Берлинале-2022: «С любовью и яростью» Клер Дени. Тяжеловесное кино о разрушительной силе любви

Обсудить0

Новый фильм Дени вызвал у критиков неоднозначную реакцию — многие возненавидели его. Мы же считаем, что это не самое комфортное, но определенно мощное кино.

Сара (Жюльет Бинош) и Жан (Венсан Линдон) нежатся в лучах солнца на Лазурном Берегу, за кадром звучит трек Tindersticks «Both sides of the blade» (так фильм и будет называться в прокате в англоязычных странах). Пара вместе уже 10 лет, и за это время их чувства не угасли; они продолжают засыпать в объятиях друг друга, а по утрам встречаются влюбленными взглядами в своей небольшой квартирке (в окне типично открыточный вид на крыши Парижа). Сара работает ведущей на радио RFI, у Жана, который когда-то был профессиональным игроком в регби, с работой не складывается — он отсидел 10 лет и все еще не встал на ноги. Пара ведет размеренную жизнь, Жан по мере сил старается помогать своей старушке-матери (ее играет звезда французской новой волны Бюль Ожье), живущей в пригородном Витри. Бабушка воспитывает сына Жана от прошлого брака, чернокожего подростка Маркуса (Иса Перица). Он оканчивает школу и переживает все обычные для этого возраста проблемы.

Хрупкий баланс семейной жизни нарушает случайно встреченный Сарой на дороге мотоциклист. Это человек из их общего прошлого — Франсуа (Грегуар Колен), бывший любовник Сары и бывший приятель Жана. Франсуа предлагает Жану работу в спортивном агентстве, тот вынужденно соглашается. Сара уверяет Жана, что все будет хорошо, но сама в это не очень верит: ее непреодолимо тянет к Франсуа.

После этого героиню Бинош кидает из стороны в сторону, она, кажется, сама не до конца отдает себе отчет в том, что с ней происходит. Сара вроде бы не хочет разрыва с Жаном, но былые чувства захлестывают ее, и вот она начинает вести двойную жизнь. Этот роман погружает Сару в водоворот лжи, она уже не может мыслить ясно и оттого совершает огромное количество ошибок, о которых будет сожалеть уже потом. Да, Франсуа — ходячий красный флаг, человек, с которым невозможно построить крепкие партнерские отношения. Жан — надежный и верный мужчина, но стабильные отношения с ним не могут дать Саре и малой толики того драйва, что дают ей тайные свидания. Так Сара оказывается перед невозможным выбором, и ее душа разрывается на куски.

На метания и страдания Сары смотреть тяжело, но не только из-за того, как она разрушает свою жизнь. Фильм  Дени — экранизация романа ее давней соратницы Кристин Анго, которая когда-то помогала режиссерке превращать исследование Ролана Барта «Фрагменты речи влюбленного» в нарративный фикшен-фильм «Впусти солнце». История фокусируется не только на любовном треугольнике, но и уходит в сторону непростых отношений Жана с его сыном Маркусом. Дени также добавляет в радиопередачу Сары довольно важные дискуссии о расизме, как раз перекликающиеся с линией Маркуса.

Эта сюжетная линия утяжеляет повествование, делая вроде бы стандартный по хронометражу двухчасовой фильм просто бесконечным. Но для Дени она принципиально важна: по ее собственным словам, невозможно зарыться в любовные отношения и вырезать себя из контекста происходящего в мире; выходя на улицу, влюбленный сталкивается с той же реальностью. Именно благодаря отсутствию даже намека на романтический эскапизм, так свойственный историям любви, «С любовью и яростью» так уместно смотрится в конкурсной программе Берлинале — фестиваля, завязанного на социально-политической повестке.

Обилие тяжеловесных крупных планов нагнетает конфликт и создает удушающую атмосферу. Эмоциональная нагрузка на зрителя тут двойная: Дени не читает морали, не осуждает героев (как, возможно, захотят сделать зрители), а почти под микроскопом исследует их переживания, мотивы и эмоции, дает нам возможность почувствовать себя и на месте запутавшейся Сары, и на месте отчаявшегося Жана, понять мотивы обоих. Эти сложные, многогранные герои могут вызвать у зрителя и отклик, и отторжение, но в любом случае они провоцируют на саморефлексию, заставляют зрителя задавать себе неприятные вопросы (в конце концов, в фильме описана довольно широко распространенная в жизни коллизия). «С любовью и яростью» — фильм-опыт, и не страшно, что для большой части фестивальной прессы этот опыт оказался неприятным. Кино Дени вообще никогда не было куском торта.

Теперь на Кинопоиске: сериал о двух подростках, которые сбегают из детдома и пускаются в опасное путешествие
В главных ролях:Максим Сапрыкин, Валентина Ляпина, Никита Кологривый
Режиссер:Арсений Робак
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

«Капитана Волконогова» показали на «Золотом абрикосе» в Армении. Как фестиваль стал самым интересным в СНГ в 2022-м
Индустрия

«Капитана Волконогова» показали на «Золотом абрикосе» в Армении. Как фестиваль стал самым интересным в СНГ в 2022-м

17 июля3
Во Франции объявили победителей 75-го Каннского фестиваля

Во Франции объявили победителей 75-го Каннского фестиваля

28 мая0
Российские критики выбирают самые интересные фильмы Канн. Зельвенский ждет фильм про Никарагуа!

Российские критики выбирают самые интересные фильмы Канн. Зельвенский ждет фильм про Никарагуа!

17 мая0
Что смотреть дома: «Лестница», «Тихая ночь», «Кэнди»
Выбор редакции

Что смотреть дома: «Лестница», «Тихая ночь», «Кэнди»

6 мая0

Главное сегодня

Сериалы

Приквелы «Игры престолов» и «Властелина колец» станут главными сериалами-конкурентами 2022-го. Мы их сравнили

Сегодня5
Приквелы «Игры престолов» и «Властелина колец» станут главными сериалами-конкурентами 2022-го. Мы их сравнили
«Нет»: вестерн Джордана Пила, который выбивает из седла
Рецензия

«Нет»: вестерн Джордана Пила, который выбивает из седла

Сегодня2
«Закрыть гештальт»: таксист спасает мертвые души. Абсурдная комедия от создателей «Интернов»
Смотрите на Кинопоиске

«Закрыть гештальт»: таксист спасает мертвые души. Абсурдная комедия от создателей «Интернов»

9 августа9
Что смотреть дома: «Закрыть гештальт», продолжение «Засланца из космоса» и матч «Зенит» — ЦСКА
Выбор редакции

Что смотреть дома: «Закрыть гештальт», продолжение «Засланца из космоса» и матч «Зенит» — ЦСКА

Сегодня0
«Экспресс», невероятные истории о Шукшине, почти байопик Янки и другие открытия фестиваля «Окно в Европу»
Фестивали

«Экспресс», невероятные истории о Шукшине, почти байопик Янки и другие открытия фестиваля «Окно в Европу»

Вчера2
Варвара Шмыкова обожает Фрэнсис МакДорманд и «Древо жизни». А что еще? Сейчас расскажем!
Киноблиц

Варвара Шмыкова обожает Фрэнсис МакДорманд и «Древо жизни». А что еще? Сейчас расскажем!

Вчера0
Мажор и его девушки: все связи Игоря Соколовского в одной картинке
Смотрите на Кинопоиске

Мажор и его девушки: все связи Игоря Соколовского в одной картинке

Сегодня9
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации