От VHS-боевиков до Параджанова: якутский режиссер Дмитрий Давыдов — о повлиявших на него фильмах

В прокат выходит новая работа Дмитрия Давыдова «Нелегал» — социальная драма о мигранте, который путешествует из Киргизии в Якутию. По случаю выхода нового фильма режиссер «Пугала» поделился с Кинопоиском, как он пришел в кино и чьими работами вдохновлялся.

Режиссура пришла в мою жизнь планомерно. В школе, где я работал учителем, а впоследствии и директором, по моей инициативе появился настоящий видеоклуб. В рамках его деятельности мы с ребятами снимали различные видео: это были и короткие телепередачи, и ролики для выступления местного КВН. В итоге все пришло к тому, что мы с учениками стали снимать первые любительские фильмы, конечно, преимущественно короткометражные. Потом я уже стал интересоваться кино более детально. Изучал, как фильмы монтируются, как пишутся сценарии, как режиссер работает с актерами на площадке. В 2009–2010 годах случился «якутский бум»: работы примерно такого же формата, что делали мы с учениками, стали прокатывать в кинотеатрах Республики. К тому времени у меня и взыграли амбиции: были и знания, и умения, чтобы делать кино на уровне, достойном проката в регионе и показа на большом экране. Я ушел от «легкого» школьного формата, пришел в театр и предложил актерам: «Давайте снимем настоящий фильм». Так в 2014 году мы начали работать над лентой «Костер на ветру».

Вообще, осознание того, что я режиссер, пришло еще не до конца. Вплоть до прошлого года я работал в школе, это было моим основным местом работы. Параллельно с этим снимал кино. Такая двойная жизнь супергероя: учитель — днем, вечером — режиссер. В итоге я уволился из школы, и за прошлый год мы сняли три фильма: «Нелегал», «Молодость» («Эдэр Саас») и «Песни лета» — проект, который мы сделали при поддержке фонда «Кинопрайм». Мы их полностью закончили. Возможно, «Молодость» и «Песни лета», как и «Нелегал», выйдут в прокат. Но мне бы хотелось, чтобы у них была пусть небольшая, но фестивальная история. С «Нелегалом» ситуация уникальная: я выступил на этом проекте как режиссер и автор сценария. Но продюсеры у проекта московские, они занимаются и прокатом, и продвижением фильма. В предыдущих картинах я был сам себе продюсер.

Боевики 1990-х

«Рэмбо: Первая кровь»

Стоит сказать, что увлечение кинематографом в принципе возникло еще в 1990-е. В те годы у нас появились видеомагнитофоны с кассетами. Постепенно у меня сформировалась привычка смотреть как минимум один фильм в день. Кассеты с голливудскими боевиками 1980-х и 1990-х ходили по деревне из рук в руки, мы меняли их целыми пачками. Это воспитало всеядность к самому разному кино. В основном на кассетах, конечно, было голливудское кино: Сталлоне, Шварценеггер, Робертс, «Хищник»«Рэмбо», «Рокки» — всё в таком духе. Привычка смотреть кино, разбираясь в истории героев, у меня осталась на долгие годы. Но всеядность со временем трансформировалась во вкус, теперь я довольно легко отделяю хорошее кино от плохого.

Я даже вел тетрадь для просмотренных фильмов: фиксировал каждую картину в списке, где были графы «название», «режиссер», «жанр» и «дата просмотра». Причем вел списки достаточно долго. Забросил это дело, когда количество просмотренного кино перевалило за 40 тысяч картин. В последние годы смотрю кино реже — сложно найти фильм, который действительно заслуживает моего внимания. Поэтому тенденция «один фильм в день» превратилась в «одно кино в неделю», и то не всегда. При таком уровне насмотренности неизбежна проблема вторичности, если говорить о создании собственных картин. Такие вещи происходят, как правило, неосознанно, когда ты копируешь какие-то эпизоды или постановочные решения, отложившиеся в подсознании. В этом плане мои ранние фильмы мне не очень нравятся — где-то недоработал, где-то заигрывал со зрителем, чтобы сделать попроще. У меня большие претензии к себе как к режиссеру. Поэтому ранние картины стараюсь не пересматривать.

«Ворон» и «Брат»

«Ворон»

Безусловно, среди тысяч просмотренных фильмов есть и те, что оставили неизгладимое впечатление, застряли в памяти. К этим картинам я периодически возвращаюсь. Например, «Ворон» Алекса Пройаса с Брэндоном Ли. Это фильм детства; кассету с ним я буквально до дыр засмотрел на видеомагнитофоне. Меня околдовали эта готическая, мрачная атмосфера и идея народной мести. Наверное, это такие идеальные истории, где торжествует истинная справедливость. Людей это привлекает, получается народное кино. Взять «Брата» Балабанова — история праведного гнева, который обрушивается на врагов во имя справедливости. Тема маленького человека, который может постоять за себя и защитить близких.

Параджанов

«Тени забытых предков»

С детства я люблю фильм Параджанова «Тени забытых предков». С ним у меня связана интересная история. Я посмотрел это кино, но забыл название — мог узнать фильм, если его крутили по ТВ, но не знал, что это именно Параджанов. Однако разделение на главы, красные буквы, визуальный ряд, операторские решения — все это в памяти отложилось. Красивая история любви украинских Ромео и Джульетты. Позже искал информацию об этом кино; узнал, что снимала Киностудия им. Довженко, просматривал списки их проектов и наконец нашел, как фильм называется и кто автор. Кажется, в 2006 году заказал себе CD-диск и пересмотрел кино от начала до конца. Не так давно показывал эту картину оператору нашего будущего проекта — изображение в фильме Параджанова и сейчас меняет наше восприятие.

«Сад» Мартина Шулика

Словацкий фильм «Сад» Мартина Шулика — замечательное кино, в котором в то же время нет ни конфликта, ни антагонистов. Когда-то общался с преподавателями сценарного мастерства — все, как один, утверждают, что захватывающей истории без конфликта просто не бывает. На этот случай у меня и припасен фильм «Сад». И в нашей картине «Песня лета» у нас тоже конфликта нет, я опирался именно на этот показательный словацкий пример. Это другое кино, не такое схематичное, где есть главный герой и антагонист, и вот они решают некую проблему. Большинство фильмов работают по этой схеме, а после просмотра ленты «Сад» понимаешь: эмпирическое кино тоже имеет право на жизнь и может сработать.

«Туринская лошадь» Белы Тарра

Два года назад я познакомился с удивительной картиной «Туринская лошадь» Белы Тарра. Это не фильм-впечатление, это фильм-событие с уникальной стилистикой. Первая сцена длится минут пять-семь, в ней просто идет лошадь. Нас с оператором это так поразило, что мы потом нашли фильм о фильме на польском языке, где были редкие кадры и воспоминания съемочной группы о том, как снималось это кино. Это, как мне кажется, тот случай, когда картинка, визуал влияют на историю, а не наоборот.

Marvel, «Аватар» и Джим Керри

«Лемони Сникет: 33 несчастья»

Среди моих любимых актеров — Джим Керри. На мой взгляд, одна из его лучших ролей — фильм «Лемони Сникет: 33 несчастья» Брэда Силберлинга. Понимаю, возможно, это кино несколько выбивается на фоне упомянутого. Но это кино ценно прежде всего хорошо рассказанной историей. Меня очень прельщают миры «Аватара» Кэмерона, как и вселенная Marvel. Но то, что делают, например, дель Торо и Силберлинг, — это совершенно другой уровень. В нашем будущем проекте «Песни лета» мы тоже придумали свой собственный мир: там будет целый народ со своей особой культурой и языком. Мне интересно сделать что-то в этом направлении.


Интервью: Тимур Алиев

Фото: пресс-служба компании «МВК»

Говорящие камни, пальцы-сосиски и разные версии себя: нашумевший фильм-калейдоскоп теперь в подписке
В главных ролях:Мишель Йео, Джейми Ли Кёртис, Ке Хюи Куан
Режиссер:Дэн Кван, Дэниэл Шайнерт
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

Силовая опера: как устроен сериал «Мажор» и кто его герои
Смотрите на Кинопоиске

Силовая опера: как устроен сериал «Мажор» и кто его герои

Вчера1
Почему «Оби-Вану Кеноби» вредит фан-сервис
В предыдущих сериях

ПодкастПочему «Оби-Вану Кеноби» вредит фан-сервис

Вчера1
Почему «Всё везде и сразу» — главный фильм года (пока)

ВидеоПочему «Всё везде и сразу» — главный фильм года (пока)

28 июня12
«Род мужской». Как хоррор Алекса Гарленда разоблачает токсичную маскулинность
Крупным планом

Подкаст«Род мужской». Как хоррор Алекса Гарленда разоблачает токсичную маскулинность

27 июня6

Главное сегодня

Сериалы

Род донской: криминальные сказки русского юга в сериале «ЮЗЗЗ»

Вчера1
Род донской: криминальные сказки русского юга в сериале «ЮЗЗЗ»
Почему сиквел «Доктора Стрэнджа» не удался
Мнение

Почему сиквел «Доктора Стрэнджа» не удался

28 июня40
Силовая опера: как устроен сериал «Мажор» и кто его герои
Смотрите на Кинопоиске

Силовая опера: как устроен сериал «Мажор» и кто его герои

Вчера1
Что происходит в прокате: рекорды «Одной» в России и «Топ Гана» в мире
Сборы

Что происходит в прокате: рекорды «Одной» в России и «Топ Гана» в мире

28 июня6
Федор Бондарчук и Валерий Тодоровский снимут сериал для Кинопоиска и Wink. Сценарий написала Паулина Андреева
Индустрия

Федор Бондарчук и Валерий Тодоровский снимут сериал для Кинопоиска и Wink. Сценарий написала Паулина Андреева

Вчера
Почему «Оби-Вану Кеноби» вредит фан-сервис
В предыдущих сериях

ПодкастПочему «Оби-Вану Кеноби» вредит фан-сервис

Вчера1
Почему «Всё везде и сразу» — главный фильм года (пока)

ВидеоПочему «Всё везде и сразу» — главный фильм года (пока)

28 июня12
Комментарии
Кинопоиск не хочет становиться площадкой для противостояний, поэтому комментарии к большинству материалов остаются закрытыми. Просим вас отнестись к этому с пониманием.