«Пост Мортем»: фильм о том, как интересно пляшут зомби

28 апреля в российский прокат выходит эксцентрический хоррор «Пост Мортем», в котором фотограф и десятилетняя девочка борются с воскресшими мертвецами в идеальной венгерской деревне. Рассказываем, как им это удается и почему режиссер Петер Бергенди сделал своих зомби не только ходячими, но еще и пляшущими.

Василий Степанов

Кинокритик, главный редактор журнала «Сеанс»

1919 год. Чудом выживший в мясорубке Первой мировой немецкий ветеран Томас решает превратить смерть в источник постоянного дохода. Его работа — гримировать и фотографировать на венгерских ярмарках мертвецов. Клиенты — те, кто хочет оставить вещественное воспоминание о дорогом покойнике. В спросе недостатка нет, так как распиленная на части Трианонским договором Венгрия завалена трупами: после войны в мире бушует эпидемия испанки. Получив очередной оптовый заказ на фотосъемку от смутно знакомой девчушки по имени Анна, Томас выдвигается на телеге в село, где, по словам девочки, «много мертвых». Как выясняется позже, не все мертвецы так уж мертвы.

Деревенька, в которую приглашает фотомастера девочка, образцово-показательная — чистенькая, беленая, с уютной церковью и полным набором этнографического инвентаря в интерьерах. Снимали фильм в популярнейшем этнографическом музее под открытым небом — венгерском «Скансене» рядом с Будапештом. Пожалуй, именно этим, а вовсе не мрачной цветокоррекцией, и объясняется то неотступное, скорбное чувство потустороннего, которым пропитан каждый кадр «Пост Мортем». Время остановилось, жизнь если и была здесь когда-то, то лишилась всякого движения. Трудно было бы найти антураж, более подходящий для истории, в которой главный герой методично вытаскивает из сарая трупы поселян (хоронить их местные не успевают), усаживает их в специальное кресло и, закрепив головы на копфгальтере, освещает полученный nature morte адской магниевой вспышкой. Можно было бы вечно смотреть на эти викторианские экзерсисы в духе арт-кино, если бы ответственный за фильм Петер Бергенди не настаивал на том, что снимает мейнстримный хоррор с привычными жанру эффектами. Чем дальше бежит хронометраж, тем большую прыть обнаруживают и фотомодели Томаса: под финал чинная картина сельской элегии превращается то ли в своеобразный зомби-фильм, снятый Бастером Китоном, то ли в клип Майкла Джексона Thriller.

Виктор Клем 

Комичные па покойников отчасти остраняют гробовую интонацию фильма. Всерьез бояться происходящего на экране трудно, тем более что жанровые поиски Бергенди простираются не только в сторону современного танца. К месту приходится и его опыт в триллерах на тему госбезопасности. Удивленные поведением покойных Томас с Анной решаются на расследование, призвав на помощь новейшие изобретения человечества: помимо фотоаппарата, у немца с собой фонограф. Так что «Пост Мортем» вполне можно смотреть и через призму «Фотоувеличения» Антониони или «Разговора» Копполы; фотография и аудиозапись запечатлевают нечто сверх того, что видит и слышит человек. Но абсурд и хаос происходящего никак не поддаются логике измерительных приборов, объяснения феноменов туманны, и зритель вряд ли будет в них вдаваться. Намного увлекательнее погрузиться в фантасмагорию кошмарной беготни по образцовому селу, которое так похоже на кладбище. В конце концов, не зря сюда десятилетиями свозили исторические дома-трупы со всей Венгрии.

«Пост Мортем» — кино не новое. На тематических фестивалях фильм начали катать в 2020-м, а снимался он и того раньше. Задолго до того, как мир поглотила пандемия. Задолго до того, как всё заполнили сводки генштабов. Но новостная лента превратила этот драматургически далекий от совершенства фильм в почти политическое высказывание. Не случайно венгерский оскаровский комитет даже осмелился послать «Пост Мортем» на соискание премии Американской киноакадемии.

Виктор Клем

Трудно не увидеть в авторе его героя, фотографа Томаса, решившего снять обычный хоррор, но вдруг запечатлевшего нечто большее — сам страх настоящего, неутоленные обиды разорванной когда-то на части большой континентальной империи. Она, как и ее мертвецы, никак не хочет свыкнуться с тем, что жизнь продолжается, и навязывает миру смерть, которая буквально пропитывает ландшафт. Тут всё по классике: стихия мертвых, что в японских кайданах, что у Тарковского, прежде всего водная; место, в котором расположилась спятившая деревенька, топкое. Застоишься — и настоящее непременно уйдет в чавкающую под ногами почву Большой Истории.

Новинка в подписке — многосерийная криминальная драма о бывшем полицейском, который теряет память после ДТП
В главных ролях:Александр Устюгов, Карина Андоленко, Дмитрий Ульянов
Режиссер:Денис Карышев
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

«Морбиус»: сосед Человека-паука, который летает, но не радует
Рецензия

«Морбиус»: сосед Человека-паука, который летает, но не радует

19 мая
Претендентом на «Оскар» от России может стать «Сталинград»

Претендентом на «Оскар» от России может стать «Сталинград»

14 сентября 2013
 «Оскар 2013»: Шорт-лист фильмов на иностранном языке

«Оскар 2013»: Шорт-лист фильмов на иностранном языке

21 декабря 2012
Киноакадемия США огласила шорт-лист иностранных фильмов

Киноакадемия США огласила шорт-лист иностранных фильмов

19 января 2012

Главное сегодня

Сериалы

Сериалы июля: «Обитель зла», «Черная птица» и финал сезона «Очень странных дел»

Вчера0
Сериалы июля: «Обитель зла», «Черная птица» и финал сезона «Очень странных дел»
Тому Крузу — 60! Как работает главный исполнитель трюков в Голливуде?
Портрет героя

Тому Крузу — 60! Как работает главный исполнитель трюков в Голливуде?

Вчера7
«Ирма Веп»: веселый сериал о том, как все сходят с ума на съемках сериала
Сериалы

«Ирма Веп»: веселый сериал о том, как все сходят с ума на съемках сериала

Вчера1
Netflix продолжает сокращать сотрудников и вводит рекламу. Что с ним будет дальше?
Индустрия

Netflix продолжает сокращать сотрудников и вводит рекламу. Что с ним будет дальше?

Вчера6
Театр «Гоголь-центр» закрылся. Вспоминаем, что его команда сделала для кино
Индустрия

Театр «Гоголь-центр» закрылся. Вспоминаем, что его команда сделала для кино

Вчера9
8 лучших трейлеров недели: Данила Козловский дружит с умной колонкой, а Сара Джессика Паркер становится ведьмой
Трейлеры

8 лучших трейлеров недели: Данила Козловский дружит с умной колонкой, а Сара Джессика Паркер становится ведьмой

Вчера0
Что смотреть дома: четвертые сезоны «Мажора», «Очень странных дел» и «Мира Дикого Запада»
Выбор редакции

Что смотреть дома: четвертые сезоны «Мажора», «Очень странных дел» и «Мира Дикого Запада»

Вчера0
Комментарии
Кинопоиск не хочет становиться площадкой для противостояний, поэтому комментарии к большинству материалов остаются закрытыми. Просим вас отнестись к этому с пониманием.