Как устроен теневой прокат: 7 вопросов про показ голливудских фильмов в России

Обсудить0

Вы знали, что в прошлом году кинотеатры показывали экранки, а DCP-копии продают в закрытых Telegram-чатах? Вместе с экспертами и деятелями прокатной индустрии, пожелавшими остаться анонимными, рассказываем, как теперь устроен прокат американских блокбастеров в России.

Посетители российских кинотеатров после ухода из страны голливудских студий-мейджоров в марте 2022 года недолго оставались без американских блокбастеров. Уже в июне несколько киносетей и ряд независимых площадок начали крутить «Бэтмена», объясняя это тем, что фильм Мэтта Ривза успел получить прокатное удостоверение в России, а дистрибьютор — покинувшая РФ компания Universal — еще до прекращения деятельности в стране разослал демонстраторам копии и электронные ключи.

Число голливудских новинок в российских кинотеатрах стремительно увеличилось осенью с выходом «Черного Адама» и «Черной Пантеры». А пика пиратский прокат достиг после 12 января, когда начались показы «Аватар: Путь воды». По информации «Бюллетеня кинопрокатчика», российские сборы фэнтези Джеймса Кэмерона к началу февраля составили 2,4 млрд рублей. Это седьмой результат в истории отечественного проката. Сама практика кинопоказов без лицензии после успеха «Аватара» укрепила свои позиции. Менее чем за год появились целая инфраструктура и каналы поставки контента.

Какие схемы используют кинотеатры?

В связи с теневым прокатом с лета прошлого года звучит словосочетание «предсеансовое обслуживание». Оно означает, что зрителю продают билет на короткий метр или документальный фильм, у которого есть прокатное удостоверение; перед ним как бы бесплатно демонстрируется голливудский блокбастер. «Эта схема сейчас наиболее популярна, хотя, конечно, она не единственная, — рассуждает один из собеседников Кинопоиска. — В ее пользу говорит относительная юридическая чистота площадки перед законом. Сеанс отображается в ЕАИС, кинотеатр формально соблюдает закон. Так показывают студийное кино большинство независимых кинотеатров. У сетей бывает по-разному».

По-разному — это, например, продажа билетов на лекцию, в рамках которой опять же «бесплатно» демонстрируют фильм. Чаще используется другая схема: владельцы кинотеатра или сети (или аффилированные с ним лица) регистрируют новое юрлицо, которому сдают в аренду один или несколько залов. Через это юрлицо осуществляется продажа билетов на тот же «Аватар», и кинотеатр оказывается ни при чем. В этом случае билет продается сразу на голливудский блокбастер, сборы от таких сеансов нигде не отображаются. «Мы прикинули и поняли, что именно так выгоднее всего показывать кино, — говорит представитель одной из киносетей. — Наказание за непередачу отчета в ЕАИС и за показ фильма без прокатного удостоверения плюс-минус одинаковое, но в первом случае у кинотеатра остается вся выручка от проданных билетов».

«Аватар: Путь воды»

Откуда кинотеатры берут копии фильмов?

«Из дружественных стран СНГ», — так уклончиво сообщает один из источников. «Насколько я понимаю, это копии из Казахстана, но мы в это стараемся не лезть», — говорит другой. Торговля DCP (цифровыми копиями фильмов) началась в России в мае 2022 года. Потенциальных покупателей продавцы искали в Telegram. В комментариях под постами профильных индустриальных каналов и в закрытых чатах, которые читают директора кинотеатров, пираты многократно размещали объявления о продаже копий «Бэтмена», «Доктора Стрэнджа» и, например, «Миньонов». Также они усердно обзванивали кинотеатры.

Вскоре появился закрытый чат, который остается одним из главных каналов связи между поставщиками контента и их клиентами. «Изначально речь шла не о суперкачественных DCP, а о копиях, снятых камерой высокого разрешения с матрицы проектора», — рассказывает один из первых покупателей. Такие копии отличались более тусклой цветопередачей, что замечали первые зрители, которые фактически смотрели экранку, пусть и хорошего уровня. По мере роста спроса росло и качество DCP. Уже к осени народные умельцы изобрели способ копирования оригинальных DCP и перепрограммирования их для последующей продажи в Россию. Такие копии по качеству ничем не отличаются от оригинальных, даже технические специалисты не могут отличить оригинал от пали. Занятно, что Дума в феврале начала работу над проектом о полном запрете съемки в кинотеатрах.

Конечно, при желании студии-мейджоры могут установить конкретные источники утечки: каждый DCP-файл маркирован, вотермарки видны с помощью специального оборудования, которое есть у студий. Однако пока такого желания у них нет. «И оно вряд ли появится в ближайшее время, потому что страны, откуда к нам поступает большинство DCP, для прокатчиков остаются terra incognita, если подбирать аккуратные эпитеты, — иронизирует один из экспертов. — В этих странах права на показ фильмов мейджоров продают за наличные деньги мутные личности, и в эти особенности ведения бизнеса даже московские представительства мировых студий почти не вмешивались. Что уж говорить про центральные офисы, для которых после ухода из России наведение порядка на периферийных рынках явно не в приоритете».

Сколько стоят эти копии?

Фактически после ухода мейджоров на кинопрокатном рынке СНГ возникла новая ниша, которую заполнили небольшие компании-посредники, добывающие качественные DCP из кинотеатров стран СНГ, а затем продающие их российским демонстраторам. Как и для любого другого рынка, в ней разворачивается конкурентная борьба: «Поставщики фактически поделили рынок сбыта. Каждый кинотеатр берет DCP у того продавца, которому доверяет, с которым привык работать и ценовое предложение которого наиболее привлекательно».

Продавцов можно посчитать по пальцам, добавляет еще один источник. Их предложение отличается не столько качеством, сколько датой и ассортиментом форматов. Например, сиквел «Аватара» в 3D у самого топового поставщика можно было купить уже в конце декабря, у других — в январе и только в 2D. Соответственно, отличается и цена: у самого быстрого поставщика «Аватара» копия с версией в 3D и с ключами на два месяца стоила 200 тыс. рублей — пока это максимальная цена за DCP на российском рынке. Другие продавцы позже предлагали купить копию за стоимость в два раза ниже с ключами на три месяца. «По сути, мы вернулись в пленочные времена, когда были кинотеатры первого экрана и повторного показа. Большие сети и независимые мультиплексы в крупных городах могут позволить себе поставить громкий голливудский релиз раньше, тогда как показчики поменьше вынуждены ждать. Для двухзальника на 200 мест в небольшом городе покупка того же „Аватара“ за 200 тыс. рублей нерентабельна».


2,4 млрд

рублей — российские сборы «Аватар: Путь воды»


200 тыс.

рублей стоит пиратская копия «Аватара» с версией в 3D и с ключами на два месяца

Цена релиза уровня «Черной Пантеры» или сиквела «Кота в сапогах» у топового поставщика составит в районе 100 тыс. рублей. «Амстердам», «Меню», «Вавилон» и «М3ГАН» можно было купить за 50 тысяч. Фильмы с кассовым потенциалом ниже, чем у «Вавилона», отечественным демонстраторам показывать нет смысла, поэтому драма «Банши Инишерина», которая вышла в СНГ в январе, российские кинотеатры не заинтересовала.

«Кот в сапогах 2: Последнее желание»

Сколько получают правообладатели коротких метров, которые показывают на предсеансовом обслуживании?

«Тут нет единой картины, — говорит владелец нескольких площадок. — Мне известны случаи, когда мои коллеги покупали у авторов короткометражных фильмов права и затем перепродавали их другим кинотеатрам. Но также есть истории, когда те или иные короткие метры заявлялись без ведома их режиссеров и продюсеров. Доходило до претензий конкретным кинотеатрам от создателей». Впрочем, о судебных исках никто не слышал — видимо, стороны находили способ договориться.

Купить права у начинающего режиссера на его короткометражный дебют можно совсем недорого, речь идет о сумме, не превышающей 20 тыс. рублей. Получив прокатное удостоверение, можно смело договариваться с площадками о продаже билетов на этот фильм за небольшой процент от сборов, и это еще один вид бизнеса, который расцвел в тени, отброшенной голливудскими блокбастерами. Кинопоиск исследовал этот сюжет в обзоре короткометражек, которые показывали после «Аватара».

Сколько кинотеатров занимаются такими показами?

Собеседники единодушны: не более 600 из 2200. Принципиально не показывают голливудское кино три крупные федеральные сети («Формула кино» и «Синема парк», «Каро» и «Синема Стар») и несколько сетей регионального значения (например, «Москино»); это около 200 кинотеатров. Также нелицензионных картин нет в расписании муниципальных кинотеатров, открытых по программе кинофикации Фонда кино — таких площадок примерно 1200. Также есть отдельные независимые площадки, которые решили не нарушать закон.

Сколько приносит денег нелегальный прокат?

По неофициальным данным, совокупный бокс-офис голливудских картин, вышедших в теневой прокат в России в прошлом году, составил около 1 млрд рублей — такую цифру Кинопоиску озвучил один из экспертов. Более 90% этих сборов пришлось на последний квартал года, когда стартовали «Черный Адам» и «Черная Пантера», ставшие самыми кассовыми нелицензионными релизами России в прошлом году. При этом официальная касса в четвертом квартале 2022 года, по данным «Бюллетеня кинопрокатчика», составила 5,540 млрд рублей. Иными словами, в тени в конце года оказалось порядка 18% сборов.

С выходом «Аватара» и «Кота в сапогах» в январе 2023 года эта цифра увеличилась. «В нашей сети в первый месяц зимы показ голливудских картин принес 35% выручки. И это несмотря на феноменальную работу «Чебурашки“», — говорит сотрудник одной из киносетей. «Думаю, средняя температура по больнице с учетом тех кинотеатров, которые не показывают подобный контент, в январе была 25% от чистой кассы. Вероятно, в дальнейшем эта пропорция сохранится», — заключает эксперт рынка.

Официальная выручка российских кинотеатров в январе, по данным БК, составила 8,863 млрд рублей. Это рекордный показатель за всю историю национального проката. На самом деле, эта цифра могла бы быть еще выше — около 11 млрд рублей.

Почему не штрафуют кинотеатры?

Нельзя сказать, что надзорные органы закрывают глаза на ситуацию с теневым прокатом; отдельные площадки в некоторых регионах все же сталкиваются с взысканиями, однако эти действия не носят системного характера. «Связано это прежде всего с негласным консенсусом, который установился между кинотеатрами и Минкультом, — говорит один из наших собеседников. — Чиновники недвусмысленно дали понять демонстраторам, что прямой помощи из бюджета не ждите, крутитесь сами. Вот они и крутятся. И их не трогают, пока они соблюдают правила игры, например не выпускают „Аватар“ до 12 января, чтобы дать заработать „Чебурашке“». Такой подход войдет в историю под названием «джентльменское соглашение кинотеатров».

На этом фоне заметно ослабла риторика Ассоциации владельцев кинотеатров, которая в прошлом году была главным защитником законопроекта о принудительном лицензировании голливудского контента. Сногсшибательный успех «Аватара» отбил у многих площадок охоту бороться за этот законопроект: «Они поняли, что сейчас можно оставлять всю выручку себе. А если закон примут, придет государство и потребует 50% кассы. Вам бы захотелось делиться половиной своего дохода? Тем более с теми, кто не имеет никакого отношения к произведенному продукту».


600

российских кинотеатров показывают пиратские копии голливудских фильмов


8,863 млрд

рублей — официальная выручка российских кинотеатров в январе

Впрочем, не все менеджеры кинотеатров согласны с такой позицией. «Существующее положение вещей — это дамоклов меч, который висит над сетями, показывающими голливудский контент, — делится своими соображениями один из них. — Государство в любой момент может сказать: всё, сворачиваем лавочку, этот ваш Голливуд мешает российским продюсерам. Поэтому лучше, конечно, перенести всё хотя бы в относительно легальное поле».

Сильных голливудских релизов, которые теоретически могут помешать российским фильмам в прокате в ближайшие месяцы, нет. Но все изменится в начале мая, когда в мировой прокат выйдет «Форсаж 10», а в российский — несколько амбициозных отечественных релизов. Удастся ли разрядить ситуацию в этот раз заключением очередного «джентльменского соглашения» — пока большой вопрос.

Кинопоиск | Индустрия в Телеграме

Новый канал с моторами, тарелками и другими новостями кинобизнеса


Текст: Василий Гришин

Фото: iStock / Getty Images Plus, SrdjanPav / Getty Images, Антон Новодережкин / ТАСС

Веник повторяет судьбу тестя и становится многодетным отцом-одиночкой. Возвращение героев хитового сериала
В главных ролях:Филипп Бледный, Полина Денисова, Полина Айнутдинова, Виталия Корниенко, Ева Смирнова, Андрей Леонов, Мирослава Карпович
Режиссер:Александр Жигалкин, Дмитрий Грибанов, Аскар Бисембин
Смотрите по подписке

Смотрите также

27 января 20234
31 января 202319
12 декабря 2023113
27 октября 20236

Главное сегодня

Вчера9
Сегодня11
Сегодня0
Сегодня, 15:111
17 апреля23
Сегодня, 15:560
Вчера2
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации