22 декабря на Кинопоиске вышло полнометражное кино «Мажор в Сочи». Это продолжение всенародно любимой франшизы о перевоспитавшемся мажоре Игоре Соколовском, который пытается встать на путь ненасильственных методов решения проблем ради своей дочери Сони. Рассказываем, что ждет в фильме и фанатов «Мажора», и тех, кто не смотрел четыре сезона сериала (им, кстати, поможет наш гид по мажорской вселенной).
1. Проблемы воспитания
Начать новую жизнь — с таким посылом уезжают из мегаполиса Соколовский (Павел Прилучный), Ваня (Павел Чинарев) и маленькая, но заметно повзрослевшая Соня (Виталия Корниенко). Жаркий Сочи предложит отважной семейке новые вызовы и приключения еще до того, как герои успевают добраться до гостиницы.
Главное кредо воспитания «Мажора в Сочи» — решение вопросов без мордобоя. Подрезал местный пижон на дороге? Не беда, просто притормози, переведи дух. Сын мэра вторгается на твою вечеринку? Попробуй решить разговором, он ведь тоже человек. Соколовского всю дорогу крайне заботит эмоциональный климат вокруг дочери; как и в сериале, ради нее он готов абсолютно на все. Взросление в окружении смертей, опасности, потерь и перманентного риска — это далеко не лучшие детские воспоминания. Соколовский старается быть примерным отцом — заботливым, слушающим и слышащим, то есть таким, каким не смог стать его собственный папа. Несмотря на благие намерения, персонаж Прилучного все-таки дает по газам, когда на кону оказываются и желания, и даже Сонина жизнь.
2. Южный драйв и экшен
Солидная часть хронометража в фильме — безудержный экшен, в который ввязываются герои Прилучного и Чинарева. Герои знакомятся с жителями фавел; да, современный Сочи больше известен по стадиону «Фишт» и курорту «Роза Хутор», но в новом «Мажоре» мы окунаемся в мир захудалых кварталов из гаражей и бытовок по типу бразильских. Также компания встречает оборзевшую городскую элиту в лице олигарха Алексея Строгова (Павел Майков) и его сына Никиты, тоже мажора (Роман Евдокимов). Зрители увидят головокружительные погони по горным и проселочным дорогам, стычки с местными из-за недопонимания. В фирменной стилистике «Мажора» нет места спокойствию, героев всегда подстерегает либо опасность, либо водоворот страстей (без романтической линии тоже не обойдется), либо драматические вихри с отголосками прошлого.
3. Ода отцам и детям
Детско-родительские отношения в «Мажоре в Сочи» выходят на новый уровень. Этой темы касались и в предыдущих частях эпопеи, однако не в таком необычном ключе. Обоим отцам — и биологическому (Игорь), и паспортному (Ваня) — придется многим пожертвовать: любимым автомобилем, купленным в кредит, даже гостиничным комплексом, который станет разменной монетой в противостоянии столичных туристов и местных воротил.
Авторы затрагивают момент взросления в неполной семье: для маленькой Сони, по сути, Игорь и Ваня становятся пресловутыми родителем 1 и родителем 2, которые с мужественной нежностью справляются со своими обязанностями; о смерти Вики Родионовой здесь упоминают мельком, но даже спустя много лет ее гибель отдается травматическим эхом в памяти девочки. Без родной матери рос и сынок олигарха Никита Строгов, только, в отличие от Сони, в его жизни не появилось ни одного любящего отца; родной папа был занят криминальными разборками 1990-х, а позже политической жизнью города.
4. Борьба с диким капитализмом
Классический конфликт состоятельной элиты города и бедняков во второй половине «Мажора в Сочи» выходит на первый план. Уже не раз сталкивавшийся с несправедливостью Соколовский и его команда по спасению мира занимают сторону слабых. Кстати, не без активного участия отважной Сони, пусть ее подростковый бунт и становится корнем некоторых проблем. Мэр собирается снести фавелы Сочи, чтобы построить винодельню, однако Игорь и компания встают у него на пути. По их мнению, интересы простых людей важнее инвестиционных стратегий иностранных предприятий (за европейскую интервенцию здесь отвечает французская бизнес-леди Жюли в исполнении Елены Поляковой). Как часто бывает, некоторое количество жителей все-таки соглашаются на предложение мэра — новая недвижимость взамен земли предков.
«Ни одно место на земле не стоит того, чтобы за него умирать», — бросает один из героев перед финальной схваткой, и такое заявление звучит смело по нынешним временам. Впрочем, ему не следуют оставшиеся жители. Они как раз готовы ринуться в смертный бой вместе с Соколовским против превосходящих числом и вооружением сил. «Фантастическая восьмерка получается», — отмечает Игорь, подразумевая бессмертных «Семь самураев».
5. Свежие лица и курортная атмосфера
«Мажор в Сочи», кажется, полностью осознает весь бэкграунд, что тянется за многолетней франшизой. Поэтому старается привнести что-то новое, в частности представляет новых героев. В южных приключениях Мажора к нему присоединяется один из самых харизматичных жителей Сочи по имени Гамлет (Магомед Муртазаалиев). Он как раз отчаянный патриот, защитник родной земли, который говорит присказками («Понял, принял, записал!») и относится к тебе как к брату, если ты свой. Мама ласково называет его Тони Монтаной (на юге любят «Лицо со шрамом»). Именно Гамлету принадлежит, возможно, лучший в картине монолог о любви к родине и могиле отца, рядом с которым когда-то ляжет и он сам.
Чуть меньше экранного времени досталось Елизавете Шакире («Нулевой пациент») — работнице отеля, который Игорь и Ваня купили ради Сони. Ее Вера появляется в качестве хостес гостиницы (и няни Сони в одном лице), а впоследствии оказывается объектом романтического интереса Вани. На несколько эпизодов в кадре возникает рэп-исполнитель Нигатив (он же Владимир Афанасьев) — в образе спарринг-партнера Строгова и его правой руки по грязным делам.
Атмосфера, которую нафантазировали авторы фильма в Краснодарском крае, заслуживает особого упоминания. Идея превратить южный город в эдакий филиал Рио-де-Жанейро выглядит крайне занимательно: здесь стены расписаны граффити и муралами, на улице готовят чурчхелу, у подъездов торгуют хурмой, а в любом дворе тебе всегда рады накрыть стол с лепешками и домашним вином. В Сочи, в котором оказался Игорь Соколовский, буквально хочется ворваться сразу после финальных титров.
Автор: Тимур Алиев