Малкольм МакДауэлл: «Если бы мне сказали, что я буду говорить о „Заводном апельсине“ спустя 50 лет, я бы посмеялся»

В конце прошлого года «Заводной апельсин» Стэнли Кубрика праздновал 50-летний юбилей — премьера фильма состоялась 19 декабря 1971 года. Он получил четыре номинации на «Оскар» (лучший фильм, режиссер, адаптированный сценарий и монтаж). Не взял ни одной награды, но вмиг стал культовым и до сих пор остается актуальным. К юбилею «Заводного апельсина» мы уже вспоминали, что в этом фильме-шокере до сих пор работает безотказно. Теперь же слово Малкольму МакДауэллу: в начале этого года актер рассказал Кинопоиску о том, как создавался его персонаж и был ли он готов к обрушившейся на него славе.


— Малкольм, вы же помните, как «Заводной апельсин» появился в вашей жизни и как он изменил вашу карьеру?

— С точки зрения гонорара роль в «Заводном апельсине» была полным кошмаром, но, как обычно, я всегда чему-то учусь на каждом из своих фильмов. Моя карьера развивалась стремительно. Я работал с гениальным Линдсеем Андерсоном, он был одним из самых выдающихся режиссеров современности и моим другом. Стэнли Кубрика многие называют гением, и это действительно так. Но Линдсей был гуманистом, в то время как Стэнли был, скорее, сатириком. Не думаю, что он сильно любил людей, и в какой-то степени он им не доверял. Так что Линдсей и Стэнли были полными противоположностями и великими художниками. Я очень люблю те фильмы, на которых работал с Линдсеем: «Если», «О, счастливчик», «Госпиталь „Британия“».

Когда Кубрик увидел «Если», он отложил работу над «Заводным апельсином» — мне об этом лет десять назад рассказала его вдова Кристиана. Тогда фильм был у всех на слуху, и Стэнли посмотрел его вместе с женой дома. И когда я впервые появился на экране, он нажал кнопку «стоп» и попросил заново проиграть эту сцену. В итоге, посмотрев ее четыре раза, Кубрик заявил Кристиане, что нашел Алекса. Я, конечно, об этом не знал, мне просто сообщили, что он хотел бы со мной встретиться. Я в тот момент снимался в другом фильме и во время обеденного перерыва приехал к Стэнли. К счастью, студия находилась неподалеку от его дома. Мы очень мило поговорили, он дал мне книгу и попросил позвонить ему, когда я ее прочту. Прежде чем перезвонить, я прочел роман Энтони Бёрджесса трижды, потому что не понял его с первого раза. Читая второй раз, я уже привык к языку, которым он написан, и пытался представить, как же Стэнли перенесет это на экран. На третий раз я подумал, какая же это крутая роль, и перезвонил. (Смеется.)

Стэнли Кубрик на съемках «Заводного апельсина»

— Каково это — работать с Кубриком?

— Признаюсь, когда Стэнли Кубрик начал монтировать фильм, у нас с ним были разногласия. Мне не все нравилось в том, что он хотел оставить. Но работа с ним на площадке оставила у меня чудесные воспоминания. Мне очень нравилось сниматься у него, я его любил. И если вы видели фильм, то понимаете, что я бы не смог это сыграть, не будь абсолютно уверен в Стэнли. Я тогда был относительно молодым актером, и для меня это был невероятный опыт, хотя и не первая роль в кино. Какой опыт я для себя вынес? Это интересный вопрос. Когда «Заводной апельсин» вышел в прокат, разгорелся жуткий скандал, так как в фильме было очень много насилия, и вся работа, которую я проделал, попала под этот каток. Все, чего от меня ждали, — обсуждение того, насколько брутальным оказался наш фильм. Я в ответ задавал вопрос: как давно мои оппоненты включали новости и видели ли они последний фильм Сэма Пекинпы «Дикая банда» — прекрасный фильм, настоящий балет насилия? Не буду спорить, все это было психологически некомфортно. Энтони Бёрджесс написал блестящий роман, а Стэнли не менее блестяще перенес его на большой экран. Такое нечасто происходит. Как правило, великие романы многое теряют в процессе адаптации для сценария.

Думаю, что фильм до сих пор актуален благодаря именно такому сильному повествованию о пути, который проходит мой герой. Конечно, акценты сместились: сегодня насилие вызывает смех, но думаю, что современной молодежи нравится этот фильм, потому что она считывает не только весь черный юмор, но и политический подтекст. Лучше поздно, чем никогда.

— Вы были готовы к такому успеху?

— Конечно, я и представить себе не мог, что «Заводной апельсин» станет классикой кинематографа. Я знал, что это будет фильм не только для фестивалей, но и для широкой публики. Не забывайте, я ведь работал с настоящим маэстро. Стэнли Кубрик был одним из самых известных режиссеров тех лет, единственным, кому удавалось снимать фильмы одновременно провокационные с художественной точки зрения и успешные в прокате. Кроме него это удалось, пожалуй, только Спилбергу. К тому же Кубрик выступал и как продюсер: сам работал над своими сценариями, но при этом феноменально хорошо разбирался в технических аспектах всего, что касалось линз камер, звука, освещения. Он знал всё! При этом предоставлял актерам полную творческую свободу. Помню, однажды я спросил его, какой он представляет себе одну из сцен. На что он ответил: «Вообще-то, я тебя для этого нанял!» И просто ушел. (Смеется.)

Малкольм МакДауэлл

— Образ вашего героя — уже много лет один из самых популярных костюмов на Хеллоуин, включая шляпу-котелок и подтяжки.

— И не забудьте ресницы.

— Кто и как все это придумал?

— Я рад, что вы задали этот вопрос, потому что у костюма действительно есть своя история. Перед тем как мы начали снимать фильм, я приезжал домой к Стэнли по два или три раза в неделю, иногда мы смотрели кино, и он обычно заказывал на дом цыпленка из китайского ресторана. Однажды мы с ним шли к моей машине, и Стэнли спросил о том, что, на мой взгляд, должен носить мой герой. Я пустился в пространные рассуждения о том, что это должен быть какой-то футуристический стиль. Затем мы стали обсуждать, что есть в моем гардеробе, и выяснилось, что я в основном носил джинсы и футболки, а в машине у меня лежала спортивная форма для игры в крикет. Стэнли попросил, чтобы я ее надел, и мы решили, что Алекс будет выглядеть именно так. Форма для крикета белого цвета — так и появился легендарный белый наряд. А потом я как-то увидел на кассе одного из бутиков витрину с искусственными ресницами и подумал, что Стэнли удивится, увидев целую коробку этих дамских предметов. Когда я привез их ему, Стэнли попросил меня наклеить ресницы, затем снял меня сначала с ресницами только на одном глазу, а потом и на обоих глазах. Признаюсь, это было странное ощущение. На следующий день Стэнли позвонил мне со словами: «Я смотрю на твои фотографии, те, на которых ресницы наклеены только на одном глазу. Смотришь на твое лицо и чувствуешь, что с ним что-то не так, но что именно, понять не можешь». Вот так и родился этот образ.

— А помните, какие фильмы вы смотрели с Кубриком у него дома?

— Мы смотрели «Уловку 22», и Стэнли пришел в ярость, потому что они использовали тему из «Так говорил Заратустра» Штрауса, которая звучала у Кубрика в его фильме «2001 год: Космическая одиссея».

— «Заводной апельсин» во многом пророческий фильм. Что вы думаете об этом спустя полвека после его премьеры?

— Наш фильм действительно предвосхитил очень многое. После премьеры «Заводной апельсин» стал настоящим злободневным социальным явлением своего времени. Возьмите, к примеру, грим, прически, цвета и множество других второстепенных элементов — ту же музыку, названия музыкальных групп. Многие называли «Заводной апельсин» проектом в духе рок-н-ролла, хотя рок-н-ролла в нем не было, это был панк. Меня можно считать дедушкой панк-рока, и это недалеко от истины. Выход нашего фильма положил начало очень многим явлениям в обществе, нам стало подражать колоссальное количество людей. На одном из фестивалей во Франции я познакомился с Жан-Полем Готье, и он признался, что черпал вдохновение в нашем фильме: «Малкольм, я создал целую коллекцию по мотивам „Заводного апельсина“». Не забывайте о тех же Дэвиде Боуи и Мадонне, которые в своих клипах одевались как мой герой. Да, наш фильм действительно оказал сильнейший эффект на социальные явления. Я никак не могу на это повлиять, но я счастлив быть частью этого феномена. Если бы мне тогда сказали, что я буду говорить о «Заводном апельсине» спустя 50 лет, я бы посмеялся.

— Как считаете, по мотивам «Заводного апельсина» можно снять сериал?

— Я удивлен, что никто до сих пор не снял ремейк. Но ведь это один из величайших шедевров Кубрика. Думаю, любому режиссеру было бы невероятно сложно за это взяться. С другой стороны, Спилберг снял ремейк «Вестсайдской истории», а я тоже думал, что ее вряд ли кто-то осмелится переснять.

— И в завершение, может быть, вы знаете о Стэнли Кубрике что-то такое, чего не знает никто?

— Он носил боксеры. (Смеется.) Я шучу! Я не знаю, что он носил. Если серьезно, не многие знают, что у Стэнли было потрясающее чувство юмора — очень специфическое, черный юмор в основном. Но когда он начинал смеяться, то не мог остановиться, словно его кто-то щекотал. Я иногда на площадке замечал боковым зрением, как он чуть ли не глотал свой носовой платок, чтобы его хохот не попал на звуковую дорожку фильма. Однажды я оглянулся и увидел его с носовым платком во рту и со слезами, которые катились по щекам — так он хохотал!


Автор: Юлия Лоло

Фото: Pablo Cuadra / Getty Images, AA Film Archive / Legion-Media

Говорящие камни, пальцы-сосиски и разные версии себя: нашумевший фильм-калейдоскоп теперь в подписке
В главных ролях:Мишель Йео, Джейми Ли Кёртис, Ке Хюи Куан
Режиссер:Дэн Кван, Дэниэл Шайнерт
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

«Мы — потомки викингов!»: Николай Костер-Вальдау о съемках драмы «Борьба со льдом»
Интервью

«Мы — потомки викингов!»: Николай Костер-Вальдау о съемках драмы «Борьба со льдом»

3 марта
Джозеф Гордон-Левитт: «Наш сериал не только об Uber, но и о недостатках всей системы»
Интервью

Джозеф Гордон-Левитт: «Наш сериал не только об Uber, но и о недостатках всей системы»

26 февраля
«Стивен Сигал, избавься от хвостика и похудей малек!»: Лиам Нисон — о конкурентах и любви к дракам
Интервью

«Стивен Сигал, избавься от хвостика и похудей малек!»: Лиам Нисон — о конкурентах и любви к дракам

23 февраля
«Заводной апельсин»: фильм-шокер, который не дает закрыть глаза
Культовое кино

«Заводной апельсин»: фильм-шокер, который не дает закрыть глаза

9 декабря 2021

Главное сегодня

Смотрите на Кинопоиске

Чем запомнится «Нулевой пациент»? Мы выбрали 10 пронзительных моментов

Сегодня
Чем запомнится «Нулевой пациент»? Мы выбрали 10 пронзительных моментов
«Точка кипения»: хроника пикирующего шеф-повара
Рецензия

«Точка кипения»: хроника пикирующего шеф-повара

Сегодня1
Кто вы в «Сейлор Мун»? Важнейший тест по аниме

ТестКто вы в «Сейлор Мун»? Важнейший тест по аниме

Сегодня4
«Род мужской». Как хоррор Алекса Гарленда разоблачает токсичную маскулинность
Крупным планом

Подкаст«Род мужской». Как хоррор Алекса Гарленда разоблачает токсичную маскулинность

Сегодня0
Что мы знаем про фильм «Барби» Греты Гервиг?
Индустрия

Что мы знаем про фильм «Барби» Греты Гервиг?

2 часа назад2
«Создание фильма можно сравнить с беременностью»: призер «Кинотавра» Борис Акопов о своей второй картине

«Создание фильма можно сравнить с беременностью»: призер «Кинотавра» Борис Акопов о своей второй картине

Сегодня, 14:11
«Пацаны», «Дурная кровь», «Асса»: каким кино вдохновлялся режиссер криминальной драмы «Межсезонье» Александр Хант
Интервью

«Пацаны», «Дурная кровь», «Асса»: каким кино вдохновлялся режиссер криминальной драмы «Межсезонье» Александр Хант

25 июня2
Комментарии
Кинопоиск не хочет становиться площадкой для противостояний, поэтому комментарии к большинству материалов остаются закрытыми. Просим вас отнестись к этому с пониманием.