На Кинопоиске можно посмотреть «Надвое» — по-рязановски несвоевременный лирический ромком с Козловским и Петровым. Он не стал главным сериалом прошлого года, однако в этом году попал в десятку самых популярных проектов за месяц в нашем онлайн-кинотеатре. По просьбе Кинопоиска журналист, в прошлом телеобозреватель «Коммерсанта» и «Эха Москвы», рассказала, в чем для нее ценность сериала Валерия Тодоровского.
Арина Бородина
Журналист, автор Telegram-канала Арина Бородина
По-моему, нет в жизни ничего интереснее, чем истории о собственной или чужой драматичной любви. Мир будет рушиться, но про любовь можно слушать даже на его обломках. А если еще уметь рассказывать эти истории так, что накрывает с макушкой и ты вспоминаешь свои чувства и свою жизнь, то цены им нет. Валерий Тодоровский это умеет, как мало кто. Он во всех своих фильмах рассказывает о любви и ее оттенках — от радости до трагедии.
Его «Надвое» — сериал про оглушающее чувство, которое ломает вполне размеренную жизнь состоявшихся, часто несвободных людей. Он про любовь, которая обжигает, изматывает, волнует, разрушает привычный мир, заставляет страдать близких и при этом все равно делает счастливым.
Два московских клерка едут в командировку из Москвы в Питер. Степенный, аккуратный женатый Костя (Данила Козловский), которому ближе к 40, и огонек Саня (Александр Петров), у которого давно сложилась формула легкого флирта: «В моем плотном графике нет окон, но зато есть форточка — можем в нее залететь». Они едут в Петербург с привычным набором офисных функций — консалтинг, маркетинг, что-то еще проверить и настроить в подшефном филиале столичного банка. У Кости в Москве жена Лиза (Анна Синякина) — врач, у нее операции, ночные смены. Живут давно, он ее свет в окошке, она вечная жена и очень хочет ребенка, но не получается, и вот еще один шанс — новый репродуктолог. Костя, давно забывший про лирические волнения, катится по колее. Его в текущей жизни волнует, почему их на вокзале никто не встретил, и он раздраженно набирает номер, забитый для многих узнаваемо — «Ира Встреча Питер». Саня — с перспективой на очередное знакомство в командировке, но и ему «надоедает жить рефлексами» и немного «хочется чувства». В питерском банке силовики — там обыск и сбежавший за границу владелец. Потом находится опоздавшая богемная Ира (Ирина Старшенбаум), которая из-за своей душевной растерянности лишается работы, и в этот момент в ее судьбу, как в воронку, затягивает Костю. Саня же из своих форточек на обратном пути в «Сапсане» встречает виолончелистку Настю (первая роль в кино Елизаветы Базыкиной), которая едет на конкурс в Москву и взмахом смычка превращает Санину жизнь в страсть, о которой он даже не мог подумать.
Эти обрушившиеся на героев чувства развиваются в «Надвое» не в типичном сериальном темпе, когда можно смотреть фоном. Здесь нет традиционных крючков в конце каждой серии — дескать, ждите остросюжетного поворота, который бодро уведет вас в начало следующей. У Тодоровского отношения двух пар и окружающая их жизнь — будь то корпоративная вечеринка в банке, разговор с мудрым начальником (Андрей Ташков), беседы со всепонимающей бабушкой Иры (Елена Смирнова), прослушивание конкурсной программы виолончелистов, послеоперационный больной на каталке, цепочка московского ОМОНа в ночной Москве — разворачивается неспешно, как большой рулон. Он раскатывается на крупных планах, во всех ситуациях, нюансах, полутонах и красках.
На первом плане у Тодоровского в сериале «Надвое», как и когда-то в его первом большом фильме «Любовь» (1991), не женские страдания, а мужские переживания о зарождающемся чувстве к женщине, которое радикально меняет ощущение жизни. Главным героем «Любви» был Саша Евгения Миронова, а Маша Натальи Петровой лишь проводник его менявшегося мира. Так и в сценарии «Надвое», написанном Всеволодом Бенигсеном вместе с Тодоровским, главные — именно герои Саня и Костя. И обсуждать, что с ними происходит, как это часто делают женщины, невозможно. Но когда уже подступает край — нет сил терпеть:
— А ты куда выходил-то?
— Да я в Питер выходил.
— А ты чего хочешь?
— Сдохнуть хочу, — говорит Костя Сане в одной из ключевых сцен. — У меня жизнь надвое.
И вот у каждого из них — любовь наотмашь, оба они со скоростью «Сапсана» катятся в пропасть, и как эту лавину остановить — непонятно.
Данила Козловский и Александр Петров впервые работали вместе, и в итоге — удивительное партнерство в кадре и точно переданная душевная трансформация героев от начала к финалу. При такой актерской мегапопулярности на сантиметр экрана (не хватало разве что Безрукова) ни один из них не перетягивает внимание. Валерий Тодоровский всегда открывает новое в растиражированных артистах, попадая в какие-то их заветные закоулки, — в «Надвое» у Козловского и Петрова невероятная актерская высота! Тодоровский тонко опекает женские роли. Как режиссер он сопереживает и не осуждает Иру, страдающую от несвободы Кости. Лирично, иронично, в немного нелепых платьях — Старшенбаум в сериале витает в образе слегка отъехавшей питерской барышни. А роль талантливой дебютантки Базыкиной Тодоровский наделил одновременно очарованием юности, женской стервозностью и невозможностью понять, а чего же ей надо.
«Надвое» — второй, после «Оттепели», сериал Тодоровского-режиссера. Эти проекты ничего не связывает — ни сюжет, ни структура (девять серий против 12), ни герои. Ну, разве что Козловский, мечтавший сыграть в «Оттепели» роль Хрусталева, которая была у Цыганова, отыгрался в «Надвое» сразу вдвое и за все. Тодоровский не повторяется, он находит собственный язык, чтобы рассказать об отношениях между мужчиной и женщиной. Как они зарождаются и с чем остаются. Несмотря на то что в «Надвое» можно вспомнить и про «Иронию судьбы…» Рязанова, и про «Осенний марафон» Данелии, Тодоровский снова придумал, как показать любовь. Она создана через «Сапсан» Москва — Петербург, через втягивающую ритм-музыку Анны Друбич, через питерские парадные, крыши, мосты, кораблики, московские офисы, статичные кафе и улицы забытых протестов…
У каждого есть истории, которые взрослые люди скрывают по разным причинам. Иногда — чтобы не ранить близких, при этом собственная рана не зарастает. Лекарство может быть в том, что кто-то сторонний проговорит такую историю. Даст возможность вспомнить, как мучился, рушил свою и чужую жизнь, как изменил, ушел или не решился уйти, чтобы начать все заново. Вспомнить, что это тоже переживал, и эти несколько минут экранного времени — они и про твою любовь тоже.
Этот сериал Валерий Тодоровский посвятил памяти жены — прекрасной актрисы Евгении Брик, которой не стало в феврале 2022 года. Первый титр «Надвое» на воде, на переливающихся волнах Невы — «Посвящается Жене».