Российские кинотеатры запомнят 2022 год как шоковый: в кинопрокате все перевернулось с ног на голову, выручка упала, поток зрителей иссяк. Но, несмотря на все это, в стране полностью закрылось всего 43 кинотеатра, хотя в феврале многие эксперты предсказывали коллапс отрасли. О ключевых итогах 2022 года в кинопрокате рассказывает главный редактор «Бюллетеня кинопрокатчика» Александр Нечаев.
Александр Нечаев
Главный редактор «Бюллетеня кинопрокатчика»
Уход мейджоров и обвал бокс-офиса
Главным событием, определившим состояние кинопроката в 2022 году, стал уход с российского рынка пяти голливудских студий-мейджоров. С 1 марта новинки Disney, Sony, Warner Bros., Universal и Paramount легальным путем в российские кинотеатры не попадают. Не объявив о бойкоте публично, к нему присоединился мини-мейджор Lionsgate. На релизы крупнейших американских кинокомпаний в допандемийные годы приходилось до 75% выручки российских кинотеатров. Непосредственно на студийный голливудский контент — до 50%. Заменить эти картины оказалось нечем, особенно накануне и в период летнего сезона блокбастеров, который традиционно был страдой именно для голливудских картин. Как итог — двукратное падение российского бокс-офиса.
Кинотеатральные сборы в России в 2019 — 2022 годах (в млрд рублей)
55,53
2019 год
22,75
2020 год
40,55
2021 год
21,77
2022 год*
*на 11.12.2022
Легко заметить, что каждый из последних трех лет для российских кинотеатров был кризисным. После локдауна 2020 года отрасль начала относительно быстрое восстановление в 2021-м. В текущем году аналитики прогнозировали возвращение к показателям 2019-го. Однако в итоге в этом году сборы в РФ не превысят 24 млрд рублей. Это в 1,7 раза меньше, чем годом ранее. Кинопрокат в России откатился к значениям 13-летней давности; если оставить за скобками 2020 год, в последний раз аналогичные сборы в нашей стране фиксировались в 2009 году (24 млрд рублей).
Лидеры проката
По состоянию на 15 декабря только одному фильму текущего года удалось собрать более 1 млрд рублей. Чемпионом проката стал приключенческий боевик Sony «Анчартед: На картах не значится», вышедший еще до февраля-2022 и продолжавший идти в российских кинотеатрах на протяжении нескольких месяцев. Итоговая выручка проекта — почти 1,6 млрд рублей.
Теоретические шансы взять миллиардный рубеж имеются и у самого успешного российского релиза 2022 года — исторического фэнтези «Сердце пармы». Однако интерес к картине в кинотеатрах резко упал после онлайн-релиза, случившегося в начале декабря.
Топ-20: самые кассовые фильмы российского проката в 2022 году
№ | Фильм | Прокатчик | Дата старта | Сборы, млн рублей |
---|---|---|---|---|
1 | «Анчартед: На картах не значится» | Sony | 10.02 | 1562 |
2 | «Сердце пармы» | «Централ Партнершип» | 06.10 | 923* |
3 | «Смерть на Ниле» | Disney | 10.02 | 664 |
4 | «Финник» | «Централ Партнершип» | 24.03 | 443 |
5 | «Елки 9» | «Вольга» | 01.12 | 357* |
6 | «Одна» | «Наше кино» | 09.06 | 355 |
7 | «King’s Man: Начало» | Disney | 13.01 | 353 |
8 | «Артек. Большое путешествие» | «Наше кино» | 28.04 | 327 |
9 | «Мистер Нокаут» | Disney / «Кинотайм» | 24.02 | 316 |
10 | «Непослушник» | «Каропрокат» | 03.02 | 302 |
11 | «Петр I: Последний царь и первый император» | «Централ Партнершип» | 03.11 | 273* |
12 | «Три тысячи лет желаний» | «Вольга» | 08.09 | 246 |
13 | «Падение Луны» | «Централ Партнершип» | 03.02 | 236 |
14 | «Аллея кошмаров» | Disney | 20.01 | 235 |
15 | «Либерея: Охотники за сокровищами» | «Централ Партнершип» | 27.10 | 234 |
16 | «Хочу замуж» | «Централ Партнершип» | 03.03 | 232 |
17 | «Пес-самурай и город кошек» | «Вольга» | 21.07 | 223 |
18 | «Крик» | «Централ Партнершип Paramount» | 13.01 | 216 |
19 | «Лулу и Бриггс» | «Парадиз» | 24.02 | 215 |
20 | «Кощей. Похититель невест» | «Вольга» | 09.06 | 200 |
*Данные на 19.12.2022, прокат продолжается.
Из двадцати самых успешных релизов российского проката одиннадцать произведены в России. Вообще, доля отечественного кино в сборах кинотеатров в текущем году достигла рекордных значений: в середине декабря она составляет 51% и до конца года вырастет еще на пару процентных пунктов.
Доля российских релизов в сборах кинотеатров в 2020 — 2022 годах
46%
2020 год
24%
2021 год
51%
2022 год
*на 11.12.2022
Волшебство импортозамещения
Импортозамещение стало для прокатчиков и демонстраторов вынужденной мерой, как и в разгар пандемии в 2020 году, когда голливудские студии отменили выход всех своих релизов. Но в 2022-м оно принесло несколько удивительных результатов.
Например, уходом масштабного американского семейного контента успешно воспользовались производители российской анимации и детских игровых картин. Мультфильм группы компаний «Рики» — «Финник», заработавший 443 млн рублей, стал не только самым успешным анимационным проектом 2022 года, но и рекордсменом среди оригинальных мультфильмов за последние десять лет. В текущем году планку сборов в 100 млн рублей уже преодолели пять российских анимационных картин. Помимо «Финника», это «Кощей. Похититель невест», «Большое путешествие. Специальная доставка», «Бука. Мое любимое чудище» и «Три кота и море приключений». Еще три декабрьских проекта («Щелкунчик и волшебная флейта», «Маша и Медведь в кино: 12 месяцев» и «Иван-царевич и Серый Волк 5») сделают это по итогам проката. Для сравнения: в 2021 году российских мультфильмов, заработавших более 100 млн рублей, было всего два — «Три богатыря и конь на троне» (420 млн рублей) и «Кощей. Начало» (140 млн рублей).
В игровом кино начался бум фильмов, рассчитанных на детей до 12 лет. Тренд задала фантастическая комедия «Артек. Большое путешествие», которая весной сенсационно собрала 327 млн рублей. Успех продолжили «Календарь ма (й)я», «Красная Шапочка», «Иван Семенов: Школьный переполох» и «Грозный папа» — каждая из этих картин собрала более 100 млн рублей. Если не рассматривать трилогию «Последний богатырь», то за предыдущие пять лет аналогичных результатов удалось добиться только двум семейным картинам — сиквелу «СуперБобровых» (185 млн рублей) и «Домовому» (121 млн рублей).
Инструкции по выживанию
Из других любопытных тенденций следует выделить повышенное внимание аудитории к фильмам о выживании в невозможных условиях, причем как к российским, так и зарубежным. В первую очередь это, конечно, картина Дмитрия Суворова «Одна» — основанный на реальных событиях триллер о выжившей пассажирке самолета, потерпевшего крушение в сибирской тайге. Фильм заработал 355 млн рублей, установив два рекорда. Это самый кассовый российский триллер и самый кассовый отечественный летний релиз в истории российского проката.
После «Одной» поклонники жанра переключились на «Вышку» — малобюджетный американский триллер о двух подругах, застрявших на вершине заброшенной телевизионной башни. Фильм заработал в России 163 млн рублей. Это треть от его американской кассы (7,2 млн долларов).
Время дженериков
Самым кассовым зарубежным проектом российского проката после ухода голливудских студий стала фантастическая мелодрама «Три тысячи лет желаний». Фильм Джорджа Миллера заработал в нашей стране 246 млн рублей. Это больше половины его американского бокс-офиса (8,3 млн долларов) и с большим отрывом лучший результат картины на зарубежных рынках.
Понятно, что столь высокие сборы независимого контента были бы невозможны при конкуренции с мейджорскими релизами. Но любой кризис потому и называют «временем возможностей»: сегодня в выигрыше остается тот, кто предлагает зрителю иностранные фильмы, напоминающие большие голливудские релизы. Такие картины в «Бюллетене кинопрокатчика» мы решили называть дженериками по аналогии с лекарственными препаратами, у которых одно и то же действующее вещество, но разные производители и технологии производства.
Уходящий год предсказуемо стал годом таких дженериков. Несколько зарубежных кинематографий либо обновили рекорды бокс-офиса в нашей стране, либо максимально к ним приблизились. Это, в частности, касается фильмов из Польши («Эскортницы», 81 млн рублей), Аргентины («Главная роль», 57 млн рублей), Италии («Ламборгини: Человек-легенда», 56 млн рублей, прокат продолжается), Норвегии («Приключения Тедди», 36 млн рублей, прокат продолжается), Индонезии («Заклятье: 13-й этаж», 39 млн рублей, прокат продолжается).
В этом контексте нельзя не упомянуть о растущем интересе зрителей к азиатскому кино. Если раньше редкий корейский или китайский фильм добирался до сборов больше 15 млн рублей (и в основном это были фестивальные хиты), то осенью 2022 года выше ожиданий выступили два рядовых жанровых релиза из Южной Кореи — экшен-хоррор «Корабль в Пусан» (26 млн рублей) и фильм-катастрофа «Чрезвычайная ситуация» (23 млн рублей). Говорить об устойчивой тенденции пока рано, но аудитория таких картин в России явно растет.
Кинотеатральный роман
Сразу после ухода мейджоров стало понятно, что не все кинотеатры переживут 2022 год. В марте на этот счет звучали самые разные оценки: заранее хоронили до 50% российских кинотеатров. Однако по состоянию на вторую половину октября в России приостановили деятельность 277 кинотеатров из 2136 (11,5%). При этом лишь 43 площадки закрылись полностью. Такие цифры осенью озвучил глава департамента кинематографии министерства культуры Дмитрий Давиденко.
Понятно, что эти данные не свидетельствуют о том, что отрасль здорова. Но гораздо меньшие, чем ожидалось, масштабы закрытий объясняются двумя обстоятельствами. Первое — это максимальная оптимизация. Большинство площадок сократили персонал до необходимого минимума, при возможности законсервировали часть залов (если речь идет о мультиплексах) и т. д. Всему этому владельцев кинотеатров научила пандемия, которая, как сейчас становится понятно, была для них стресс-тестом.
Второе — это умение философски относиться к выбору репертуара. Если нет разрешения правообладателей, то можно попробовать показать сиквел «Черной Пантеры» в рамках так называемого предсеансового обслуживания, когда зритель формально покупает билет на российский короткий метр. Как минимум половина из десяти крупнейших российских киносетей ставит в свой репертуар фильмы без разрешения правообладателей. Ассоциация владельцев кинотеатров является главным лоббистом законопроекта о принудительном лицензировании, который пока снят с актуальной повестки, но может в любой момент вернуться.
Пресловутое предсеансовое обслуживание обернулось по итогам года анекдотическим фактом: несколько короткометражных работ заработали невероятные для своего сегмента деньги. Рекордсменом стал 17-минутный фильм «Вижу», собравший более 75 млн рублей. Следом идут 15-минутные «Быстрые свидания» (30 млн рублей). Понятно, что это касса не конкретных картин, а кинокомиксов DC и Marvel и другой дорогостоящей голливудской продукции. И по этим сборам можно сделать вывод, что без единой даты старта и масштабной рекламной кампании такие фильмы вырабатывают в нашей стране не более 10 — 15% своего потенциала.
Тем временем в замке у шефа
В кинопрокате США все тоже далеко не идеально. По состоянию на 19 декабря общие сборы в Америке в 2022 году составили 6,8 млрд долларов. Это в 1,6 раза ниже, чем было в 2019-м, последнем допандемийном году.
Кинотеатральные сборы в США в 2019 — 2022 годах (в млрд долларов)
11,363
2019 год
2,114
2020 год
4,483
2021 год
6,971
2022 год*
*на 19.12.2022
К концу 2022 года сборы в Штатах не превысят 7,3 млрд долларов. В последний раз подобные цифры фиксировались 23 года назад — по итогам 1999 года американский бокс-офис составил 7,34 млрд долларов. Но здесь есть два нюанса: инфляция с 1999 года (7 миллиардов тогда и сейчас — совершенно разные суммы) и сокращенное количество релизов в 2022 году из-за пандемийного простоя и бума онлайн-кинотеатров (многие релизы теперь выходят онлайн, минуя прокат).
Топ-20: самые кассовые фильмы американского проката в 2022 году
№ | Фильм | Прокатчик | Дата старта | Сборы, млн долларов |
---|---|---|---|---|
1 | «Топ Ган: Мэверик» | Paramount | 27.05 | 718,7 |
2 | «Черная Пантера: Ваканда навеки» | Disney | 11.11 | 418,9* |
3 | «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия» | Disney | 06.05 | 411,3 |
4 | «Мир Юрского периода: Господство» | Universal | 10.06 | 376 |
5 | «Миньоны: Грювитация» | Universal | 01.12 | 369,5 |
6 | «Бэтмен» | Warner Bros. | 04.03 | 369,3 |
7 | «Тор: Любовь и гром» | Disney | 08.07 | 343,3 |
8 | «Соник 2 в кино» | Paramount | 08.04 | 190,8 |
9 | «Черный Адам» | Warner Bros. | 21.10 | 167,7* |
10 | «Элвис» | Warner Bros. | 24.06 | 151 |
11 | «Анчартед: На картах не значится» | Sony | 18.02 | 148,6 |
12 | «Аватар: Путь воды» | Disney | 16.12 | 134,1* |
13 | «Нет» | Universal | 22.07 | 123,3 |
14 | «Базз Лайтер» | Disney | 17.06 | 118,3 |
15 | «Улыбка» | Paramount | 30.09 | 105,9 |
16 | «Затерянный город» | Paramount | 25.03 | 105,3 |
17 | «Быстрее пули» | Sony | 05.08 | 103,4 |
18 | «Плохие парни» | Universal | 22.04 | 97,2 |
19 | «Фантастические твари: Тайны Дамблдора» | Warner Bros. | 15.04 | 95,9 |
20 | «Суперпитомцы» | Warner Bros. | 29.07 | 93,7 |
*Данные на 19.12.2022, прокат продолжается.
Впервые за 13 лет на вершине бокс-офиса по итогам года оказался фильм Paramount. Сиквел «Топ Гана» превзошел самые оптимистичные ожидания, заработав на домашнем рынке почти 719 млн долларов. Еще 770 млн долларов в копилку фильма добавил зарубежный прокат. Это делает боевик с Томом Крузом в главной роли самым кассовым релизом 2022 года в мире.
Помимо «Топ Гана», отлично выступили в прокате другие релизы Paramount: экранизация видеоигры «Соник 2 в кино» (190,8 млн долларов на домашнем рынке и 211,9 млн долларов за рубежом), хорроры «Улыбка» (105,3 млн долларов в США и 110,2 млн долларов за рубежом) и «Крик» (81,6 млн долларов в США и 58,4 млн долларов за рубежом). Общий домашний бокс-офис фильмов студии составил 1,295 млрд долларов. В последний раз картины Paramount зарабатывали больше по итогам 2011 года, тогда их выручка в США составила 1,967 млрд долларов.
Интересно, что в 2011 году Paramount добилась такого результата не в последнюю очередь благодаря кинокомиксам «Тор» и «Первый мститель» — именно эта компания была прокатчиком фильмов Marvel до 2013 года. Десятые годы XXI века в кино стали эпохой Marvel. Бренд перешел под управление Disney, год от года касса его проектов росла. Пиковое достижение Marvel на американском рынке — финал «Мстителей», которые в 2019 году заработали 853 млн долларов. А вот в 2020-е началось движение вниз. Если не рассматривать достижения последнего «Человека-паука» (тем более этот персонаж принадлежит Sony), то после этого ни один из многочисленных проектов Marvel не смог выступить на уровне своих аналогов.
Нынешний год подтвердил снижающийся интерес зрителей к кинокомиксам студии. «Черная Пантера: Ваканда навеки» соберет в США не больше 500 млн долларов, тогда как первая часть зарабатывала 700,4 млн долларов. «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия» собрал 411,3 млн долларов. Да, это значительно больше кассы первого «Доктора Стрэнджа» (232,6 млн долларов), выходившего в далеком 2016-м, но до цифр того же последнего «Человека-паука» (804,8 млн долларов) ему очень далеко.
Не самый удачный год выдался и для других брендов Disney. В летний сезон блокбастеров без огонька в прокате выступил проект Pixar «Базз Лайтер». Спин-офф «Истории игрушек» заработал 118,3 млн долларов — это худший результат в истории студии, если не брать в расчет анимацию «Вперед», прокат которой в 2020 году прервал локдаун. Но настоящая кассовая катастрофа ждала Disney в ноябре: мультфильм «Странный мир» побил антирекорд мультфильмов студии, собрав всего 33,4 млн долларов. Неудивительно, что Disney решила вновь назначить на пост главы компании Боба Айгера, который руководил «Мышиным домом» с 2005 по 2020 год. Любопытно посмотреть, оправдает ли себя эта отчаянная попытка вернуться в собственный золотой век.
Неудачами Disney не смогли в полной мере воспользоваться конкуренты. Например, для кинокомиксов Warner Bros. и DC 2022 год также сложно назвать успешным. Новый «Бэтмен» заработал в США 369,3 млн долларов. У «Темного рыцаря» в 2008-м было 535 миллионов. «Черный Адам» собрал 167,7 млн долларов — это вдвое меньше кассы «Аквамена» (335,1 млн долларов).
Неудивительно, что и здесь мы наблюдаем кадровые перестановки. Осенью на пост главы DC Studios был назначен Джеймс Ганн — режиссер «Стражей Галактики», который ранее снял для DC сиквел «Отряда самоубийц». Этот фильм, кстати, тоже был провальным с точки зрения кассы (55,8 млн долларов), но ореол предыдущих кассовых достижений Ганна, видимо, пока еще сильнее.
Кинопоиск | Индустрия в Телеграме
Новый канал с моторами, тарелками и другими новостями кинобизнеса
Спасибо за аналитику