«Бешенство»: героин, волчары и русская тайга в постхорроре авторов «Чебурашки» и «Горько!»

Обсудить0

В прокате идет снежный ужастик, снятый режиссером Дмитрием Дьяченко как будто для себя, в удовольствие. Тут прекрасный актерский ансамбль — от Серебрякова до Всеволода Володина — демонстрирует навыки выживания в тайге, а виды сибирских деревень пугают не хуже бешеных волков. Своим восторгом от картины делится Василий Степанов.

Василий Степанов

Кинокритик, главный редактор журнала «Сеанс»

Суровый батя в большом черном внедорожнике (Алексей Серебряков) везет на малую родину, в алтайские снега, сына-героинщика (Всеволод Володин). План простой, можно сказать, народный: сначала посадить неразумное дитя на цепь в фамильной избушке, чтобы переломался, а потом сесть на снегоход и отвезти его на реабилитацию в тайгу, где охотничья заимка, свежий воздух и волки по ночам воют со скуки. Только не знает папа, что волки без них не больно-то скучают: в сказочном заснеженном лесу эпидемия бешенства, и егерь (Александр Устюгов) с местным участковым (Евгений Ткачук) уже устали удивляться небывалой прыти зверья и колесить по району на «буханке» к очередному разорванному в клочья трупу. А с полицией герою Серебрякова встречаться категорически нельзя.

Таежный триллер, в титрах которого написано «режиссер Дмитрий Дьяченко», казалось бы, несколько выламывается из фильмографии постановщика: прокатчики даже сделали для фильма остроумный второй трейлер, рекламируя «новую „сказку“ от создателя „Чебурашки“». Но за плечами Дьяченко не только кассовый гигант последних месяцев, а еще трилогия «Последний богатырь», кинокомедии «Квартета И», сериалы СТС. В общем, большая разница (одноименное сатирическое шоу Дьяченко, кстати, тоже ставил). Пикантно получается: семейный зритель сможет в мультиплексе отправить детей на повторную встречу с ушастым плюшевым зверьком и апельсинами, а сам погрузиться в суровые подробности борьбы с наркозависимостью и бешеными хищниками.

«Бешенство» вряд ли переплюнет сборы предыдущих работ многогранного режиссера — в конце концов, тут маркировка 18+, насилие крупным планом и титры про злоупотребление алкоголем. Однако это кино, которого так отчаянно не хватает на экранах. Умело оперирующее местными мифологемами и архетипами, но по-голливудски увлекательно рассказывающее простую в общем-то историю, не стесняясь где-то быть сентиментальным, а где-то — брутальным; достоверное, как достоверен артист Серебряков, опрокидывающий пару стопок перед сном. Если бы таких жанровых фильмов выходило с десяток в год, мы бы уверенно говорили, что у нас есть киноиндустрия.

Алексей Серебряков

Наверное, стоит начать с похвалы сценарию: Алексей Казаков — автор народных комедий в спектре от гомерически смешного «Горько!» до не таких уж смешных «Родных» — давно тянулся к хоррору, точнее, постхоррору, даже дебютировал как режиссер «Побочным эффектом» и наконец сумел удачно соединить в «Бешенстве» социальный ужас, без которого в России никуда (где медведь — прокурор, там и волки позорные), с ужасом буквальным, чисто физиологическим, который с рычанием бежит на тебя, чтобы вцепиться в горло.

Здесь страшно все — от заснеженных оградок на местном кладбище, где сплошь «Клуб 27», могилки сибирских ровесников Кобейна и Лермонтова, до советского мультфильма «По дороге с облаками», который приходится смотреть, сидя на цепи. Возможно, бешенство как таковое выглядит на экране слегка фантастично, гротескно (Кирилл Полухин в эпизодической роли охотника — вылитый герой зомби-хоррора), но зато детали быта и жизни, окружающей это бешенство, правдивы. Как правдив деревенский отец в исполнении Георгия Дронова, драматично порубивший топором плейстейшен, чтобы избавить своего малолетнего сына от игровой зависимости.

Всеволод Володин

Тему зависимостей самого разного типа создатели «Бешенства» выводят на уровень радикальных обобщений, превращая свое кино в анархистскую декларацию независимости — от героина, игромании и синьки переходят к критике бездушного администрирования и безудержного стяжательства; в тайге русскому человеку не нужны ни деньги, ни государство. Никто и никогда не проповедовал на экране чучхейскую «опору на собственные силы» органичнее Алексея Серебрякова (сразу вспоминаешь его в роли бутлегера-утописта из «Груза 200»), герой которого, не отрекаясь от сумы, тюрьмы и прочих русских сюжетов, самим своим существованием доказывает, что нет хищника страшнее, чем человек. Кастинг здесь на Серебрякове держится, и его понимание собственной звериной стати дает возможность раскрыться и Володину, который в «Бешенстве» играет первую свою большую роль, и Дронову, даже Ткачуку, который превращает своего вдруг охваченного жадностью мента в маленький актерский шедевр.

Дмитрию Дьяченко же в этой конструкции остается по-режиссерски немногое — не мучать исполнителей, не натоптать в белых сугробах, разобраться с дрессированными волками, которых, кстати, привезли на Алтай из Венгрии, дать поработать художнику-постановщику Эльдару Кархалеву, не мешать оператору-постановщику Юрию Никогосову, который, надо признать, умеет изобразить российскую натуру так, чтобы сердечко сжалось — от Москвы до самых до окраин, от «Психа» до «Чик». И насладиться, наконец, контролем, переворачивая на монтаже ландшафтные съемки с дрона так, чтобы силуэт Алтайских гор превратился в волчью пасть. Что ж, кажется, этот контроль и есть режиссура.

Марсианский фермер защищает свое хозяйство от алчной корпорации. Обаятельная сай-фай комедия
В главных ролях:Сергей Чихачёв, Григорий Скряпкин, Сергей Бурунов, Артем Семакин
Режиссер:Сергей Васильев
Смотрите по подписке

Смотрите также

В фокусе

«1993»: Евгений Цыганов бьет с ноги и штурмует «Останкино»

Вчера2
Выбор редакции

Календарь-2023: главные фильмы, сериалы, книги, игры, фестивали и спортивные события сезона

20 сентября22
Индустрия

Из актеров в режиссеры: какие проекты снимают Дарья Мороз, Маруся Фомина и их коллеги

19 сентября0
Смотрите на Кинопоиске

Сериал по «Дозорам», «Министерство» Гая Ричи, «Олимпиада» и другие анонсы Кинопоиска

15 сентября14

Главное сегодня

Книги

«Путешествие в Элевсин»: нейросеть рецензирует новую книгу Пелевина

Сегодня0

ВидеоОт Pac-Man до Death Stranding: как менялась графика в видеоиграх

Вчера0
В фокусе

«1993»: Евгений Цыганов бьет с ноги и штурмует «Останкино»

Вчера2
В фокусе

Леди Баг и Супер-Кот снова в деле! Каким получился новый мультфильм о влюбленных супергероях

Вчера6
Рецензии

«Создатель» Гарета Эдвардса: недорогой, но роскошный сай-фай по мотивам всего на свете

Вчера2

«Великая ирония»: Вуди Аллен переходит на французский

Вчера7
Индустрия

Как cайт Letterboxd заставил зрителей полюбить кино после пандемии и превратился в одержимость

Вчера11
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации