Драма «Тысяча и один» победила на «Сандэнсе». Почему это проблема для американского инди-кино?

Обсудить0

Главный приз на завершившемся в Парк-Сити фестивале «Сандэнс» получил дебют А. В. Рокуэлл, социальная драма о том, как мать и сын два десятка лет выживают в Гарлеме. Это долгое остросоциальное кино с сильной женской ролью не самый подходящий лауреат для фестиваля независимого кино, считает Елена Смолина.

Елена Смолина

Кинокритик, сценаристка

В самом начале фильма главная героиня — 22-летняя Инес (Тейяна Тейлор), вспыльчивая, меняющая один шелтер на другой и, кажется, побывавшая в тюрьме Райкерс — пытается на улице заговорить со своим сыном Терри. Мальчику, который живет в приемной семье, сказали, что Инес когда-то оставила его прямо на улице, поэтому доверять ей он не спешит, но мама есть мама. Вскоре, заручившись согласием ребенка, Инес похищает Терри из его нового дома. На протяжении 1980-х и 1990-х Инес и Терри будут выживать в стремительно меняющемся Гарлеме. Инес найдет жилье и мужа, а Терри получит шанс на лучшее будущее и хороший колледж. Но фальшивое свидетельство о рождении Терри и фальшивая доброжелательность владельца здания, в котором поселилась Инес, подтвердят очевидное: нет никаких равных возможностей, а есть неподъемная, почти непреодолимая несправедливость, с которой день за днем сталкиваются слишком многие афроамериканцы.

Нью-Йорк, полноправный персонаж фильма Рокуэлл, меняется на протяжении картины, так же как и живущие в городе герои; он снят то пульсирующим жизнью, то бесконечно враждебным, выталкивающим всякого, кто устал ежесекундно бороться, вгрызаться зубами, выживать. Инес и сама похожа на свой город, она бесконечно любит сына и орет на него, а редкие всполохи нежности сменяются уличной жесткостью — у нее не было возможности научиться любить иначе. Фильм Рокуэлл, залитый музыкой Гэри Ганна, — о лишних людях, которыми коренные гарлемцы становились, по мере того как район захватывала джентрификация.


Но лучшее, что есть в этом кино, — это не социальный пафос, а именно Тейяна, певица, актриса и хореограф невероятной красоты и харизмы.

Не то чтобы у этого во всех отношениях достойного фильма были какие-то явные недостатки, но тот факт, что именно он получил Гран-при главного американского фестиваля, — очень показательный симптом кризиса, в котором сегодня находится независимое американское кино. «Тысяча и один» не предлагает ни какого-то яркого киноязыка, ни интересного нарратива; длинный, скучноватый, включающий сцены с исполнительницей главной роли в возрастном гриме (тут дело ограничивается париком) — все это уже стандартные, неотъемлемые атрибуты важного оскаровского (глобусного etc.) кино, которое через два года уже никто не вспомнит. Лучший фильм фестиваля инди-кино? Серьезно?

Поиск и творческий радикализм на «Сандэнсе» окончательно мигрировали в параллельные программы — Midnight, NEXT, короткий метр, документальный конкурс, давно ставший на фестивале самым сильным. А фильмы из конкурса US Dramatic стали больше похожи на питчи, которые молодые кинематографисты готовят для больших студий и стриминг-платформ; никогда еще «Сандэнс» не был так похож на трамплин. Гран-при для «Тысячи и одного» кажется большим авансом, но присуждение его любому другому фильму из основного конкурса этого года тоже выглядело бы игрой в поддавки.

Другая проблема «Сандэнса» — своего рода инфляция призов. Когда их один за другим объявляли на церемонии, казалось, что это будет длиться бесконечно: несколько наград от спонсоров, приз зрительских симпатий в каждой секции, по несколько специальных призов жюри опять же в каждой программе, дальше уже обязательная программа минимум, тоже отдельная для каждой секции (лучшая режиссура, Гран-при и так далее).


При таком количестве наград нужно было очень постараться, чтобы уехать с фестиваля без приза, но призы эти стали больше похожи на не всегда чем-то обеспеченные попытки помочь авторам привлечь к себе внимание больших игроков.

Не факт, что эта благотворительность пойдет на пользу «Тысяче и одному» и другим фильмам, оказавшимся в лимбе между мейнстримом и экспериментом, а для фестиваля эта ситуация будет продолжать становиться все большей проблемой. Американские кинематографисты, работающие в инди-сегменте, сейчас очень осторожничают (а быть смелыми им невыгодно: тех, кто упорствует и продолжает делать что-то вызывающее или неконвенциональное, маргинализируют, отправляя в жанровое гетто; об этой проблеме недавно высказалась Миа Гот, обратившая внимание на традиционное отсутствие хорроров в основных оскаровских номинациях). Велика вероятность, что они утащат «Сандэнс» вслед за собой, на территорию сытой пенсионерской благонадежности.

Чтобы сбежать от реальности, они изобрели свой мир — с колдунами и лесниками. Панк-сказка о легендарной группе
В главных ролях:Константин Плотников, Влад Коноплёв, Даниил Вахрушев, Илья Ловкий, Данила Рассомахин, Валери Зоидова, Дарья Мельникова, Васса Бокова
Режиссер:Рустам Мосафир
Смотрите по подписке

Смотрите также

Поиски людей, побег в Америку и манипуляция абьюзера: 7 сериалов фестиваля Original+
Фестивали и премии

Поиски людей, побег в Америку и манипуляция абьюзера: 7 сериалов фестиваля Original+

17 марта2
Танцы, слезы и ослицы: чем запомнилась 95-я церемония «Оскара»

Танцы, слезы и ослицы: чем запомнилась 95-я церемония «Оскара»

13 марта6
«Оскар-2023»: звезды на красной дорожке

«Оскар-2023»: звезды на красной дорожке

13 марта16
«Оскар-2023»: «Всё везде и сразу» и другие победители

«Оскар-2023»: «Всё везде и сразу» и другие победители

13 марта180

Главное сегодня

Смотрите на Кинопоиске

История «Короля и Шута», рассказанная участниками группы, семьей Горшка и их друзьями. Самый большой текст Кинопоиска!

17 марта38
История «Короля и Шута», рассказанная участниками группы, семьей Горшка и их друзьями. Самый большой текст Кинопоиска!
«Шазам! Ярость богов»: бестолковый сиквел похождений самого простодушного героя DC. Теперь — по страницам античной мифологии
Рецензии

«Шазам! Ярость богов»: бестолковый сиквел похождений самого простодушного героя DC. Теперь — по страницам античной мифологии

17 марта11
Начались съемки «Майор Гром: Игра». Экшеном в сиквеле занимается студия «Кун-до», работавшая в Голливуде
Смотрите на Кинопоиске

Начались съемки «Майор Гром: Игра». Экшеном в сиквеле занимается студия «Кун-до», работавшая в Голливуде

17 марта3
Поиски людей, побег в Америку и манипуляция абьюзера: 7 сериалов фестиваля Original+
Фестивали и премии

Поиски людей, побег в Америку и манипуляция абьюзера: 7 сериалов фестиваля Original+

17 марта2
Чем хорош сериал Валерия Тодоровского «Надвое»? Он дает возможность вспомнить свою любовь
Мнение

Чем хорош сериал Валерия Тодоровского «Надвое»? Он дает возможность вспомнить свою любовь

18 марта8
Как «Кит» исследует разрушительную ненависть к себе
Крупным планом

ПодкастКак «Кит» исследует разрушительную ненависть к себе

Сегодня1
Как снимал Георгий Данелия, мастер печальных комедий
Как это смотреть

ВидеоКак снимал Георгий Данелия, мастер печальных комедий

Вчера0
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации