Какие сериалы интересуют россиян — исследование Индекс Кинопоиск Pro

Обсудить0

Турецкий проект «Ветреный», «Дом Дракона» от HBO и анимационный «Рик и Морти» стали сериалами, которыми больше всего интересовались жители России в октябре 2022 года, следует из данных Индекса Кинопоиск Pro. В сентябре в лидерах был тот же «Дом Дракона», а также «Реальные пацаны» от ТНТ и «Жизнь по вызову» от Kion.

Именно осенью традиционно стартует сезон премьер, и интерес к сериалам обычно быстро растет.

Индекс Кинопоиск Pro — инструмент оценки популярности сериалов у зрителей в России, он основан на данных Яндекса и Google. Это инструмент, который учитывает интерес зрителей вне зависимости от того, где выходит сериал — в телевизионном эфире или на онлайн-платформе. До сих пор агрегированные данные об аудитории сериалов не были доступны игрокам рынка.

Данные Индекса Кинопоиск Pro собираются с начала 2021 года и публикуются впервые.

Как считается интерес к сериалам

Индекс Кинопоиск Pro построен на исследовании интереса жителей России к сериалам.

Подавляющее большинство людей, которые ищут информацию о сериале в интернете, либо уже его смотрят, либо собираются посмотреть. Когда сериал выходит в телеэфире, интерес к нему также явно заметен в интернете. Доступная статистика по аудитории сериалов подтверждает эту прямую зависимость между интересом и смотрением.

За проявление интереса в Индексе Кинопоиск Pro принимаются действия людей по поиску информации о сериалах, переходы и посещение интернет-страниц, связанных с сериалами. Это страницы на сайтах телеканалов, онлайн-кинотеатрах и видеосервисах, в том числе на YouTube, а также страницы в энциклопедиях и на других тематических ресурсах.

Мы проверяем, чтобы действия относились к конкретному сериалу, — это особенно важно для проектов с распространенными или одинаковыми названиями.

Для проверки используется информация о сериалах из энциклопедии Кинопоиска, данные Яндекса, в том числе агрегированная и обезличенная статистика Поиска и Яндекс.Браузера, а также открытые данные Google.

Десятки миллионов жителей России активно интересуются сериалами — в месяц в Индексе Кинопоиск Pro учитываются около 250 млн таких действий. Все эти разнообразные действия переводятся в единые баллы интереса, в среднем получается 40 000 баллов в месяц.

Изначально баллы интереса считаются не по дням, а по неделям. Это нужно, чтобы избежать суточных искажений из-за разного графика выхода сериалов (подряд в будни или раз в неделю). Место сериала в топе за неделю, месяц или год определяется суммой его баллов за этот период.

Сумма баллов интереса аудитории ко всем сериалам дает представление об уровне общего интереса к сериалам в России.

Как делится внимание аудитории к сериалам

  • Жители России смотрят огромное количество сериалов: по данным Индекса Кинопоиск Pro, в среднем это более 4 000 сериалов в месяц.
  • Но 90% интереса или внимания российской аудитории в течение месяца делят между собой 1 000 сериалов. Сто самых популярных проектов месяца получают половину всего внимания, а первые 20 проектов — 20 — 25% внимания.
  • Из всех сериалов, которые смотрят жители России в течение месяца, только четверть — отечественные. Возможно, так происходит потому, что жители России изначально выбирают из меньшего числа отечественных проектов. Зрителям страны доступны тысячи российских проектов и сотни тысяч иностранных сериалов.

  • На российские сериалы приходится 35% всего внимания аудитории. В этом аудитория сериалов похожа на то, как до пандемии выглядели продажи билетов в обычных кинотеатрах: около 25% билетов зрители покупали на отечественные фильмы.

  • Отечественные проекты в среднем лучше привлекают зрителей. Среди первой тысячи сериалов по популярности каждый второй — российского производства.
  • Зрителей привлекают не только премьеры: большая часть интереса аудитории отдана тысячам сериалам, у которых за последний год не выходило новых эпизодов. Два таких проекта — среди очень популярных сейчас сериалов: «Великолепный век» (закончился в 2017 году) и «Игра престолов» (закончился в 2019 году).
  • Интернет и видеосервисы значительно увеличили жизнь сериалов. Внимание зрителей больше не ограничено эфирными часами в программной сетке телеканалов, просмотр возможен в любое время. Любимые проекты смотрят годами после завершения показа на ТВ.

Сколько баллов интереса у популярного сериала

Как стартовал осенний сезон

  • В октябре 2022 года общий интерес к сериалам по Индексу Кинопоиск Pro составил 36 292 балла. По сравнению с сентябрем этого года индекс вырос на 9%, по сравнению с октябрем 2021 года — упал на 20%.
  • В топ-20 сериалов в сентябре и октябре поровну отечественных и иностранных сериалов.
  • Иностранные сериалы чаще занимают первое место в топе месяца, а также чаще попадают в тройку крупнейших. Топ сентября и октября не исключение. Самый популярный сериал в России в октябре — «Ветреный», интерес к которому резко вырос после премьеры на телеканале «Домашний». В сентябре на первом месте был «Дом Дракона», доступный только в онлайн-кинотеатрах.
  • В топ-20 сентября вошли сразу семь сериалов, у которых в этом году не было новых эпизодов, включая два проекта, созданных по заказу российских телеканалов: «Пес» и «Сваты».
  • В октябре топ-20 заметно отличается от сентябрьского: более половины мест заняли другие проекты. Среди новичков топа октября прежде всего российские сериалы, восемь из которых — осенние премьеры.

Топ-20 сериалов

Какие российские сериалы сейчас популярны

Как менялся интерес к самым популярным российским сериалам

баллы интереса

  • В топ-20 сентября и октября также попали проекты таких каналов, как НТВ («Рикошет», «Пес» и «Лихач»), СТС («Классная Катя» и «Тетя Марта»), «Первого канала» («Триггер»), «России 1» («Сваты»). Популярными в эти месяцы также стали совместные проекты канала ТНТ и онлайн-кинотеатра Premier («Капельник», «Игра на выживание», «Нина»), совместный проект канала «Россия 1», онлайн-кинотеатров More.tv и Wink («Надвое») и совместный проект онлайн-кинотеатра Okko и «Первого канала» («Собор»).
  • Сериалы, которые сразу вышли на ТВ, в среднем привлекают больше внимания, чем оригинальные проекты онлайн-кинотеатров. И выход интернет-проектов в телеэфире сильно подстегивает внимание к ним. Яркий пример — сериал «Собор», который стал очень популярен в этом октябре после показа на «Первом канале».
  • Только один оригинальный российский сериал онлайн-кинотеатра получил первое место в топе недели, ни разу не побывав в телеэфире, — это «Чикатило» от Okko.
  • Но разрыв во внимании к телевизионным и изначально не телевизионным проектам постепенно сокращается. Это, в частности, видно по списку самых популярных проектов: если в первой половине 2021 года в топ-20 разных месяцев попадало не более двух оригинальных сериалов онлайн-кинотеатров, то с этого лета в двадцатку входит уже четыре-пять проектов. Из оригинальных сериалов чаще всего в топ-20 Индекса Кинопоиск Pro попадали проекты Start и Premier.

Какие иностранные сериалы сейчас популярны

  • Две главные премьеры осени в мире — «Дом Дракона» от HBO и «Властелин колец: Кольца власти» от Amazon. И если в США результат их битвы за зрителей еще не определен, то в России трон заняли драконы. Интерес российских зрителей к обоим сериалам стал заметен за несколько недель до показа, но после выхода первых серий в конце августа «Дом Дракона» резко ушел в отрыв. В сентябре — октябре интерес к этому сериалу в России был в два раза выше, чем к «Властелину колец» (1446 баллов индекса против 702 баллов).

Как менялся интерес к сериалам «Дом Дракона» и «Властелин колец: Кольца власти»

баллы интереса

От чего зависит интерес аудитории к сериалам

  • Эта осень и год в целом нетипичны для сериалов в России: если в течение 2021 года интерес к сериалам в России вырос почти на 20%, то с конца этой зимы он начал стремительно уменьшаться. В этом июне общий интерес в Индексе Кинопоиск Pro упал на 40% по сравнению с этим февралем и на 15% по сравнению с июнем 2021 года. С тех пор интерес к сериалам так полностью и не восстановился.

Как меняется интерес к сериалам в России

баллы интереса

  • Одним из факторов снижения интереса к сериалам в этом году могло стать изменение программной политики крупнейших российских телеканалов. С весны они отдают большую часть эфира информационному вещанию, а не развлечениям. Российское ТВ выпускает меньше ярких сериальных премьер, более сдержанно их рекламирует. Лишь один российский проект после февраля 2022 года собрал 400 баллов интереса за неделю — сериал «Мажор». Это прямо влияет на общий уровень интереса.
  • Еще один фактор — отсутствие в этом году настолько крупной премьеры, как «Игра в кальмара» от Netflix. Корейский сериал стал самым крупным по вниманию зрителей проектом прошлого года. В октябре 2021 года он собрал 4 342 балла, или 9% общего интереса месяца, что в три раза больше обычной доли лидера топа. В этом октябре премьера аналогичного масштаба могла бы увеличить общий интерес сразу на 12%.
  • В отличие от довольно стабильного размера общей ТВ-аудитории, совокупная аудитория сериалов на всех платформах — в эфире и интернете — гораздо более эластична и активно реагирует на наличие или отсутствие ярких проектов.

Как интерес связан со смотрением

То, как любопытная аудитория сериалов конвертируется в зрителей, как показывают данные Индекса Кинопоиск Pro, зависит прежде всего от доступности проекта. Идет ли сериал в федеральном телеэфире и в удобное для зрителей время, доступен ли он свободно на видеосервисе или только по подписке, насколько сложно найти нелегальную версию сериала, который официально не выходит в России, и так далее.

Крупнейшие телеканалы и онлайн-кинотеатры, судя по всему, эффективнее конвертируют интерес в смотрение, чем медиакомпании меньшего размера.

До старта сериала и в первые недели показа уровень внимания аудитории, скорее всего, зависит от того, насколько масштабной и эффективной была промокампания проекта. В более длинном периоде уровень интереса отражает то, насколько сериал совпал со вкусами зрителей и собрал ли аудиторию фанатов.

Суррогатная мать вынашивает ребенка в доме его родителей. Драма с Филиппом Янковским и Оксаной Акиньшиной
В главных ролях:Оксана Акиньшина, Филипп Янковский, Маруся Фомина
Режиссер:Максим Свешников, Алексей Ляпичев
Смотрите по подписке

Смотрите также

«Чебурашка»: как создавалась классика
Культовое кино

Видео«Чебурашка»: как создавалась классика

27 января1
«Я не душнила»: Сергей Горошко — о сериале «Фандорин. Азазель», клейме злодея и актерской природе
Главный герой

«Я не душнила»: Сергей Горошко — о сериале «Фандорин. Азазель», клейме злодея и актерской природе

26 января10
Актеры озвучания. Гости: Ольга Кравцова и Руслан Габидуллин (студия «Кубик в кубе»)
Кинопрофессии

ПодкастАктеры озвучания. Гости: Ольга Кравцова и Руслан Габидуллин (студия «Кубик в кубе»)

26 января1
Все пасхалки в фильме «Гром: Трудное детство»
Смотрите на Кинопоиске

Все пасхалки в фильме «Гром: Трудное детство»

25 января0

Главное сегодня

Смотрите на Кинопоиске

На Bubble Comics Con анонсировали сиквел «Майора Грома» и дату выхода «Короля и Шута». А что еще?

Вчера2
На Bubble Comics Con анонсировали сиквел «Майора Грома» и дату выхода «Короля и Шута». А что еще?
«Дюна», Урсула Ле Гуин, Стругацкие и другая фантастика, которую стоит прочитать после «Аватара»
Книги

«Дюна», Урсула Ле Гуин, Стругацкие и другая фантастика, которую стоит прочитать после «Аватара»

Сегодня4
Что смотреть дома: «Покерфейс», «Терапия», «Проклятье. Мертвая земля»
Выбор редакции

Что смотреть дома: «Покерфейс», «Терапия», «Проклятье. Мертвая земля»

27 января9
«Я не душнила»: Сергей Горошко — о сериале «Фандорин. Азазель», клейме злодея и актерской природе
Главный герой

«Я не душнила»: Сергей Горошко — о сериале «Фандорин. Азазель», клейме злодея и актерской природе

26 января10
Объявили победителей «Золотого орла-2023». Главный приз получил «Чемпион мира»
Фестивали и премии

Объявили победителей «Золотого орла-2023». Главный приз получил «Чемпион мира»

27 января7
«Агентство „Локвуд и компания“»: чем хорош новый сериал Netflix про подростков и призраков
Сериалы

«Агентство „Локвуд и компания“»: чем хорош новый сериал Netflix про подростков и призраков

27 января7
«Чебурашка»: как создавалась классика
Культовое кино

Видео«Чебурашка»: как создавалась классика

27 января1
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации