Как Роберт Де Ниро из главного гангстера Голливуда превратился в забавного дедушку, но остался легендой?

Обсудить0

30 ноября на Кинопоиске стала доступна семейная комедия «Дедушка нелегкого поведения» с Робертом Де Ниро в главной роли. По случаю релиза мы решили вспомнить, как легендарный актер в молодости покорил критиков и Киноакадемию, а в зрелости стал всенародно любимым комиком.

Бобби-молоко

Де Ниро — истинный ньюйоркец. В его жилах бурлит коктейль из английской, французской, итальянской, немецкой, голландской и ирландской кровей — результат массовой миграции бедняков со всех концов Старого Света в Большое Яблоко. При этом сам он считает себя, скорее, италоамериканцем, ведь вырос в так называемой Маленькой Италии — колоритном, но криминальном районе в Нижнем Манхэттене. В серьезные неприятности Бобби-молоко (так сверстники прозвали его за бледность) не влипал и находил общий язык как с уличной шпаной, так и с ребятами из театрального кружка.

«Свадебная вечеринка»
«Злые улицы»

Свою первую роль Де Ниро исполнил в 10 лет — это был Трусливый Лев в школьной постановке «Волшебника страны Оз». В 16 лет Роберт бросил школу, целиком посвятив себя актерской профессии, а уже три года спустя, в 1963-м, снялся в комедии «Свадебная вечеринка» Брайана де Пальмы. Юноша поразил режиссера своей самоотдачей: он усердно готовился к каждой сцене, перечитывая сценарий и репетируя почти без отдыха. Де Ниро к тому моменту уже открыл для себя Станиславского и стал горячим приверженцем его актерского метода с полным погружением в роль, который он исповедует и по сей день. Хоть «Свадебная вечеринка» и легла на полку на несколько лет (фильм вышел только в 1969-м), де Пальма актера приметил и решил поработать с ним еще («Приветствия» и «Хай, мамаша!»). А после познакомил со своим товарищем Мартином Скорсезе. Так началась полувековая дружба, изменившая кинематограф.

Хотя в скорсезевских «Злых улицах» (1973) Де Ниро проявил себя так ярко, что почти все критики только о нем и говорили, он все еще оставался «молодым человеком, подающим большие надежды», и только «Крестный отец 2» (1974) сделал его звездой. В 31 год выходец из Маленькой Италии завоевал «Оскар» за роль самого известного в поп-культуре выходца из Сицилии — благородного мафиози Вито Корлеоне. Переплюнуть такой успех трудно, однако с величайшей криминальной драмы в истории кинематографа восхождение Де Ниро в ранг лучших актеров своего поколения только началось.

Главный бандит Голливуда

Слава главного киношного гангстера закрепилась за актером неспроста: за свою продолжительную карьеру он сыграл бандитов разных мастей свыше дюжины раз. Забавно, что впервые Де Ниро предстал в подобном образе отнюдь не у Копполы и не у Скорсезе. Еще в 1970-м он успел сняться в «Кровавой маме» короля B-movie Роджера Кормана, где исполнил роль одного из сыновей легендарной преступницы Мамаши Баркер. Но, стоит отдать Де Ниро должное, он никогда не пытался воспроизвести свой оскароносный перформанс в других фильмах и всегда создавал персонажей разных типажей. Меланхоличный, гонимый сожалениями и воспоминаниями гангстер Нудлс из эпика Серджио Леоне «Однажды в Америке» (1983) совсем не похож на дона Корлеоне. От них обоих так же разительно отличается лоснящийся самоуверенностью Аль Капоне в «Неприкасаемых» (1987) Брайана де Пальмы. Кстати, ради этой роли Де Ниро честно готов был набрать с десяток килограммов, но попросту не успел, так что пришлось набивать костюм подкладками.

«Неприкасаемые»
«Славные парни»

Ну а в девяностые Мартин Скорсезе решился сдуть с жанра криминальной драмы романтический флер и добавить в него побольше реализма. Вместе со стилем картин изменился и образ Де Ниро в них: старомодный мафиози в фетровой шляпе трансформировался в пугающе правдоподобного современного головореза. Джимми Конвей из «Славных парней» (1990) вроде бы вполне адекватен, особенно на фоне своего приятеля Томми (Джо Пеши), но угроза исходит от него постоянно. А Квентин Тарантино рассказывал, что в роли уголовника Луиса в «Джеки Браун» (1997) Де Ниро так двигался и даже просто смотрел, что создавалось полное впечатление, будто он вышел из тюрьмы на прошлой неделе.

Однако уже в конце девяностых великий актер вместе с коллегами начал иронизировать над приевшимся амплуа. Так, например, появилась комедия Харольда Рэмиса «Анализируй это» (1999), в которой архетипичный босс мафии обращается за помощью к психотерапевту. Примечательно, что пилотный эпизод «Сопрано» вышел всего за пару месяцев до премьеры — вероятно, идея витала в воздухе. Апофеозом «преступной» карьеры Де Ниро можно назвать… нет, не «Ирландца» (о нем позже), а мультфильм «Подводная братва» (2004), в котором актер озвучил криминального босса-акулу с узнаваемой родинкой на щеке. Вот уж поистине признание заслуг перед жанром — дальше плыть некуда.

Экспериментатор

Будучи поклонником Станиславского, Де Ниро всегда глубоко нырял в материал и решался на самые разнообразные эксперименты над собой. Чтобы сыграть кэтчера Брюса Пирсона в спортивной драме «Бей в барабан медленно» (1973), он освоил бейсбол и южный говор, а для «Таксиста» (1976) стал собственно таксистом — настоящим, с лицензией. И это уже после «Оскара». Впрочем, по воспоминаниям актера, узнал его всего один пассажир, и то не сразу. Именно с подачи Де Ниро Мартин Скорсезе снял один из самых нестандартных своих фильмов — черно-белую драму «Бешеный бык». Ради роли вспыльчивого бойца Джейка ЛаМотты артист набрал 27 килограммов и научился боксировать — ничего более тяжелого в физическом плане ему, с его слов, испытывать не приходилось. И это при том что на съемках исторической драмы «Миссия» (1986) он выдержал суровые условия джунглей Латинской Америки, где вся группа слегла с дифтерией.

«Бешеный бык»
«Франкенштейн»

В 1994-м Роберт Де Ниро удивил всех, сыграв монстра в экранизации «Франкенштейна» Кеннета Браны. Режиссер утверждал, что эту роль мог исполнить лишь поистине бесстрашный актер, а потому выбор был очевиден. Де Ниро же, как часто бывало, привлек новый опыт. Его гримировали по 12 часов, но результат впечатлял. Хотя критики разнесли фильм в пух и прах за опереточность и претенциозность, игра главной звезды почти ни у кого нареканий не вызвала.

Еще Де Ниро знаменит своей любовью к импровизации. Так, например, знаменитая фраза «Ты со мной разговариваешь?» из сцены с зеркалом в «Таксисте» была придумана им прямо на съемках, а в результате стала одной из самых известных киноцитат в истории кинематографа.

Правда, далеко не всем по нраву такая методика полного погружения. Именно из-за нее Роберт Де Ниро на всю жизнь разругался с Микки Рурком. Когда звезда «9 ½ недель» подошла к старшему коллеге за советом на съемках мистического триллера «Сердце ангела» (1987), тот заявил, что им лучше не общаться и даже не здороваться, чтобы в кадре между ними ощущалась необходимая враждебность. Рурк посчитал, что его кумир просто зазнался и плюнул ему в душу.

Комедиант

Хотя начинал актер с легкомысленных драмеди де Пальмы, статус обладателя «Оскара» на долгие годы отдалил его от жанра. Даже роль нелепого комика Руперта Папкина в скорсезевском «Короле комедии» (1982) вышла, скорее, трагической. Но, как уже было сказано, «Анализируй это» напомнил критикам, что Де Ниро прекрасно умеет смешить зрителей, а на рубеже веков он и вовсе ушел в клоунаду, сыграв злобного Великого лидера в экранизации полузабытого мультсериала «Приключения Рокки и Буллвинкля» (2000). Фильм с треском провалился в прокате, собрав 35 млн долларов при бюджете в 76, и к тому же заработал номинацию на «Золотую малину», но злодей в нем получился и впрямь забавным. Восстановить подмоченную репутацию удалось в том же году «Знакомством с родителями» с Беном Стиллером, который как раз начал тогда свое восхождение в высший эшелон комиков. Выяснилось, что Де Ниро прекрасно держится на втором плане, а образ ворчливого пенсионера ему очень как идет. Картина заработала 330 миллионов, став абсолютным хитом. Среди всех комедийных экспериментов актера ее переплюнул только сиквел «Знакомство с Факерами» (2004) — ему покорилось аж полмиллиарда.

«Король комедии»
«Знакомство с Факерами»

В 2010-м Де Ниро вернулся к амплуа комического злодея: в культовом треше «Мачете» Роберта Родригеса он сыграл сенатора-расиста МакЛафлина. А в 2013-м с другими ветеранами экрана (Майклом Дугласом, Морганом Фриманом и Кевином Клайном) поучаствовал в капустнике «Starперцы». Критики встретили фильм прохладно (46% на Rotten Tomatoes), но свои 134 миллиона при бюджете в 28 он собрал. Это вообще довольно типично для поздних комедий Де Ниро: журналисты воротят от них нос, вздыхая о том, как низко пали титаны, зато простые зрители встречают хохотом и овациями. Так, зрительский рейтинг того же «Дедушки нелегкого поведения» на Rotten Tomatoes — солидные 85%. А самому Де Ниро до критиков уже нет никакого дела, он давно всем всё доказал. Актер неоднократно признавался, что обожает играть комичных персонажей: «Когда я снимаюсь в комедии, у меня меньше ограничений и совсем нет стеснений. Вы с режиссером постоянно можете попробовать во время съемок поменять реплики, переснять сцену и больше импровизировать. Я люблю комедии, потому что тут я могу повеселиться на всю!»

И живая легенда!

Роберт Де Ниро не просто выдающийся актер и настоящий титан индустрии, но также хороший человек. После того как 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке произошел теракт, он не остался в стороне. Чтобы поддержать экономику Нижнего Манхэттена, сильно просевшую из-за катастрофы, он вместе со знакомыми продюсерами организовал кинофестиваль «Трайбека», задействовав все связи и вложив личные накопления. Летом 2002-го на новый праздник пришло 150 тысяч ньюйоркцев, а уже год спустя — 300 тысяч. С тех пор «Трайбека» стала одной из главных площадок для независимого и документального кино со всех концов света.

На кинофестивале «Трайбека»
«Джокер»

Сам же Де Ниро остается в строю, несмотря на солидный возраст (в следующем году ему исполнится 80), и, в отличие от многих коллег, даже не выходит в тираж. Да, периодически его можно увидеть в каком-нибудь фильме не первого сорта вроде боевика «Скорость: Автобус 657» (2015), но вместе с тем только в 2019-м он снялся сразу в двух монументальных картинах. «Ирландец» посредством новых технологий позволил актеру и зрителям вернуться в золотую эпоху гангстерского кино. Оказалось, годы комедий не вывели из него ни капли драматического таланта. Ну а феноменально успешного «Джокера» вполне можно считать самой грандиозной меташуткой в его карьере. Фильм Тодда Филлипса не просто отсылает к «Таксисту» и «Королю комедии», но прямо цитирует их, а Артур Флек, в свою очередь — смесь из их главных антигероев, озлобленного Трэвиса Бикла и не вполне вменяемого Руперта Папкина. Таким образом, в шокирующем финале самодовольный и пресыщенный шоумен Де Ниро погибает от рук молодой версии самого себя.

Уже в следующем году мы увидим мэтра в новой работе Мартина Скорсезе — триллере «Убийцы цветочной луны». И нет никаких сомнений в том, что роль Де Ниро снова будет выдающейся.


Автор: Дмитрий Шепелев

Первое дело Эраста Фандорина — самого известного российского сыщика. Новое прочтение культового детектива
В главных ролях:Владислав Тирон, Мила Ершова, Александр Семчев, Максим Матвеев, Евгений Серзин, Сергей Горошко
Режиссер:Нурбек Эген
Смотрите по подписке

Смотрите также

Брови года — Колин Фаррелл! 8 лучших цитат и 10 ярких ролей любимого ирландца
Портрет героя

Брови года — Колин Фаррелл! 8 лучших цитат и 10 ярких ролей любимого ирландца

18 января7
Как Гарри Стайлс проделал путь от поп-иконы до опального киноактера, а потом пошел на терапию
Портрет героя

Как Гарри Стайлс проделал путь от поп-иконы до опального киноактера, а потом пошел на терапию

8 ноября 202210
Джереми Стронг мечтал стать великим актером. Теперь он собирает награды за «Наследников», но бесит коллег. Почему?
Портрет героя

Джереми Стронг мечтал стать великим актером. Теперь он собирает награды за «Наследников», но бесит коллег. Почему?

22 августа 20221
От «Лица со шрамом» до «Ирландца»: Гангстерский стиль в кино
Эволюция кинообраза

От «Лица со шрамом» до «Ирландца»: Гангстерский стиль в кино

8 января 202216

Главное сегодня

Сериалы

Могут ли грибы захватить планету, как в сериале «Одни из нас»? Спросили у ученых

Сегодня4
Могут ли грибы захватить планету, как в сериале «Одни из нас»? Спросили у ученых
«Крушение»: убойно олдскульный боевик про самолет и террористов с кряхтящим Джерардом Батлером
Рецензии

«Крушение»: убойно олдскульный боевик про самолет и террористов с кряхтящим Джерардом Батлером

Сегодня1
Что известно о продолжениях «Аватара»?
Индустрия

Что известно о продолжениях «Аватара»?

Сегодня, 16:185
Виола Дэвис стала новым ЭГОТом, присоединившись к Вупи Голдберг и Одри Хепберн. А кто это такие?
Индустрия

Виола Дэвис стала новым ЭГОТом, присоединившись к Вупи Голдберг и Одри Хепберн. А кто это такие?

Сегодня4
«Терапия»: как шоу от создателей «Теда Лассо» вписывается в тенденцию «приятненьких сериалов»
Сериалы

«Терапия»: как шоу от создателей «Теда Лассо» вписывается в тенденцию «приятненьких сериалов»

Сегодня1
Почему нам так нравятся герои «Гриффинов» и о чем они говорят с нами уже 21 сезон?
Культовые сериалы

ВидеоПочему нам так нравятся герои «Гриффинов» и о чем они говорят с нами уже 21 сезон?

Сегодня0
Путеводитель по фильмам Андрея Звягинцева
Как это смотреть

Путеводитель по фильмам Андрея Звягинцева

Вчера5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации