Фильм о детстве супергероя Игоря Грома выходит в период, когда мы в очередной раз переосмысляем наше прошлое и верим в светлое будущее. В «Трудном детстве» действие тоже разворачивается в смутное время, вдохновением для которого послужили реальные 1990-е в Петербурге — дикие, но полные надежд. Кинопоиск попросил актеров Сергея Марина и Кая Гетца, исполняющих роли отца и сына Громов, рассказать, как они воспринимают ту эпоху, и сфотографировал их в одежде и с атрибутами, которые ассоциируются с 1990-ми.
Поклонники комиксной вселенной «Майора Грома» ждали от Bubble сиквел «Чумного Доктора». Приквел к первому фильму студии, да еще и не основанный на комиксе, о котором они объявили в январе 2022 года, стал неожиданностью. Появление проекта режиссер Олег Трофим объяснил как попытку «построить мосты во всей вселенной» и объяснить характер и предысторию Грома. Забегая вперед, можно сказать, что выбор логичен: если впоследствии мы увидим экранизацию комиксной арки «Игра», то для понимания конфликтов внутренние переживания Игоря будут крайне важны.
«Трудное детство» показывает не только становление героя, оно дает возможность узнать историю вымышленного Петербурга, где все противостояния и характеры вытянуты на лихой максимум. Приквел можно рассматривать как очередной вклад российского кино в переосмысление 1990-х, которые многие поклонники Bubble и их родители представляют по-разному. В их изображении будто устоялось два противоположных взгляда, их можно условно называть детским и взрослым. Первый воплощает яркая ностальгическая картинка сериала «Мир! Дружба! Жвачка!» Ильи Аксенова — с цветными ветровками и свободой во всех проявлениях. Второй — это весь массив фильмов, следующих за жестоким творчеством Алексея Балабанова; яркие примеры тут — «Бык» Бориса Акопова и «Теснота» Балагова. Какой взгляд покажут в «Трудном детстве» — еще вопрос.
Сергей Марин, исполнитель роли питерского полицейского Константина Грома, папы маленького Игоря, рассказывает, что фильм является утрированной фантазией на тему той эпохи. «Понятно, что и машины тогда взрывали, и перестрелки на улице случались. Это все там есть», — говорит он. Про свое детство, которое пришлось как раз на те годы, 34-летний Марин вспоминает, как целыми днями гонял мяч на заросшем футбольном поле в родном селе Дубровки. С легкой улыбкой он перечисляет радости, которые бывают у мальчишек и девчонок во все времена: печеная картошка, песни у костра, беготня на улице. Для ребенка 1990-х это было «детство как детство» — беззаботное и отрешенное от всех возможных опасностей.
При этом иллюзий у него нет: «Я понимаю, что это было время выживания. Моим родителям на заводе выдавали ящик лимонада вместо зарплаты». У него, как и в общественной памяти, хаотичное десятилетие отпечаталось под эгидой развала и зарабатывания денег: «Никаких теплых чувств к нему я не испытываю. Я видел, как рушится моя деревня, как наступает полная безработица, видел обилие наркотиков. В воспоминаниях только треш. Однотонное такое время, монохром, балабановская сепия». От обсуждения палитры эпохи переходим к разговорам о ее характерном стиле: оверсайз, спортивки, варенки и турецкие свитера с надписью «Boys».
Реинкарнацию моды 1990-х, случившуюся благодаря Гоше Рубчинскому и другим дизайнерам, Марин находит забавной, но признается, что подростком ни о какой моде не задумывался. Тогда надевали то, что осталось с советских времен и что удалось купить на вещевых рынках. «Я всегда носил одежду брата, который на 10 лет старше меня, — говорит Сергей. — До сих пор к родителям приезжаю, у них все лежит. Когда надеваешь, одежда смотрится современно».
Кай Гетц, сыгравший главную роль в «Трудном детстве», снимается в кино с 5 лет, сейчас ему 15; по верхней границе возраст укладывается в поколение зумеров. Принято считать, что их манифестом восприятия эпохи стала песня Монеточки «90». У Кая эти представления подкрепляются воспоминаниями о юности в Казахстане его реального, а не экранного отца. «Папе свезло жить в бандитском районе, — рассказывает он. — На улицах было небезопасно. Чтобы грубить незнакомцам, не возникало и мысли. В общем, жуткие времена».
До фильма о юном Громе Гетц успел сняться в драме Александра Молочникова «Скажи ей», действие которой разворачивается в 1990-е. Он играл мальчика Сашу, будто застрявшего посреди тяжелого развода родителей. Со съемок ему запомнилось, как он играл в приставку «Денди» — раритет, который для Марина когда-то был несбыточной мечтой. Сергей вспоминает, как все его сверстники сходили с ума от боевиков и по мере возможностей подражали Джеки Чану с Ван Даммом. При этом фильмы, как и одежду, выбирать не приходилось: «Смотрели то, что показывали по телевизору. Мы с отцом каждое воскресенье включали кино, в основном советское, старые комедии». Сокровищем оказалась переписанная у кого-то кассета Scorpions, душу грели группа «Кино» и матерные частушки «Сектора газа». Можно догадаться, что в юности Сергей был рокером.
Кай, пробовавший играть в «Денди» и карманный тетрис, хуже представляет другие фетиши из 1990-х. Он не знает, что такое VHS-кассеты, и не представляет, как работали видеосалоны. Про «Тамагочи» говорит, что тоже такое хотел: «Но подумал, зачем он мне? У меня же есть настоящая собака!»
Задача «Трудного детства» — показать, в какой среде рос Игорь Гром, подобрать ключ к разгадке его мрачного характера. Кай рассказывает, что составил впечатление о герое по «Чумному Доктору»: «В фильме Игорь же все время хмурый, и я думал, что он изначально был никому не доверяющим подростком. Олег Трофим меня разубедил. Сказал, что я веселый пацан, который дурачится и веселится постоянно». При этом на промопостерах и в трейлерах маленький Гром смотрит на мир недоверчиво. Сергей называет его «волчонком, который пытается прибиться к стае и как-то выжить».
На Кае на фото 1: толстовка Kruzhok, брюки And Wander, кроссовки Adidas Stan Smith. На фото 2: лонгслив Liars Collective, брюки Code.nostalgia, ботинки Clarks
На Сергее: куртка и брюки Finn Flare, лонгслив Arket, кроссовки Adidas Stan Smith
Мотивы поведения его отца Константина Грома, одержимого правосудием и забивающего на воспитание ребенка, он объясняет так: «У него сын, которого он любит, и он хочет, чтобы Игорь жил достойно. Что он может для этого сделать? Как отец, как полицейский, он может только сделать этот город чище и безопаснее».
Во время наших фотосъемок видно, какие теплые отношения установились между Сергеем и Каем — экранной химии будет хоть отбавляй. В перерывах они соревнуются, кто дальше кинет в окно скомканную бумажку. Когда их снимают по отдельности, они подшучивают друг над другом. За глаза Сергей называет его «своим хорошим знакомым Каем», вспоминает, как того поразила «шаверма по локоть» на питерских съемках, и добавляет, что они вообще-то не собирались грузить юного актера историческим контекстом. «Могли возникнуть диссонанс в голове и неразбериха: погодите, это были ужасные времена или прекрасные?» — говорит он, убеждая, что все-таки это фильм в первую очередь о трудном детстве, а не о трудном времени.
По описанию Гетца самая запомнившаяся ему сцена «Грома» похожа на карнавал: «Вот это была интересная локация. Я понимал, что мы вроде снимаем 1990-е, но не мог представить, чтобы это было так! Какой-то гроб стоял, бумаги летали — такого сейчас не будет нигде». А Сергей под конец разговора, раскрывая ключевой мотив эпохи в «Трудном детстве», произносит заклинание, актуальное и сейчас: «Человек приходит к тому, что никак не выживет без базовых вещей — любви и заботы о близких, чего-то простого, как еще в школе учили: помогай младшим, уважай старших. Мы, так или иначе, вернемся к этим основам. Наверное, надо дойти до определенного пика, когда уже будет готовность сказать: все, хватит. Приходит осознание, что спасение в любви».
Смотрите фильм на Кинопоиске в Плюсе с 1 января 2023 года. Нажмите на карточку «Буду смотреть», и мы предупредим, когда он станет доступен.
Автор: Мари Григорян
Фотосъемка
Фотограф: Андрей Рапуто
Арт-директор: Евгений Николаев
Продюсер: Катя Поличева
Стилист: Катя Павелко
Макияж и прически: Ольга Глазунова
Сет-дизайнер: Жанна Зеленина
Ассистенты фотографа: Сергей Волков
Ассистент стилиста: Дарья Лукаш
Ассистент продюсера: Анастасия Гуйван
Ретушь: Анастасия Ларкина
Фоторедактор: Валя Моторина
Верстка: Сергей Яворский
Одежда для съемки предоставлена: ARKET, Odyssey, Kruzhok, Adidas, FINN FLARE, Liars collective, SOHO Fashion, H&M, Code.nostalgia, Une petite émeute