Параллельная эволюция: как «Рэмбо» и «Терминатор» меняли курс в зависимости от духа времени

Обсудить0

На Кинопоиске можно посмотреть семь фильмов из флагманских франшиз главных экшен-звезд 1980-х — Арнольда Шварценеггера и Сильвестра Сталлоне. Фантастический цикл и серия военных боевиков пересекаются не только на уровне создателей. В какой-то момент к обоим приложила руку культовая студия Carolco Марио Кассара и Эндрю Вайна, которая благодаря успеху трех первых «Рэмбо» выкупила права на съемки «Терминатора 2», а автор первого «Терминатора» Джеймс Кэмерон работал над сценарием к «Рэмбо: Первая кровь 2» вместе с Сильвестром Сталлоне. Они также рифмуются на уровне месседжей и деталей. Михаил Моркин разбирается в жанровой эволюции и философии двух культовых героев 1980-х.

«Терминатор»: от низкобюджетного хоррора к метакомедии

Известно, что Джеймс Кэмерон взял «Хеллоуин» Джона Карпентера — малобюджетный независимый фильм ужасов — за производственную модель «Терминатора». В итоге первый фильм получился прямолинейным фантастическим хоррором, без пяти минут слэшером, в котором неубиваемый Т-800 символизировал неизбежность смерти. Киборг, сыгранный Шварценеггером, был похож на Майкла Майерса; другие персонажи обеих картин даже описывают почти одними и теми же словами — как «неостановимых и лишенных личности убийц, c которыми невозможно договориться». В ленте были и расчлененка, и скримеры, и «последняя девушка» (Сара Коннор). Согласно правилам жанра в финале монстр сначала умирал не по-настоящему, чтобы герои могли расслабиться.

А вот «Судный день» уже лишился хоррор-тропов. Если скромное инди стоило 6,5 млн долларов, то его продолжение за 102 миллиона стало на момент выхода самым дорогим фильмом в истории. Джеймс Кэмерон писал сценарий масштабного боевика, ни в чем себе не отказывая, хотя потом ему все же пришлось вырезать сцены с использованием машины времени в будущем. В сиквеле появились элементы роуд-муви (герои убегают от Т-1000), бадди-муви (Джон Коннор и Т-800 становятся друзьями) и семейной драмы (робот становится фигурой отца в дисфункциональной семье Коннор).

«Терминатор»
«Терминатор 3: Восстание машин»

Триквел «Восстание машин» — первый фильм серии, снятый без участия Кэмерона — придерживался жанровой формулы «Судного дня» — экшен в дороге. Однако режиссер Джонатан Мостоу добавил также элементы хоррора (Т-Х пробивает рукой грудь агента ФБР, чтобы рулить машиной и, видимо, разрезает на куски жениха Кейт Брюстер), кэмпа (Т-800 исследует стриптиз-клуб и отпускает шутки), ромкома (Джон Коннор и его будущая жена Кейт Брюстер заводят нездоровый роман). Заканчивается все пессимистично — ядерной войной.

«Да придет спаситель» радикально сменил курс франшизы, став единственной частью без Шварценеггера (немое камео его цифрового дублера считать не будем). Это уже полноценный военный сай-фай про борьбу сопротивления с машинами, но, правда, с бескровным рейтингом PG-13.

«Генезис» и «Темные судьбы» вновь отдали Шварценеггеру роль доброго Терминатора, вернули Сару Коннор в повествование (сначала ее сыграла Эмилия Кларк, затем — Линда Хэмилтон), а франшизу опять отправили в зону зрелищной фантастики. Оба фильма игнорировали события предыдущих частей в прямом и переносном смысле, но постоянно повторяли их мотивы и даже целиком воспроизводили сцены, причем в «Темных судьбах» Кэмерон выступил в качестве продюсера и автора идеи. Так серия фильмов о Терминаторе превратилась в метакомедию, которую невозможно смотреть без знания кэмероновских истоков.

«Рэмбо»: от арт-драмы к gore

«Рэмбо: Первая кровь», наоборот, был не столько чистым экшеном, сколько фильмом в духе Нового Голливуда, продолжающим идеи «Таксиста» и «Охотника на оленей»; антивоенной драмой о немногословном ветеране Вьетнама со сломанной психикой, жертве неоправданного полицейского насилия. В те времена Сильвестр Сталлоне был звездой спортивных драм про бокс, борьбу и футбол, а не боевиков. Его Джон Рэмбо в рамках самозащиты случайно убивал лишь одного полицейского, рыдал от травматичных воспоминаний и панических атак и выступал с мощным монологом о трагической судьбе солдат, которые не смогли найти себе место в мирном обществе.

«Рэмбо: Первая кровь»
«Рэмбо 3»

Затем произошел разворот на 180 градусов. Вторая и третья части франшизы стали военными боевиками, настоящими кровавыми аттракционами, в которых Рэмбо десятками крошил врагов (безжалостных коммунистов из Вьетнама и СССР) c помощью вертолетов, пулеметов и взрывающихся стрел. В сиквеле Рэмбо вытаскивал из Вьетнама брошенных правительством американских военнопленных. В триквеле Рэмбо спасал из плена своего дорогого командира Сэма Траутмана, который заменил Джону отца и превратил его в машину для убийств. Полковника захватили в Афганистане русские, поэтому Рэмбо пришлось попутно помогать моджахедам в борьбе с СССР. Сталлоне немного опоздал с политическим комментарием: за 10 дней до релиза Горбачев начал выводить войска из Афганистана.

После краха Советского Союза Рэмбо ушел в отпуск на 18 лет. Вернулся он лишь в 2008-м, чтобы помочь группе христианских миссионеров доставить гуманитарную помощь каренским племенам в Мьянме, а затем спасать соотечественников от местной хунты.


Это вновь военный боевик, но снятый самим Сильвестром Сталлоне с зашкаливающей степенью жестокости: злодеи убивают в кадре женщин и детей, сам Рэмбо ликвидирует больше 250 противников, вырывая им кадыки и выпуская кишки.

В самой кровожадной сцене Рэмбо добирается до пулемета M2, превращая боевик в настоящий torture porn, рядом с которым «Хостел» выглядит детским утренником. В рабочих материалах, которые тогда рассылались российским критикам вместо просмотровок, в каждой второй сцене красовалась ремарка «Add more gore and blood».

Крутой жанровый разворот происходит в пятой части франшизы. «Последняя кровь» — олдскульный триллер из поджанра «месть за изнасилование» (rape and revenge). В нем Джон Рэмбо, наконец-то вернувшийся на семейное ранчо в Аризоне, отправляется вызволять дочь подруги из сексуального рабства, в которое ее заключил мексиканский наркокартель. Когда девушка погибает, ветеран вновь включает режим «старое доброе ультранасилие», чтобы отомстить. Но это уже не военный боевик, а неовестерн! Правда, о вьетнамском прошлом Рэмбо теперь напоминает лишь система туннелей, которую герой построил на своей земле, подсмотрев идею у Вьетконга. Уровень жестокости стал еще более запредельным: у главного антагониста мститель вырезает сердце, а его брату отрезает голову. Едва ли такие сцены посещали воображение Теда Котчеффа, режиссера довольно лиричной «Первой крови».

Как обе франшизы отражали дух времени

И Джон Рэмбо, и Терминатор — это порождения холодной войны.

«Терминатор» появился из лихорадочного ночного кошмара Джеймса Кэмерона с участием металлического туловища, вооруженного кухонными ножами. Но в середине 1980-х люди боялись не восстания станков с числовым управлением, а ядерного апокалипсиса — вполне реального, по их мнению, итога гонки вооружений между США и СССР. И, как наверняка помнят многие зрители, когда Skynet решила уничтожить человечество, то первым делом ударила по СССР, чтобы вызвать ответный удар по США.

Кэмерон боялся ядерной войны с детства (во время Карибского кризиса его отец начал строить бомбоубежище) и признавался: слушая под экстази песню Стинга «Russians», в которой англичанин высказывал надежду, что «русские тоже любят своих детей», записывал идеи для «Судного дня» (кстати, сейчас режиссер планирует снова напомнить зрителям об атомных ужасах фильмом про бомбардировку Хиросимы и Нагасаки). Первый «Терминатор» вышел, когда росла эскалация гонки вооружений, а политика Рональда Рейгана обостряла конфронтацию между США и СССР. Часы Судного дня показывали 23:57 — меньше времени до ядерного катаклизма было только в 1953-м. Сейчас, правда, на часах уже 23:58:30.

«Терминатор 2: Судный день»

Вскоре произошло крушение СССР, и холодная война закончилась. «Судный день» вышел в прокат 3 июля 1991-го, а уже 31 июля Джордж Буш-старший и Михаил Горбачев подписали в Москве договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1). Часы Судного дня показывали 23:43 — страх перед ядерной войной отступил. Упоминания о России исчезли из франшизы, хотя в «Да придет спаситель» мельком появляется бравый генерал Лысенко, один из руководителей сопротивления (вероятно, в войне против машин русские и американцы наконец-то сплотились).


Красная угроза ушла, капитализм победил. «Судный день» стал самым кассовым фильмом года и в целом по сборам на тот момент уступал лишь «Инопланетянину» и «Звездным войнам».

Продолжение было неотвратимо — останавливаться после такого успеха в Голливуде уже тогда было не принято. Сам Кэмерон не хотел снимать триквел, но правами владел не он, а его бывшая жена Гейл Энн Хёрд и студия Carolco. Продюсеры в начале 1990-х пообещали зрителям возвращение Терминатора, однако из-за банкротства Carolco, стоимости прав и разрастающегося гонорара Шварценеггера «Восстание машин» пришлось ждать 12 лет.

В итоге каждый следующий сиквел делала новая команда продюсеров. На смену руководителям Carolco Эндрю Вайне и Марио Кассару пришла компания-однодневка The Halcyon Company, а затем Skydance Дэвида Эллисона. Каждый из продюсеров делал ставку не на режиссеров-авторов, а на ремесленников второго эшелона. Джонатан Мостоу снимал замкнутые триллеры, МакДжи — клипы и «Ангелов Чарли», Алан Тейлор — «Клан Сопрано» и «Игру престолов», технарь Тим Миллер большую часть карьеры занимался визуальными эффектами и анимацией (при этом режиссуру сиквелов в разные годы предлагали Дэвиду Финчеру, Энгу Ли и Дени Вильнёву).

По грустной иронии франшиза о борьбе против диктатуры машин сама превратилась в бездушный конвейер, который был в первую очередь нужен Арнольду Шварценеггеру. Триквел, по сути, оказался частью его предвыборной рекламной кампании на пост губернатора. Пятая и шестая части должны были реанимировать актерскую карьеру Шварца после ухода из политики и скандального развода. Увы, стоит признать, что без роботов фильмография Шварценеггера XXI века совсем заржавела: неоригинальные камео, парочка инди-драм да «Тайна печати дракона».

«Терминатор: Генезис»
«Тайна печати дракона»

Но с исчезновением авторского взгляда (и угрозы Третьей мировой) из «Терминаторов» пропала серьезность, а у зрителей начал пропадать интерес к франшизе. В конце концов, изначально она привлекла не только спецэффектами, экшеном и непоколебимой харизмой Шварценеггера, но и метафизическими вопросами. В чем смысл жизни? Существует ли свобода воли? Можно ли изменить судьбу? Ответы неутешительны: «Будущее не определено. Нет судьбы, кроме той, что мы творим сами», — мечтала Сара Коннор. «Саморазрушение заложено в вашей природе», — парирует Т-800 в «Судном дне». В мире «Терминатора» ядерный апокалипсис все-таки произошел, а поскольку Skynet — продукт военно-промышленного комплекса, вся франшиза смотрится как глубоко антивоенная.

Еще больше связана с военно-политическими вопросами судьба Рэмбо. Борец с комми, он мгновенно стал республиканским символом и рейгановским любимцем. Во время кризиса с заложниками в Бейруте президент США шутил, что, посмотрев «Рэмбо: Первая кровь 2», «понял, что делать, когда кого-нибудь схватят в следующий раз». Видимо, сиквел «Рэмбо», рассказывающий о желании поквитаться за проигранную войну, наказать тех, кто помешал ее выиграть, и помочь тем, кто в ней сражался, попал в настроения американцев, ведь в прокате 1985-го он уступил лишь ностальгической фантастике «Назад в будущее». После развала СССР Рэмбо и Т-800 пропали до XXI века: коммунисты проиграли, глобальное потепление стало страшнее красных кнопок.

Тугодум Джон Рэмбо, чувствами которого на протяжении всего сериала легко манипулировали, к шестидесяти годам начал соображать сам.


«Мир — это случайность. Убийства заканчиваются в одном месте и тут же начинаются в другом. Но ничего, ведь ты убиваешь ради страны. Просит-то тебя не страна, а несколько мужчин наверху. Старики развязывают войну, молодые парни идут на нее, никто не выигрывает, все посередине умирают, и никто не говорит правду».

Так Рэмбо формулирует свои правила жизни утрированно наивной пацифистке, которая призывает его проявить гуманизм в «Рэмбо IV».

Если в 1980-х «Рэмбо» был крупнобюджетным мейнстримным зрелищем, то четвертая и пятая части создавались совсем в других условиях. Сильвестр Сталлоне вернулся к Рокки и Рэмбо, когда его карьера шла ко дну. XXI век актер начал с четырех провалов подряд: «Гонщик», «Убрать Картера», «Ангел мести» и «Детоксикация». Стало понятно, что 50-летние качки не могут соревноваться с «Гарри Поттером», «Властелином колец» и «Пиратами Карибского моря». Чтобы хоть как-то оставаться на плаву, Сталлоне сначала воскресил филадельфийского боксера Бальбоа в 2006-м, а спустя два года оживил и Рэмбо.

«Рэмбо IV»
«Гонщик»

Бюджеты, как и амбиции, стали скромнее. Слай откровенно признавался, что наполнил четвертую часть жестокостью, чтобы фильм хоть в чем-то стал визуальным аттракционом. Да, качество этих боевиков не скатилось до дешевых поделок Emmett/Furla Oasis с Брюсом Уиллисом, но вольготных съемочных условий времен Carolco больше не было. Сталлоне отказался в них комментировать американские войны в Ираке и Афганистане, а в Мьянму его герой заглянул по двум причинам. Во-первых, Сталлоне-сценарист нашел конфликт, в котором зрители легко встанут на сторону Рэмбо. Во-вторых, Сталлоне-продюсер нашел в Таиланде локации, где было дешево снимать.

Как себя чувствуют герои сейчас?

В последний раз Рэмбо и Терминатор возвращались в 2019-м, когда Дональд Трамп строил стену с Мексикой. Создатели «Последней крови» сделали мексиканцев варварской угрозой, за что критики обвинили фильм в расизме и ксенофобии (кстати, в финале боевики наркокартеля легко пересекают границу между странами). «Это не фильм, а разросшаяся простата, которая пугает зрителя плохо сыгранным геронтологическим ультранасилием, глупейшими попытками мстить за изнасилования и трампистскими фантазиями о мексиканских насильниках и удивительно незащищенных границах», — потешался штатный кинообозреватель The Guardian Питер Брэдшоу.

Авторы «Темных судеб», наоборот, сделали мексиканку новым лидером сопротивления, перенесли часть действия в Мексику, а Американский центр содержания незаконных иммигрантов показали далеко не в лучшем свете. Правда, мексиканские сцены отсняли в Испании «из-за разборок наркокартелей».

«Рэмбо: Последняя кровь»
«Терминатор: Темные судьбы»

К концу жизни Рэмбо окончательно превратился из символа военной психотравмы в говорящую версию Джейсона Вурхиса из «Пятницы, 13-го». При этом его программные антивоенные монологи исчезли. Более того, спустя почти 40 лет Джон все-таки вернулся домой и даже сделал то, что от него так агрессивно требовала американская власть в 1981-м, — подстригся.

Образ Т-800 также претерпел изменения. Обретя независимость от Skynet, Терминатор интегрировался в общество — завел семью в Техасе, занялся драпировкой мебели и отрастил седую бороду. Так человек стал машиной для убийств, а машина для убийств — человеком.


Текст: Михаил Моркин

Иллюстрации: Александр Черепанов


Какого «Рембо» и «Терминатора» вы больше всего любите? А ненавидите? Напишите в комментариях!  

Чтобы сбежать от реальности, они изобрели свой мир — с колдунами и лесниками. Панк-сказка о легендарной группе
В главных ролях:Константин Плотников, Влад Коноплёв, Даниил Вахрушев, Илья Ловкий, Данила Рассомахин, Валери Зоидова, Дарья Мельникова, Васса Бокова
Режиссер:Рустам Мосафир
Смотрите по подписке

Смотрите также

Как большой бюджет портит фильм: Дэвид Фостер Уоллес о красоте и безвкусице «Терминатора 2»
Книги

Как большой бюджет портит фильм: Дэвид Фостер Уоллес о красоте и безвкусице «Терминатора 2»

16 января67
Как удаленные сцены могли изменить «Терминатора»
Культовое кино

ВидеоКак удаленные сцены могли изменить «Терминатора»

20 января16
«Король Талсы»: неспешное шоу про героя Сталлоне, делающего все обстоятельно и обаятельно
Сериалы

«Король Талсы»: неспешное шоу про героя Сталлоне, делающего все обстоятельно и обаятельно

8 декабря 20228
«Один раз ровесника от греха подальше вывели с канонической „Греческой смоковницы“»: мемуары критиков о культуре видео в позднем СССР

«Один раз ровесника от греха подальше вывели с канонической „Греческой смоковницы“»: мемуары критиков о культуре видео в позднем СССР

25 мая 20226

Главное сегодня

Рецензии

«Джон Уик 4»: старое недоброе ультранасилие — теперь уже в четвертой степени

Вчера5
«Джон Уик 4»: старое недоброе ультранасилие — теперь уже в четвертой степени
Выходит ремейк Resident Evil 4. Рассказываем, как не запутаться в гигантской хоррор-франшизе
Игры

Выходит ремейк Resident Evil 4. Рассказываем, как не запутаться в гигантской хоррор-франшизе

Вчера7
«Наследники» возвращаются с финальным сезоном. Вспоминаем, что было в предыдущих и за что мы полюбили семейство Рой
Сериалы

«Наследники» возвращаются с финальным сезоном. Вспоминаем, что было в предыдущих и за что мы полюбили семейство Рой

Вчера0
Из какого фильма этот Джейсон Стэйтем? Большой куш, простите, то есть тест для фанатов актера
Смотрите на Кинопоиске

ТестИз какого фильма этот Джейсон Стэйтем? Большой куш, простите, то есть тест для фанатов актера

Вчера4
На Кинопоиске выходит «Операция „Фортуна“: Искусство побеждать», в которой Гай Ричи рамсит с бондианой
Рецензии

На Кинопоиске выходит «Операция „Фортуна“: Искусство побеждать», в которой Гай Ричи рамсит с бондианой

23 марта30
«Нулевой пациент» стал лучшим онлайн-сериалом на премии АПКиТ. Кому еще достались награды?

«Нулевой пациент» стал лучшим онлайн-сериалом на премии АПКиТ. Кому еще достались награды?

34 минуты назад0
Вышла пятая серия «Короля и Шута». Давайте обсудим ее тут!
Смотрите на Кинопоиске

Вышла пятая серия «Короля и Шута». Давайте обсудим ее тут!

23 марта22
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации