16 февраля в российский прокат выходит слэшер «Винни Пух: Кровь и мед» с персонажами из сказок Алана Милна. С января 2022 года Disney потеряла эксклюзивные права на произведения автора, поэтому теперь образы Пятачка, Винни и Кролика может использовать любой желающий. Рассказываем, что известно о проекте и как работает интеллектуальное право. Спойлер: скоро рынок захлестнут, кхм, необычные экранизации классики.
О чем фильм?
«Винни Пух: Кровь и мед» основан на серии сказок Алана Милна, за тем исключением, что события оригинальных произведений переосмыслены в жанре кровавого слэшера о безжалостных маньяках-убийцах.
По сюжету фильма мальчик Кристофер Робин знакомится с антропоморфными обитателями леса — Винни Пухом, Пятачком, осликом Иа, Кроликом и Филином. Спустя годы дружбы выросший герой оставляет товарищей и уезжает в колледж. Без Кристофера животные впервые за долгое время начинают добывать еду сами и убивают ослика Иа ради мяса. С каждым поеданием плоти они дичают и теряют рассудок.
Проходит время. В хижину возле леса приезжает компания девушек, все они собрались здесь, чтобы помочь подруге Мари пережить травмирующий опыт сталкинга. Но терапевтический уик-энд превращается в кошмар: на женщин открывают охоту Винни Пух и все-все-все.
А кто работал над ним?
Режиссером и сценаристом «Винни Пух: Кровь и мед» выступил малоизвестный инди-хоррормейкер Рис Фрейк-Уотерфилд. До этого он снял несколько малобюджетных слэшеров (например, рождественский ужастик «Елка-убийца»), а с 2014 года спродюсировал около 40 полнометражных и короткометражных проектов. Большинство из них, разумеется, просто эксплуатируют популярные темы и инфоповоды. Например, в «Пасхальной резне» маньяк носит костюм пасхального кролика, а в «Крокодильей мести» используется знаменитый жанровый троп об аллигаторах-убийцах. Так что от «Винни Пуха» не стоит ждать остроумной пародии или хотя бы добротного хоррора: фильм гарантированно окажется малобюджетной треш-поделкой.
Режиссер в общем-то и сам не завышает ожиданий: в интервью Variety он попросил фанатов не ожидать «постановки голливудского уровня». А еще уточнил, что кино отсняли в кратчайшие сроки, всего за 10 дней, в Англии, недалеко от Эшдаунского леса, вдохновившего Милна на создание воображаемого Леса Сотни Акров в повестях о Винни Пухе. Свой выбор сюжета Рис Фрейк-Уотерфилд объясняет тем, что не хотел «снимать обычный фильм про оборотней или вампиров», а пытался найти более необычную перспективу для хоррора. К тому же режиссер обещает кровавую историю отношений Пятачка и Винни. По его словам, оба зверя в фильме — настоящие садисты, но поросенок ведет себя «как миньон» и во всем подчиняется другу-медведю. Не просто так автора вдохновляли жестокие классические слэшеры «Хеллоуин», «Техасская резня бензопилой», «Поворот не туда» и неожиданно современный малобюджетный хит о клоуне-мучителе «Ужасающий 2».
Создатель также трепетно отнесся к авторскому праву и экранизировал только литературный первоисточник. Поэтому в фильме Винни Пух не носит знаменитую красную футболку из диснеевских мультфильмов, а Тигра так и не окажется на экранах, ведь он появляется в более поздних произведениях Милна, права на которые все еще принадлежат студии Disney.
Зато Рис Фрейк-Уотерфилд уже размышляет о потенциальных сиквелах и новых адаптациях сказок. Он хочет сделать продолжение «Винни Пух: Кровь и мед» еще мрачнее и кровавее, а заодно мечтает взяться за экранизацию истории о Питере Пэне под названием «Питер Пэн: Кошмар Нетландии».
Неужели это законно?
Да. По законам США авторские права на произведения перестают действовать спустя 95 лет. Так и случилось с первой повестью Милна «Винни Пух». Другие работы писателя — «Теперь нам шесть» (1927) и «Дом на Пуховой опушке» (1928) — под это условие еще не попадают, поэтому независимым кинематографистам придется дожидаться освобождения Тигры, который появился в поздних книгах, еще пару лет. Важно, чтобы экранизация не копировала мультфильмы Disney, включая внешний вид персонажей, сюжетные повороты и даже некоторые фразы, ведь иначе это будет серьезным основанием для иска. Это идет на руку большим компаниям, так как многие персонажи сказок уже давно не воспринимаются в отрыве от знаменитых экранизаций. Скажем, вы едва ли вспомните, как выглядела Русалочка в произведении Андерсона.
В других странах временные ограничения на эксклюзивные авторские права могут быть меньше. Собственно, поэтому «Союзмультфильм» в 1969 году выпустил адаптацию «Винни Пуха» без одобрения и покупки прав у Walt Disney, в результате мультфильм просто не показывали на территории США.
Винни Пух не единственный, кто освобождается от гнета больших студий. В 2024 году эта же судьба ждет мышонка Микки Мауса. Художникам можно будет использовать его образ из короткометражного мультфильма 1928 года «Пароходик Вилли». Герои присоединятся к другим персонажам, ставшим частью общественного достояния — Ван Хельсингу, Франкенштейну и Шерлоку Холмсу. Некоторые общественные деятели считают, что Disney попытается вновь увеличить срок авторских прав, как это было в 1998 году с «законом Микки Мауса», но на этот раз студия вряд ли преуспеет.
Для простого зрителя утрата прав компаниями-монополистами не означает ничего, кроме разнообразия. Благодаря тому, что Шерлок Холмс стал общественным достоянием еще в XX веке, публика получила множество уникальных и неожиданных экранизаций. Едва ли о «Винни Пух: Кровь и мед» будут вспоминать как о фильме, перевернувшем канон, но старт уже дан. Вполне возможно, аниматоры и режиссеры со всех уголков мира подарят культуре новый взгляд на знакомого персонажа, а создатели кровавого «Винни Пуха» уже готовят жуткий ремейк диснеевского мультфильма «Бэмби».
А как вообще работают авторские права?
Владимир Ожерельев
Старший юрист Digital Rights Center
В основе международного законодательства об авторском праве лежит Бернская конвенция, которая устанавливает минимальный срок охраны исключительного права — 50 лет. При этом конвенция содержит положение о том, что в национальном законодательстве стран-участниц срок охраны может быть более длительным. После истечения срока охраны исключительных авторских прав произведение переходит в общественное достояние и может быть использовано без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом продолжают охраняться авторство, имя автора и неприкосновенность произведения. Исключительное право может быть передано по наследству, в результате чего наследник сохраняет право на получение вознаграждения, однако срок охраны исключительных прав при наследовании не продлевается.
Например, в случае с Бэмби прекратилась охрана исходного литературного произведения. Это означает, что каждый вправе использовать образы литературных героев, в том числе для создания мультипликационных персонажей. Но поскольку мультипликационный образ Бэмби был создан компанией Disney значительно позже создания книги, то права на конкретного мультипликационного персонажа продолжают действовать, поскольку для данного персонажа срок охраны исключительных прав рассчитывается отдельно.
Кинопоиск | Индустрия в Telegram
Новый канал с моторами, тарелками и другими новостями кинобизнеса
Автор: Влад Шуравин