«Точка кипения»: насколько правдивым получился фильм о ресторанной кухне? Очень, отвечает повар

Обсудить0

До российского проката добралась снятая одним кадром инди-драма со Стивеном Грэмом о вечере в ресторане, когда все пошло не так. Это второй фильм актера Фила Барантини, который, до того как состояться в кино, 12 лет проработал на ресторанной кухне и не понаслышке знает, что шеф-повара натурально горят, режутся, ранят себя и других на работе.

Кажется, что в игровых фильмах эту профессию еще никогда не показывали с таким гиперреализмом. Кинопоиск спросил, какой получилась «Точка кипения», у шеф-повара, который славится разрушением романтических представлений о ресторанной работе.

Иван Шишкин

Шеф-повар, автор книг «Под фартуком» и «Жареные факты», совладелец ресторана Delicatessen и других проектов в Москве и Львове

Большинство фильмов про поваров показывают героя, который долго испытывает некоторые сложности, и заканчивается все тем, что он находит доброго мецената, вместе с ним у них расцветает бизнес, и все, салют, гости едят, все счастливы. Или повар ждет мишленовскую звезду, у него ничего не получается, и в итоге к нему приходит инспектор, рыдает над рататуем — все, конец! «Точка кипения» в этом смысле гораздо честнее: она показывает тяжелый день из жизни ресторана, после которого, по всей видимости, начнется еще один, более тяжелый.

Хотя фильм не американский, а британский, в его основе классический американский сюжет. Это история о том, как папа расстается с мамой и чувствует себя бесконечно должным своему сыну; при этом у него есть еще долг с большой буквы «Д», и он разрывается между долгом, работой, любимым ребенком и своими вредными привычками. По ходу действия они становятся вреднее и вреднее, и в финале нам показывают, что из этого может выйти. Стандартная сюжетная схема про спасающего мир папу-полицейского в «Точке кипения» перенесена на героя-повара Энди Джоунза, который, на самом деле, тоже спасает мир. Только это мир его собственный, потому что для увлеченного человека, который придумал и построил ресторан, этот ресторан, конечно же, целый мир и есть. Повара, надо сказать, территориальные существа, для них все помещение ресторана и особенно кухня — крайне личное пространство. Они приходят туда не как клерки на постылую работу, а видят везде что-то свое, болеют за каждый угол, за все детали, которые бесконечно занимают их время и душевные силы. Кухня требует пассионариев, и в фильме отношения героев с их пространством показаны весьма правдоподобно, ведь снимали «Точку кипения» в реальном ресторане. Нервного ощущения добавляет то, что картина снята без склеек, у зрителя нет возможности передохнуть. По сути, это POV; камера без пауз следует за героями, которые переходят от сцены к сцене, превращая зрителя в соглядатая.

И шеф, и сушеф, и повар горячего цеха, и бармен, и официанты — все точно списаны из жизни. Темнокожий негодяй-уборщик тоже очень узнаваемый: типичный лоботряс, который делает работу после понуканий и на которого невозможно положиться. Я подобных людей видел и в Штатах, и в русских ресторанах, и в Украине, а в Канаде общался с парнем-мойщиком на условно-досрочном освобождении, который обладал просто портретным сходством с персонажем из фильма. Много встречал женщин-кондитеров, похожих на Эмили из «Точки кипения». Как правило, это взрослая самодостаточная профессионалка, тем не менее очень эмоциональная; такая матушка, к которой все приходят прильнуть. Почему-то кондитеры — это всегда сердобольные женщины, зачастую копящие свою и чужую обиду и потом ею взрывающиеся. Не знаю, с чем это связано, может, с количеством сахара.

Винетт Робинсон (играет сушефа Карли), Рэй Пантаки (повар горячего цеха Фриман) и Стивен Грэм (шеф Энди Джоунз)

Характерна сцена, когда управляющая одергивает официантку, решившую поболтать с барменом, повернувшись спиной в зал, вместо того чтобы следить за столиками. Героиня по имени Бэт в фильме выполняет функции, которые в российских заведениях разбиты между управляющей и хостес, встречающей гостей. По ходу действия мы узнаем, что ее отец — один из инвесторов ресторана, поэтому роль Бэт в нем несколько расширенная. Там есть момент, когда Instagram-инфлюенсеры (материнская организация Instagram, Meta, признана в России экстремистской. — Прим. ред.) просят пожарить стейк с картошкой фри не из меню, и эта дама с эмоциональным нажимом требует выполнить заказ на кухне. Вот таких ситуаций, когда сшибаются лбами гости и повара, в нашей жизни уже давно не происходит. Если бы менеджер начала себя вести подобным образом, она долго не продержалась бы на работе. На самом деле, можно прийти в запаре на кухню и попросить сделать спешел, все зависит от того, как выстроены отношения в коллективе. Если люди чувствуют себя одной командой, в этом нет проблемы; да, кто-то, возможно, поворчит, но заказ выполнят. Когда мы открывали Delicatessen больше 10 лет назад, наша кухня стартовала весьма напряженно, были различные лагеря и противостояния между ними. Случались эксцессы самого неприятного свойства, когда повара кидались горячими сковородками в гневе или когда официант или менеджер начинали вести себя на кухне по-хамски… Я, как владелец бизнеса, понимающий устройство кухни, всегда стою на стороне поваров, потому что продажи важны, лицо заведения важно, но производство блюд — это, помимо всех сложностей, еще и невероятный физический труд. Я считаю, что человек, работающий в зале, должен быть фантастическим коммуникатором и общаться с кухней на таком же языке, на котором говорит с гостями. Если одна из частей в этой конструкции сломана, то отказывает весь механизм. «Точка кипения» в утрированном виде демонстрирует пример абсолютно разрушенных коммуникаций в коллективе. И эта девушка, Бэт, необходима режиссеру для дополнительной драматизации, хотя, конечно, наличие жены, сестры или дочки инвестора на управляющей позиции — нередкий и часто деструктивный фактор. В реальности цивилизованные отношения давно пришли на ресторанные кухни, все научились говорить «пожалуйста» и «будь любезен», использовать эти безопасные формулировки.

Еще один персонаж-функция — французская стажерка Камила; с кинематографической точки зрения это такая винтовка, которая висит в углу. В качестве выстрела выступает приступ аллергии у одной из гостий. Похожие случаи, когда гостю, чувствительному к какому-либо продукту, его по ошибке и приносили, у меня бывали. Они многому меня научили, однако подходы тут возможны разные. Если мне кто-то говорит, что у него смертельная аллергия, я не берусь в ресторане гарантировать ему полную безопасность. Как-то у нас было блюдо из 20 различных компонентов с выходом в 44 грамма; когда вы придумываете настолько многосоставные рецепты, невозможно отвечать за людей со строгими пищевыми ограничениями. Я считаю, что это должно быть в первую очередь их заботой о собственной безопасности. Однако «Точка кипения» — фильм не про еду и не о ресторане; прежде всего это портрет шефа, показанного бесконечно одиноким и несчастным человеком. Он вынужден вести за собой армию, он лицо заведения, и вся ответственность на нем. Мы видим, как самый незначительный в иерархии персонаж — заготовщик или посудомойщик — может превратить все в руины. К сожалению, ни один повар не застрахован от кошмарных косяков: кто-то что-то забыл положить, что-то пересолили, у кого-то волосы или даже стекло угодило в тарелку. Риски и трагические ошибки в этой профессии при полной ответственности шефа — факт.

В этот же вечер к Энди (Стивен Грэм) нагрянули телеповар Алисетер Скай (Джейсон Флеминг) и ресторанный критик Сара Саутворт (Лурдес Фаберес)

«Точка кипения» показывает нам рассеянного повара, который, похоже, системно гробит свою жизнь, и непонятно вообще, как в таком состоянии он умудряется работать. Однако важно, что фильм вынуждает зрителей испытывать к нему сочувствие, понимать его. В реальности описанная ситуации могла бы закончиться значительно хуже, и «Точка кипения» выступает своего рода предостережением. Мораль в том, что если на работе от тебя зависят другие люди и ты теряешь контроль над собой, то, скорее всего, кого-нибудь убьешь.

Говорящие камни, пальцы-сосиски и разные версии себя: нашумевший фильм-калейдоскоп теперь в подписке
В главных ролях:Мишель Йео, Джейми Ли Кёртис, Ке Хюи Куан
Режиссер:Дэн Кван, Дэниэл Шайнерт
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

Находка дня: В TikTok коллективно создают мюзикл по мотивам мультфильма «Рататуй»
Бюро находок

Находка дня: В TikTok коллективно создают мюзикл по мотивам мультфильма «Рататуй»

20 ноября 2020
Дастин Хоффман присоединился к «Шеф-повару» Фавро

Дастин Хоффман присоединился к «Шеф-повару» Фавро

16 июля 2013
«Зомби по имени Шон 2», «Человек-муравей» и драма о мутантах-богомолах: какие фильмы мог снять, но не снял Эдгар Райт

«Зомби по имени Шон 2», «Человек-муравей» и драма о мутантах-богомолах: какие фильмы мог снять, но не снял Эдгар Райт

22 ноября 2021
За что мы любим Джозефа Гилгана, звезду «Голяка», «Проповедника» и «Это — Англия»

За что мы любим Джозефа Гилгана, звезду «Голяка», «Проповедника» и «Это — Англия»

7 апреля 2021

Главное сегодня

Смотрите на Кинопоиске

Чем запомнится «Нулевой пациент»? Мы выбрали 10 пронзительных моментов

Вчера
Чем запомнится «Нулевой пациент»? Мы выбрали 10 пронзительных моментов
На Кинопоиске выйдет комедия «Кибердеревня». Ее снимут Валерий Федорович и Евгений Никишов
Индустрия

На Кинопоиске выйдет комедия «Кибердеревня». Ее снимут Валерий Федорович и Евгений Никишов

Вчера
«Точка кипения»: хроника пикирующего шеф-повара
Рецензия

«Точка кипения»: хроника пикирующего шеф-повара

Вчера1
Кто вы в «Сейлор Мун»? Важнейший тест по аниме

ТестКто вы в «Сейлор Мун»? Важнейший тест по аниме

Вчера10
Что мы знаем про фильм «Барби» Греты Гервиг?
Индустрия

Что мы знаем про фильм «Барби» Греты Гервиг?

Вчера4
«Род мужской». Как хоррор Алекса Гарленда разоблачает токсичную маскулинность
Крупным планом

Подкаст«Род мужской». Как хоррор Алекса Гарленда разоблачает токсичную маскулинность

Вчера0
«Создание фильма можно сравнить с беременностью»: призер «Кинотавра» Борис Акопов о своей второй картине

«Создание фильма можно сравнить с беременностью»: призер «Кинотавра» Борис Акопов о своей второй картине

Вчера
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации