Режиссер «CODA: Ребенок глухих родителей» Шан Хейдер: «Слышащие разучились общаться»

Обсудить0

Когда главный приз премии Гильдии продюсеров США достался фильму о взрослении «CODA: Ребенок глухих родителей», у проекта Apple TV+ появились шансы вырвать главный «Оскар» у «Власти пса» и Netflix. За последние пятнадцать лет мнения продюсеров и академиков расходились лишь трижды. Удивительно, что сезон наград для «CODA» растянулся на целых два года: с тех пор как лента стала триумфатором «Сандэнса» в феврале 2021-го, в ее копилку угодили премии Гильдий актеров и сценаристов, две BAFTA и статуэтка «Независимый дух» для лучшего актера второго плана.

Фильм рассказывает о старшекласснице Руби Росси (Эмилия Джонс), которая пытается найти баланс между семейным рыболовным бизнесом и певческими амбициями. Дело в том, что ее глухие родители и старший брат (глухие актеры Трой Коцур, Марли Мэтлин и Дэниэл Дюран) слишком зависят от помощи девушки, избегая общения со слышащим миром, а ее строгий учитель музыки требует полностью посвятить себя учебе.

«CODA: Ребенок глухих родителей» — второй полнометражный фильм сценаристки сериала «Оранжевый — хит сезона» Шан Хейдер. Михаил Моркин поговорил с постановщицей об особенностях работы с глухими актерами, американском жестовом языке и голливудской репрезентации людей с инвалидностью.

Эмилия Джонс

— В основе «CODA» лежит французский фильм «Семейство Белье», и его американский ремейк инициировали не вы, а продюсеры. Чем вас заинтересовала эта история? У вас была какая-то личная связь с миром глухих?

 Когда французские продюсеры обратились ко мне с предложением снять ремейк, то я с опаской отнеслась к этой затее. Нужно иметь веские причины, чтобы переснимать чужое кино. Но меня очень тронула история, которую рассказывал оригинал. Я никогда не видела, чтобы семью глухих изображали на экране. При этом я сразу же поняла, что многие возможности создатели оригинала упустили.

Например?

— Глухих играли слышащие. И жестовый язык был бы представлен гораздо лучше, если бы глухих героев играли глухие актеры. Меня заинтересовала возможность снять еще один фильм с этим же сюжетом, но по-настоящему погрузиться в культуру глухих и аутентично ее показать. Продюсеры не сразу согласились с подходом к кастингу, но я смогла их убедить.

Насколько вам был близок мир героев?

— Я выросла в Бостоне, всего в часе езды от Глостера, где происходит действие фильма. Ребенком я ездила туда каждое лето и знала этот рыбацкий городок очень хорошо. Была в курсе всех проблем, с которыми сталкиваются местные рыбаки, пытающиеся сохранить свой промысел. Так что у меня была личная связь с городом и сообществом.

Эмилия Джонс, Трой Коцур и Марли Мэтлин

В фильме красиво показана коммуникация между героями. Американскому жестовому языку уделено много внимания. Как вы с ним работали?

— Когда я приступила к работе, то сама не понимала, как все будет выглядеть. Я начала изучать амслен, когда взялась за сценарий. Мне важно было понимать, по крайней мере, основы языка. Перевод сценария стал проблемой, потому что я написала текст на английском, а у амслена не существует письменной формы. На помощь пришли две глухие художницы, у которых был опыт работы в театре. В титрах они указаны как мастера по американскому жестовому языку. Александрия Уэйлс помогла мне перевести сценарий, и это был удивительный процесс. Сначала мы прошлись по всему сценарию реплика за репликой. Я объясняла подтекст сцен и мотивацию героев, а Александрия предлагала мне варианты жестов. Иногда мы меняли реплику, иногда — жест. Александрия записывала с собой видеоролики, которые мы затем посылали актерам. А на съемках помогала Энн Томасетти. Плюс, разумеется, актеры предлагали свои жесты. Надо помнить, что у амслена есть региональные варианты — существуют жесты, которые используются только в определенных областях. Так мы подобрали глостерские жесты, которые бы могла использовать местная семья.

Разные глухие люди используют разные жесты. Соответственно, Трой Коцур, Марли Мэтлин и Дэниэл Дюран тоже по-разному говорили, и нам надо было выработать с ними единый акцент, так сказать. Это было словно языковая лаборатория. К началу съемок я выучила амслен достаточно, чтобы объяснять актерам базовые вещи, но на площадке все равно работали переводчики. Многие из них, как и главная героиня, были детьми глухих родителей. Они помогали не только переводом, но и советами. Все-таки «CODA» — это их история и сфера экспертизы.

— Подозреваю, вся эта работа требовала много репетиций?

— Так много я не репетировала никогда. Во-первых, актерам надо было научиться ловить рыбу. На протяжении двух недель Трой, Дэниэл, Эмилия и я выходили в море с глостерскими рыбаками. Актеры научились обращаться с рыболовной сетью, управлять лодкой, разделывать рыбу. К началу съемок мы могли бы снимать документалку о рыболовстве! Мы с оператором Паулой Хьюидобро сразу решили, что язык жестов должен попадать в кадр, потому что глухих в кино снимают на крупных планах, из-за чего не видна выразительность их рук. Нам нужно было найти визуально интересное кадрирование, и репетиции в этом очень помогли.

Эмилия Джонс и Марли Мэтлин

— Что вам показалось наиболее интересным в культуре глухих?

— То, что в ней многое берет начало в языке. Если слышащие люди во время разговора привыкли параллельно сидеть в телефонах, смотреть по сторонам или вообще заниматься своими делами, то глухие действительно подключаются к собеседнику, смотрят ему в глаза и уделяют ему все свое внимание. Мне кажется, это очень человеческая и красивая коммуникация, которой слышащие немного разучились. А еще в языке глухих много юмора и прямоты. Хотя слышащим культура глухих может показаться прямолинейной, потому что язык визуальный и крайне выразительный. Глухие говорят то, что думают. Вообще, в культуре глухих очень много нюансов, я все еще учусь.

— Главный вопрос: где вы нашли Троя Коцура?

— В Лос-Анджелесе есть театр Deaf West Theatre. Во время подготовки к фильму я пыталась погрузиться в сообщество глухих и ходила туда смотреть пьесы. В них глухие актеры играют героев, а слышащие актеры их озвучивают. Получается интересно и для глухих, и для слышащих зрителей. Там я увидела Троя в спектаклях «Дома в зоопарке» и «Наш городок». Он меня сразу же привлек — невероятно харизматичный, смешной, нестандартный. В этих пьесах он сыграл очень разные роли, и я поняла, что это настоящий актер-хамелеон. Он может одинаково убедительно изобразить и профессора-интеллектуала, и работягу-рыбака. На пробах Трой всех поразил. Он выглядел так, будто всю жизнь провел в море. Даже лицо его казалось обветренным. Он трудоголик и все свободное время проводил в Глостере с рыбаками, пытаясь как можно больше узнать о своем герое.

— Трой безумно смешно изображает половое влечение. Вот, кстати, еще одно отличие «CODA»: тут люди среднего возраста демонстрируют свою сексуальность. Это редкость в современном кино, особенно семейном.

Если честно, в этом вопросе меня вдохновили мои собственные родители, которые, вероятно, слишком открыто говорили со мной о своей половой жизни. Они были влюблены друг в друга и не стеснялись своей сексуальности. Мне показалось, это будет свежий взгляд на 50-летних людей. К тому же в кино людей с инвалидностью слишком часто изображают асексуальными, а это попросту неправда. Так что тут два важных для меня момента. Во-первых, мне хотелось показать глухих героев, которые живут половой жизнью и не стесняются этого. Во-вторых, мне хотелось показать неидеальную, но живую и веселую семью.

Марлин Мэтлин в фильме «Дети тишины»

— В кино стало больше репрезентации культуры глухих. Две части «Тихого места», первая глухая супергероиня в «Вечных», «Звук металла», теперь вот ваш фильм. Почему вдруг появился этот тренд?

— Это действительно так. Долгое время Марли Мэтлин была единственной известной глухой актрисой (в 1987-м она получила «Оскар» и «Золотой глобус» за роль в драме «Дети тишины». — Прим. ред.). Сейчас же люди с ходу вспоминают Миллисент Симмондс из «Тихого места» или Лорен Ридлофф из «Вечных». В индустрии появилось гораздо больше глухих актеров и вообще представителей самых разных групп. Например, Алаква Кокс — глухая коренная американка и ампутантка, которая сыграла в сериале Marvel «Соколиный Глаз». В вопросах репрезентации произошел большой скачок, надеюсь на этом все не остановится. Я рада, что глухие актеры получают признание, а Голливуд принялся рассказывать удивительные истории об их сообществе. Долгое время эти истории совсем не замечали.

— В чем причина этого скачка?

— Сначала из движения #MeToo выросло движение Time’s Up, которое заставило по-новому взглянуть на место женщин Голливуде. Прошлым летом после убийства Джорджа Флойда на фоне движение Black Lives Matter общество начало прозревать в отношении расовых проблем. Появился запрос на многообразие, и Голливуд на него ответил, давая зрителям представление о различных группах. Эти перемены все давно ждали. Обычно под разнообразием люди подразумевают расовое, гендерное или сексуальное разнообразие, а люди с инвалидностью шли в конце списка. Хорошо, что о них тоже стали говорить.


Автор: Михаил Моркин

Каскадер защищает своего коня от коллекторов и становится звездой интернета. Комедийный боевик с Джеки Чаном
В главных ролях:Джеки Чан, Лю Хаоцюнь, Го Цилинь, Джеки У
Режиссер:Ларри Ян
Смотрите по подписке

Смотрите также

«CODA: Ребенок глухих родителей». Оскаровский фаворит, который спорит с «Одержимостью»
Рецензии

«CODA: Ребенок глухих родителей». Оскаровский фаворит, который спорит с «Одержимостью»

16 марта 2022
Малкольм МакДауэлл: «Если бы мне сказали, что я буду говорить о „Заводном апельсине“ спустя 50 лет, я бы посмеялся»
Интервью

Малкольм МакДауэлл: «Если бы мне сказали, что я буду говорить о „Заводном апельсине“ спустя 50 лет, я бы посмеялся»

14 марта 2022
«Никто из нас не создан, чтобы жить в изоляции от других людей»: Мэтт Дэймон о фильме «Тихий омут»
Интервью

«Никто из нас не создан, чтобы жить в изоляции от других людей»: Мэтт Дэймон о фильме «Тихий омут»

11 марта 2022
Джозеф Гордон-Левитт: «Наш сериал не только об Uber, но и о недостатках всей системы»
Интервью

Джозеф Гордон-Левитт: «Наш сериал не только об Uber, но и о недостатках всей системы»

26 февраля 20221

Главное сегодня

Как это смотреть

Как смотреть «Человека-паука». Подробный гид по главным фильмам (и некоторым мультфильмам)

8 июня7
Как смотреть «Человека-паука». Подробный гид по главным фильмам (и некоторым мультфильмам)
Что происходит в прокате: «Человек-паук» взлетает в топ, а в России по-прежнему любят Гая Ричи
Сборы

Что происходит в прокате: «Человек-паук» взлетает в топ, а в России по-прежнему любят Гая Ричи

Вчера3
Никита Ефремов теперь «Библиотекарь». Смотрим тизер сериала по книге Михаила Елизарова
Трейлеры

Никита Ефремов теперь «Библиотекарь». Смотрим тизер сериала по книге Михаила Елизарова

Вчера2
Mortal Kombat 1, Alan Wake 2 и дата релиза Spider-Man 2. Что показали на открытии Summer Game Fest
Игры

Mortal Kombat 1, Alan Wake 2 и дата релиза Spider-Man 2. Что показали на открытии Summer Game Fest

8 июня1
Какие фильмы с Каннского фестиваля покажут в России

Какие фильмы с Каннского фестиваля покажут в России

8 июня1
Что почитать в духе Дюма: 7 новых приключенческих романов
Книги

Что почитать в духе Дюма: 7 новых приключенческих романов

Вчера1
Маргарет Куэлли — об уроках Тарантино и БДСМ-ромкоме «Стоп-слово»
Интервью

Маргарет Куэлли — об уроках Тарантино и БДСМ-ромкоме «Стоп-слово»

Вчера1
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации