусные массивные люстры над мраморным полом, национальные орнаменты на стенах. Видно, что раньше «Дукент» был центром культурной жизни. Мрамор для его постройки приехал из Латвии, другие материалы — из Финляндии, на сцене в лучшие годы выступали Евгений Евстигнеев, Вячеслав Тихонов, Владимир Этуш. Сейчас, несмотря на старания директора, красивое здание обветшало, где-то прохудилась крыша, но ремонтом никто заняться не может.
Пока команда готовится к мотору, перед «Дукентом» пасутся коровы, а кто-то из группы и массовки греется на солнце. При этом два дня назад был дождь и 4+, команду буквально сдувало с холма, как рассказывает нам Евгений Стычкин. По его словам, преодолевать производственные сложности помогает местная природа и горы, на фоне которых все неурядицы кажутся мелкими. Например, смены идут по 13–14 часов, а поскольку световой день короткий, снимать начинают с пяти утра. Сегодня, можно сказать, повезло: смена с шести утра.
Режиссер вместе с частью команды, включая Карпову и Верника, как раз вернулся со съемок у горного ручья. Для Стычкина это уже второй после «Цикад» совместный проект с актером. Режиссер признается, что поначалу не хотел снимать Верника. Кастинг шел долго и тяжело, важно было найти актера, который смог бы передать манеру речи, характерную для того времени, образ мыслей, степень откровенности. В итоге из многочисленных претендентов больше подошел все же Григорий Верник. Стычкин также считает кастинговой находкой Марию Карпову, которая играет Ирину.
Мария Карпова
Актриса
Моя героиня Ирина работает в Оргкомитете Олимпиады. Она правильная, бескомпромиссная, верит в советскую идеологию до определенного момента. Ее отличает то, что она действительно любит то, что делает, и хочет, чтобы все получилось с Олимпиадой. Игорь же — нетипичный человек для советского времени, свободная личность. У них с Ириной разные мировоззрения, отношение с Советскому Союзу, но благодаря общему делу они постепенно становятся единомышленниками.
Погрузиться в ту эпоху помогали фильмы, но люди в них не всегда существуют документально. Еще были разговоры с родителями, бабушкой, чтение книг. Больше всего меня вдохновила книга «Советская повседневность» культуролога Наталии Лебиной. В ней описано, что для людей в советское время означали те или иные слова: «колбасный поезд», «бюст Ленина», «партийный билет», «спорт».
Григорий Верник
Актер
Мой герой — Игорь Зорин, человек из хорошей, интеллигентной семьи, рано потерявший мать. Он никогда не испытывал недостатка в чем-либо материальном. Игорь умный, дерзкий, окончил МГИМО. Но он не знает, чего хочет от жизни, и просто прожигает ее, попадая в разные авантюры. Внезапно Игорь оказывается в эпицентре подготовки Олимпиады и начинает работать в Оргкомитете — отчасти чтобы доказать отцу, что на что-то годится, отчасти чтобы доказать это себе.
Игорь и Ирина приезжают в Узбекистан на ткацкую фабрику, потому что есть вероятность, что олимпийской формы не будет ни у кого вообще. И им нужно решить этот вопрос. Как выяснилось, во время подготовки Олимпиады было такое количество несостыковок, сложностей, включая бойкот ряда стран. Все рушилось одно за другим. Поэтому, если проводить параллель с литературой, мой герой похож на Остапа Бендера: ему приходится в сложных ситуациях находить парадоксальные пути решения.
Внимание привлекает многочисленная массовка, играющая сотрудников ткацкой фабрики. Ожидая смены, люди бесконечно фотографируются друг с другом в своих костюмах. Все местные: мужчины в тюбетейках и хлопковых рубашках, женщины в пестрых платьях с национальным узором (технику его нанесения называют «икат»). «Обычная одежда того времени», — объясняет художница по костюмам Наталья Каневская («Чебурашка», «Содержанки»). О моде конца 1970-х специально консультировались с узбекскими костюмерами. Часть костюмов взяли напрокат в «Узбекфильме», другую купили на местном рынке.
Внутри ДК тем временем идут съемки в актовом зале с типично советским зеленым занавесом на сцене и вышитым на ковре Лениным на фоне национальных принтов. Здесь по сюжету Ирине и Игорю показывает ткани директор фабрики Анвар Агитович (Фируз Максудов). Команда шутит, что надпись на растяжке «Партия твердо убеждена, что самоотверженным трудом советского народа поставленные задачи будут решены» — подбадривающее послание всем на тяжелых съемках.
Следом главная сцена дня — показ олимпийской формы. В просторном фойе расстилают красную дорожку для дефиле. «Не ходить по ковру!» — то и дело звучит на русском и узбекском языках; чтобы регулировать многочисленную массовку, администратор дублирует все объявления на узбекском. Вдоль дорожки и возле подиума рассаживаются зрители: сотрудники фабрики, директор Анвар Агитович и Ирина с Игорем. Верник периодически трет руки о специальные грелки — солнце село, в зале становится холодно. Для съемок солнце «возвращают» с помощью огромных световых приборов за окнами. Художники поправляют реквизит на столе: сервиз (местная примета — чашек всегда должно быть четное количество), виноградный сахар, курагу, фрукты. Евгений Стычкин кропотливо разбирает с моделями — сотрудниками фабрики очередность выхода и места на небольшом подиуме. Артисты поначалу путаются, но режиссер неумолим, и вот уже все выучили, кто за кем дефилирует.
После команды «мотор!» толпа фабричных усердно отыгрывает роли: одни аплодируют, сидя в креслах, другие увлеченно обсуждают форму, кто-то снимает показ на фото- и даже кинокамеру. На дефиле модели парами демонстрируют костюмы советских спортсменов, организаторов, судей и сотрудниц буфета. Закрывает показ блондинка в красном платье и косынке — маленькая, но яркая роль внезапно досталась ассистентке, скрипт-супервайзеру сериала Елене Смирновой. В таких нарядах шли девушки с табличками сборных на открытии Игр. Эти костюмы сшиты по оригинальным эскизам модельера Вячеслава Зайцева, автора костюмов советской сборной. У каждой пары своя модельная походка: судьи идут сдержанно, атлеты почти парят над подиумом, а девушка в красной косынке кружится, чтобы показать развевающуюся юбку. Помимо нее особый восторг зрителей вызывает буфетчица в узнаваемом белом фартуке.
Параллельно за окном еле-еле слышна национальная музыка. Как объясняют местные, это карнай-сурнай — духовой музыкальный инструмент, а значит, где-то рядом свадьба. На настоящей свадьбе нам побывать не удалось, зато киносвадьбе был посвящен отдельный день. На нее Ирину и Игоря приглашает директор фабрики Анвар Агитович, чья дочь выходит замуж.
Ах эта свадьба! И плов
На следующий день в Ташкенте +27 и печет солнце. Съемки проходят в медресе — мусульманском учебном заведении. Это двухэтажное здание с внутренним двориком, где растут абрикосовые деревья. На первом этаже — магазинчики, на втором — мастерские (во время съемок там тихо продолжают расписывать огромные блюда вручную).
У команды сегодня важная задача — воссоздать свадьбу 1980 года, советскую, но при этом с соблюдением узбекских традиций. С этим помогают местные кинематографисты. Художники по реквизиту — муж и жена Темур и Фатима Хасанходжаевы — вспоминают, что два дня провели на знаменитой Ташкентской барахолке. «Она работает с шести утра до четырех дня, мы почти что жили там, закупаясь. Потому что в Ташкенте таких вещей уже нет, этим никто не пользуется», — говорит пара.
Внутри дворика вовсю идут приготовления: кто-то фактурит новенький мангал и огромный казан для плова, другие расставляют по столам, оформленным буквой «п», тарелки с овощами и зеленью, с жареной чучварой, с пахлавой, хворостом, арбузами. Рядом с местом молодых собирают уголок с подарками — люлькой для ребенка, сундуком, винтажной швейной машинкой и коробками, обшитыми тесьмой и кружевом.
Какие свадебные традиции есть в Узбекистане
Как объяснила местная команда, коробки-цилиндры используют для помолвки. Стороны невесты и жениха заполняют их орешками, изюмом, лепешками патыр, конфетами и обмениваются ими. А содержимое жених и невеста раздают родственникам, объявляя о скорой свадьбе. Еще готовят тогоры — большие блюда по 10–12 видов, тоже обмениваются ими и зовут гостей.
Узбекская эстрадная певица Мадина Эрназарова, которая играет родственницу со стороны жениха, вспоминает, что раньше невесту в парандже увозили из отчего дома на повозке, запряженной лошадью. Паранджу она не снимала даже во время празднования. Сейчас, по ее словам, стало свободнее, а раньше правило соблюдали строго.
На свадьбе плов особенный: в него добавляют кишмиш и нут. Местные едят его не только на торжествах, но этот плов так и называется — «свадебный».
Главная интрига — как же выглядят жених и невеста, которых приходится долго ждать из-за сложности костюмов. Жених в национальном — чапане и тюбетейке с золотистой вышивкой, невеста в советском — с фатой, в белоснежном плиссированном платье. Художница Наталья Каневская купила его у Галины Смеховой, жены актера Вениамина Смехова. «Вообще, оно американское, 1970-х годов. Но мы решили, что дочери директора фабрики оно могло бы достаться по блату», — признается Наталья. А вот фата советская, из собственных запасов художницы. Кудри невесте завивали, опираясь на свадебные фото мамы ассистентки из грим-команды. «Она из Узбекистана, и свадьба, кстати, была в то же время, что и события в сериале», — делится художник по гриму Игорь Бойко («Майор Гром», «Звоните ДиКаприо!»).
Голоса в рации на русском и узбекском просят массовку занять свои места (самому старшему ее участнику — 75 лет, а младшему — 6). Один стол мужской, другой — для молодоженов, за которым висят ковры сюзане, третий — смешанный. За него садятся и почетные гости из Москвы, Ирина и Игорь. В белом костюме и с объемной укладкой Ирина удивительно напоминает принцессу Диану. Художник по гриму Игорь Бойко объясняет, что наша ассоциация неслучайна: «Маша на нее внешне похожа. Когда я в „фотошопе“ работал с образом ее героини Ирины, уже была идея сделать ей укладку как у Дианы. Мне хотелось, чтобы здесь, в Узбекистане, Ирина была принцессой, потому что в Москве сюжетно у нее такой возможности нет, там она с головой погружена в подготовку Олимпиады». На герое Григория Верника — коричневый замшевый пиджак поверх зеленоватой рубашки; актер признается, что положил на него глаз и не прочь забрать с собой со съемок. «Что?! — хохочет Каневская. — Спасибо, что рассказали, теперь я буду за ним следить!»
После мотора официанты разносят гостям еду, в казане готовят свадебный плов, на шампуры нанизывают шашлык — аромат на площадке умопомрачительный. Вокруг стола бегают дети в национальных костюмах, поодаль играют музыканты. Анвар Агитович сердечно благодарит московских гостей и настаивает, чтобы Игорь произнес тост. Во время речи Игоря к Анвару Агитовичу подбегает маленький внук (для 6-летнего Хожиакбара Алибекова это уже третьи съемки в кино): по телевизору говорят про Олимпиаду! Все тут же бросаются к экрану, и особенно рьяно Ирина и Игорь.
В сериале эта сцена займет несколько минут, а на ее съемки уходят часы: сначала нужно снять несколько дублей с одной стороны медресе, потом перенести многочисленную технику на другую и все повторить. Во время перестановки у актеров есть возможность что-нибудь съесть из реквизита и выпить газировки из бокалов — все-таки свадьба. Детей еда совсем не интересует: мальчики играют в салочки на площадке и иногда так увлекаются, что второй режиссер Варвара Шеплетто просит их не шуметь.
Тем временем в дальней стороне медресе, куда теперь обращена камера, на топчане сидят трое старейшин. Рядом что-то бормочет телевизор, и местный парнишка поворачивает на нем регулятор громкости. Стычкин громко объявляет, что это сыграно гениально. Темнеет, и над свадебными столами зажигаются цветные огоньки. Лампочки накануне вручную красили лаком для ногтей, так как любая другая краска нагревается и дымится.
По сюжету в телевизоре как раз объявляют: Олимпиаде-80 в Москве — быть. Сериалу о подготовке Игр — тоже. Ждем на Кинопоиске в 2024 году.
Автор: Лиза Кузнецова
Фото: Камила Рустамбекова, Юлия Плескачевская