«Журналист» Сергея Герасимова: наш ответ годарам и антонионям

Обсудить0

Очередной выпуск «Кинопанорамы» посвящен шедевру отечественной новой волны, снятому 60-летним мэтром советского кино. Широчайшая география (от Урала до Парижа), камео великих артистов (от Шукшина до Мирей Матьё) и увлекательный сюжет с журналистским расследованием, харассментом, фейками, сладкой жизнью и большой любовью.

Юрий Алябьев, молодой сотрудник отдела писем одной газеты союзного значения (по виду из окон редакции в ней безошибочно угадывается «Правда») — обаятельный мажор не без достоинств. Характер сдержанный, английский хороший, отношения с алкоголем — прохладные; «писать умеет». Волею случая Алябьев (редкая главная роль Юрия Васильева) идет на повышение — его переводят в международный отдел на замену впавшего в духоискательство и запой коллеги (запоминающееся камео Василия Шукшина).

Но перед этим нужно отработать одну тему и сгонять в глубокую провинцию — в Горноуральск. Оттуда редакцию уже не первый месяц торпедирует доносами бдительная гражданка Аникина (Надежда Федосова), которая поставила себе цель извести всех взяточников, хапуг и развратников города. В ее избе командировочный Алябьев и устроится на постой по совету нового приятеля, редактора местной газеты Саши Реутова (юный Сергей Никоненко). И тут же познакомится с красивой и скромной сиротой Шурой Окаемовой (Галина Польских), живущей во флигеле напротив. И без памяти в нее влюбится, махнув рукой на капризную московскую подружку (Жанна Болотова).

Василий Шукшин и Юрий Васильев
Юрий Васильев и Галина Польских

Завязка киноповести Сергея Герасимова (она длится три с половиной часа, разбита на две части, «Встречи» и «Сад и весна») ведет зрителя по ложному пути, обещая сперва производственный триллер (чего вы добиваетесь, гражданка Аникина?), переходящий в мелодраму; что-то в духе «Битвы в пути» Владимира Басова. Но «Журналист» не зря разбит на два тома — это настоящий большой роман воспитания. Из слегка высокомерного и ироничного хлыща (таких типов впоследствии играл в основном Игорь Костолевский) Алябьев превращается в порядочного парня. Разумеется, перековка характера самонадеянного москвича происходит под влиянием удивительных обстоятельств и личностей: в «Журналисте» есть и приключения, и удивительные встречи с оригинальными и сильными характерами, и морально-этический выбор, и шокирующие камео заграничных звезд. Часть, посвященная парижской командировке Алябьева, — это вообще удивительный киноэксперимент: киногерой советской новой волны оказывается в декорациях новой волны французской. Все время кажется, что разъезжающий по Парижу в открытом кабриолете Алябьев столкнется на улице с Бельмондо, Джин Сиберг, Годаром или Жан-Пьером Лео, раз уж он встречается с Мирей Матьё и Ани Жирардо. Своеобразным Вергилием, который проводит Алябьева по всем кругам неонового капиталистического ада, оказывается «хороший американец» — шумный и назойливый репортер Сид Бартон (кинодебют диктора и радиоведущего Анатолия Крыжанского).

Но парижане и их нравы не ломают советского журналиста: на фоне притонов Пляс Пигаль и суеты светских приемов еще лучше видны чистота и цельность простой девушки из Горноуральска.

Мирей Матьё
Юрий Васильев

Впрочем, и уральская часть фильма тоже полна неожиданных эпизодов. Долгая и завораживающая сцена репетиции местного кружка самодеятельности с шуточной кадрилью «Теща про зятя пирог пекла» — явный привет синема верите и своеобразная перекличка с поэтическим вечером в «Заставе Ильича». А финал первой серии, где Шура вспоминает спившуюся мать, — триллер в духе то ли Хичкока, то ли Бавы. Герасимов вновь после «Маскарада» берется за приемы экспрессионизма и снимает жутковатую сцену с тенями на потолке и раз за разом открывающейся дверью.

Удивительное дело: герои фильма — типичные шестидесятники, постоянно превращающие скучную советскую жизнь в веселый дурашливый спектакль или поэтический слэм, как в фильмах Хуциева — выглядят нашими современниками с совершенно сегодняшними проблемами. И дело не в том, что «сегодня» вдруг уподобилось «позавчера» — скорее, причина в глубоком и точном взгляде Герасимова на человека. Умело работавший с политической конъюнктурой (сравните изображение заграницы в «Журналисте» и более ранних «Людях и зверях», еще выдержанных в духе гротескного агитпропа), мэтр оживлял даже самый кондовый пропагандистский сюжет многогранными, натуралистическими портретами героев. И таких точных портретов в фильме много. В этом многофигурном полотне находится место и хмурому бумеру, тому самому спившемуся международнику в исполнении Шукшина, чье место в отделе достается Алябьеву. Его хмельное выяснение отношений с молодым выскочкой («Кто ты? Что ты знаешь? Что ты любишь?») длится не более пары минут, но за ним читается судьба хемингуэевской трагичности. Есть место и старухе Аникиной, словно попавшей сюда из жутких довоенных соцтриллеров Фридриха Эрмлера: чтобы замести следы, она диктует свои доносы, написанные анахроничным лесковским слогом, внуку-октябренку и, вообще, кажется настоящим оборотнем, принявшим вид беспартийной пенсионерки. За comic relief отвечает блистательная Валентина Теличкина (это всего вторая ее роль), играющая трогательную в своей детской серьезности машинистку редакции «Горноуральского рабочего» Валю Королькову, явно влюбленную в московского гостя.

Галина Польских
Галина Польских и Юрий Васильев 

И все же главные звезды фильма – Васильев и Польских. Хотя вместе они проводят в кадре не так много времени (в конце концов, это кино об испытании разлукой), образовавшаяся между ними химия заставляет верить в серьезность их чувств и сопереживать им. Советскому зрителю Васильев, занятый в кино в основном на вторых ролях, запомнился, скорее, в амплуа опереточного красавца после камбэка в «Москва слезам не верит», где он играл телеоператора с подлыми усиками, бросившего беременную Алентову. Но мы отбросим скепсис и поверим, что Юру и Шуру ждет только хорошее.


Автор: Дмитрий Карпюк

Надя идет наперекор отцу ради любви и большого спорта. Трогающая до слез мелодрама с Александром Петровым
В главных ролях:Александр Петров, Мария Аронова, Анна Савранская, Степан Белозеров, Сергей Лавыгин, Сергей Беляев, Василий Копейкин
Режиссер:Юрий Хмельницкий
Смотрите по подписке

Смотрите также

Вчера0
Вчера0
Вчера3
20 апреля17

Главное сегодня

Вчера3
Вчера0
Вчера3
Вчера4
19 апреля1
Вчера0
20 апреля9
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации