16 февраля в российский прокат выходит «Винни Пух: Кровь и мед» — независимый британский слэшер, еще до релиза ставший сенсацией в интернете. Продюсеры утверждают, что бюджет ленты составил менее 100 тыс. долларов, а в прокате они рассчитывают собрать около 10 миллионов. Режиссером и сценаристом микробюджетного проекта стал молодой хоррормейкер Рис Фрейк-Уотерфилд — сооснователь кинокомпании Jagged Edge, которая специализируется на дешевых жанровых картинах. В фильмографии студии можно найти такие треш-поделки, как «Елка-убийца», «Огненный торнадо», «Гнев Ван Хельсинга» и «Проклятие Джека Фроста», а ее основной финансовый партнер — ITN Films, которую Variety называет «главным поставщиком микробюджетного кино для сети супермаркетов Walmart».
Создание «Крови и меда» стало возможным, когда детская повесть Алана Милна «Винни Пух», опубликованная в 1926 году, стала частью общественного достояния. После того как кадры из «Винни Пуха» завирусились, фильм неожиданно получил широкий прокат в США (1500 экранов) и Латинской Америке (1300 экранов). Помимо России, его можно будет увидеть на большом экране в Канаде, Австралии, Японии и Великобритании.
«Винни Пух: Кровь и мед», ставший для ITN Films первым кинотеатральным релизом, обещает оказаться одним из самых прибыльных фильмов года. Кинопоиск пообщался с Рисом Фрейком-Уотерфилдом и составил десять правил микробюджетного производства, которые позволяют неплохо заработать, переделав любую классику в треш.
Правило № 1
Придумай концепцию
Концепция — это главное. Злодей должен быть крючком, который немедленно цепляет людей. Хоррорами про призраков и оборотней сложно удивить зрителей — сильная конкуренция, в том числе со стороны более дорогих студийных ужасов. Нужен креатив и уникальность. Концепция нашего «Винни Пуха» сразу же вызвала отклик у любителей жанра. Микробюджетные инди-хорроры все еще могут стать событием, хотя у независимых кинематографистов всегда значительно меньше денег, чем у студий. Из последних примеров — «Скинамаринк» и «Ужасающий 2».
Правило № 2
Учись делать все сам
На малобюджетном проекте нужно быть мастером на все руки. На «Винни Пухе» я выступал не только в качестве режиссера, сценариста и продюсера, но и получил лицензию на управление дроном для съемки с воздуха, занимался визуальными эффектами, подбирал локации для съемок, составлял расписания, а также отвечал за страховки и размещение членов съемочной группы. Нужно не лениться и во всем разбираться самому, в том числе и в юридических аспектах производства. Кроме того, я сам монтировал фильм. Я хорошо знал, чего хочу добиться, и не хотел доверять монтаж человеку, для которого он стал бы халтурой. Это не быстрый процесс, и никто не захотел бы много работать за те небольшие деньги, что у нас были. Зато у сиквела бюджет будет больше в пять раз, и я смогу сконцентрироваться на режиссуре.
Правило № 3
Освой 3D-превизуализацию
Изначально у нас было всего 10 съемочных дней. После того как кадры со съемок вызвали интерес у аудитории, продюсеры дали нам еще четыре дня на съемки. Это все равно очень мало. Из-за всяких сюрпризов на площадке многие раскадровки, которые я подготовил, оказались бесполезны. Однако программы, позволяющие работать с трехмерной графикой, помогли мне заранее продумать, как выстроить кадр, расставить актеров, камеры и осветительные приборы.
Правило № 4
Готовься импровизировать
На любой площадке все в любой момент может пойти не по плану. Однако на съемках микробюджетного кино проблемы могут радикально изменить фильм. Нужно быть готовым быстро подстроиться к ситуации и придумать новое решение. Например, две сцены убийств нам пришлось придумывать с нуля прямо во время съемок, потому что сарай и бассейн оказались по размеру гораздо меньше, чем мы думали. Зато у нас был садовый измельчитель, и я за 15 минут разбил сцену по кадрам, чтобы использовать его в качестве орудия для убийства. Иногда импровизация идет фильму на пользу, потому что начинаешь мыслить шире. А что можно сделать с газонокосилкой и бензопилой? У коллег появляется энтузиазм.
Правило № 5
Трать деньги аккуратно
Когда бюджет сильно ограничен, нужно осторожно тратить деньги. Если много уйдет на одно, то потом не хватит на другое. Приходится принимать тяжелые решения. Мне нужны были маски с большой головой и ушами. Я увидел желтую маску медведя в компании Immortal Masks за 650 долларов и сразу же понял: идеально. Там же я нашел маску для Пятака. Ну да, лица у героев при этом не двигаются… Мы постараемся исправить это в продолжениях. Маски персонажей в хоррорах постоянно меняются! Возможно, в будущем мы будем использовать пластический грим, как в мюзикле про Шрэка! Подожду реакции зрителей.
Правило № 6
Строй свой мир
Мы уже работаем над сценарием сиквела. Кроме того, мы хотим построить мультивселенную, в которой Винни Пух будет жить в одном мире с Бэмби и Питером Пэном. В наших хоррорах будут не только персонажи из диснеевских фильмов, но и из фольклора, детских стишков и легенд. Мы извратим все детские истории, превратим их в хорроры для взрослых. Такую уж нишу мы решили занять — портить всем детство. Впрочем, не ждите у нас Микки Мауса , хотя его образ из мультфильма «Пароход Уилли» тоже скоро станет общественным достоянием; в Disney вряд ли обрадуются. Это уже будет чисто эпатаж публики. А вот Зубная фея вполне может появиться.
Правило № 7
Не связывайся с Disney
Книга Алана Милна «Винни Пух» стала частью общественного достояния, но я все равно попытался держаться как можно дальше от диснеевского мультфильма. Мой Винни Пух — здоровый гибрид с ножом, наполовину человек, наполовину игрушечный мишка. Если бы мы стали заигрывать с элементами диснеевской версии, то у нас возникли бы проблемы. В самом начале пути юрист по интеллектуальной собственности проверил наш сценарий на предмет возможных исков со стороны Disney и других правообладателей. Мы могли вдохновляться идеями только из книги Милна, опубликованной в 1926-м, поэтому у нас нет Тигры. Мои герои не серийные убийцы в масках. Увидев кадры из фильма, многие зрители решили, что это кино в духе «Незнакомцев». Внутри фильма это не маски, а действительно Винни Пух и Пятак! У нас есть Кристофер Робин, который за кадром пережил немало приключений с этим героями. Конечно, Винни любит мед и общается с пчелами. Винни всегда был альфа-самцом в группе, он всеми руководил. Эта динамика у нас сохраняется. Он решает, кто живет, а кто умирает, а Пятак — его последователь.
Иногда проблему авторских прав обходят с помощью пародий. Например, так работают «Южный Парк» или хоррор «Злой», слэшер-версия «Гринча» Доктора Сюсса, в которой зеленый монстр не просто устраивает пранки, а жестоко убивает людей.
Правило № 8
Цитируй любимые фильмы
Я люблю старомодные ужасы с расчлененкой, а не реалистичные постхорроры-драмы. Мне нравится, когда монстр — неостанавливаемый здоровяк, который совершает жестокие убийства. Я вдохновлялся «Поворотом не туда», «Незнакомцами», «Техасской резней бензопилой». Винни Пух в нашей версии напоминает Кожаное Лицо — такой же высокий и плотный. Ну и, конечно, «Хеллоуин». Не только оригинал Джона Карпентера, а все части, включая ремейк Роба Зомби и ребут Дэвида Гордона Грина. Меня особенно вдохновила сцена избиения Майкла Майерса из финала «Хеллоуин убивает», я ее практически переснял. Я хотел снять веселый и глуповатый хоррор, а не пыточное порно с Винни Пухом. Я хотел, чтобы актеры играли серьезно, но в ситуациях, в которые попадают их герои, был черный юмор. Винни Пух, который сидит за рулем грузовика, вызывает у людей улыбку.
Правило № 9
Не бойся перемен
Раньше я занимался корпоративными стратегиями в государственной энергетической компании, которая строила атомные энергостанции. У меня был нулевой опыт работы в кино, но я много времени проводил с кинематографистами (сооснователь Jagged Edge Скотт Джеффри — друг и сосед Фрейка-Уотерфилда. — Прим. ред.). Часто мои идеи оказывались коммерчески выгодными. Три-четыре года я не решался уйти с работы и только два года назад вплотную занялся съемками. Сначала я работал только как продюсер, но много времени проводил на площадке и в какой-то момент захотел перейти в режиссуру.
Правило № 10
Будь готов к критике
Вы не поверите, как сильно наша концепция хоррор-пародий задела некоторых людей. Из-за новости про «Бэмби» на меня написали донос в полицию! А после анонса «Винни Пуха» люди призывали к геноциду любителей хорроров. В интернете писали плохое про мою маму, меня называли худшим человеком на свете. Что поделать, я люблю хорроры.
Автор: Михаил Моркин