Берлинале-2022: «С любовью и яростью» Клер Дени. Тяжеловесное кино о разрушительной силе любви

Новый фильм Дени вызвал у критиков неоднозначную реакцию — многие возненавидели его. Мы же считаем, что это не самое комфортное, но определенно мощное кино.

Сара (Жюльет Бинош) и Жан (Венсан Линдон) нежатся в лучах солнца на Лазурном Берегу, за кадром звучит трек Tindersticks «Both sides of the blade» (так фильм и будет называться в прокате в англоязычных странах). Пара вместе уже 10 лет, и за это время их чувства не угасли; они продолжают засыпать в объятиях друг друга, а по утрам встречаются влюбленными взглядами в своей небольшой квартирке (в окне типично открыточный вид на крыши Парижа). Сара работает ведущей на радио RFI, у Жана, который когда-то был профессиональным игроком в регби, с работой не складывается — он отсидел 10 лет и все еще не встал на ноги. Пара ведет размеренную жизнь, Жан по мере сил старается помогать своей старушке-матери (ее играет звезда французской новой волны Бюль Ожье), живущей в пригородном Витри. Бабушка воспитывает сына Жана от прошлого брака, чернокожего подростка Маркуса (Иса Перица). Он оканчивает школу и переживает все обычные для этого возраста проблемы.

Хрупкий баланс семейной жизни нарушает случайно встреченный Сарой на дороге мотоциклист. Это человек из их общего прошлого — Франсуа (Грегуар Колен), бывший любовник Сары и бывший приятель Жана. Франсуа предлагает Жану работу в спортивном агентстве, тот вынужденно соглашается. Сара уверяет Жана, что все будет хорошо, но сама в это не очень верит: ее непреодолимо тянет к Франсуа.

После этого героиню Бинош кидает из стороны в сторону, она, кажется, сама не до конца отдает себе отчет в том, что с ней происходит. Сара вроде бы не хочет разрыва с Жаном, но былые чувства захлестывают ее, и вот она начинает вести двойную жизнь. Этот роман погружает Сару в водоворот лжи, она уже не может мыслить ясно и оттого совершает огромное количество ошибок, о которых будет сожалеть уже потом. Да, Франсуа — ходячий красный флаг, человек, с которым невозможно построить крепкие партнерские отношения. Жан — надежный и верный мужчина, но стабильные отношения с ним не могут дать Саре и малой толики того драйва, что дают ей тайные свидания. Так Сара оказывается перед невозможным выбором, и ее душа разрывается на куски.

На метания и страдания Сары смотреть тяжело, но не только из-за того, как она разрушает свою жизнь. Фильм  Дени — экранизация романа ее давней соратницы Кристин Анго, которая когда-то помогала режиссерке превращать исследование Ролана Барта «Фрагменты речи влюбленного» в нарративный фикшен-фильм «Впусти солнце». История фокусируется не только на любовном треугольнике, но и уходит в сторону непростых отношений Жана с его сыном Маркусом. Дени также добавляет в радиопередачу Сары довольно важные дискуссии о расизме, как раз перекликающиеся с линией Маркуса.

Эта сюжетная линия утяжеляет повествование, делая вроде бы стандартный по хронометражу двухчасовой фильм просто бесконечным. Но для Дени она принципиально важна: по ее собственным словам, невозможно зарыться в любовные отношения и вырезать себя из контекста происходящего в мире; выходя на улицу, влюбленный сталкивается с той же реальностью. Именно благодаря отсутствию даже намека на романтический эскапизм, так свойственный историям любви, «С любовью и яростью» так уместно смотрится в конкурсной программе Берлинале — фестиваля, завязанного на социально-политической повестке.

Обилие тяжеловесных крупных планов нагнетает конфликт и создает удушающую атмосферу. Эмоциональная нагрузка на зрителя тут двойная: Дени не читает морали, не осуждает героев (как, возможно, захотят сделать зрители), а почти под микроскопом исследует их переживания, мотивы и эмоции, дает нам возможность почувствовать себя и на месте запутавшейся Сары, и на месте отчаявшегося Жана, понять мотивы обоих. Эти сложные, многогранные герои могут вызвать у зрителя и отклик, и отторжение, но в любом случае они провоцируют на саморефлексию, заставляют зрителя задавать себе неприятные вопросы (в конце концов, в фильме описана довольно широко распространенная в жизни коллизия). «С любовью и яростью» — фильм-опыт, и не страшно, что для большой части фестивальной прессы этот опыт оказался неприятным. Кино Дени вообще никогда не было куском торта.

Говорящие камни, пальцы-сосиски и разные версии себя: нашумевший фильм-калейдоскоп теперь в подписке
В главных ролях:Мишель Йео, Джейми Ли Кёртис, Ке Хюи Куан
Режиссер:Дэн Кван, Дэниэл Шайнерт
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

Во Франции объявили победителей 75-го Каннского фестиваля

Во Франции объявили победителей 75-го Каннского фестиваля

28 мая
Российские критики выбирают самые интересные фильмы Канн. Зельвенский ждет фильм про Никарагуа!

Российские критики выбирают самые интересные фильмы Канн. Зельвенский ждет фильм про Никарагуа!

17 мая
Что смотреть дома: «Лестница», «Тихая ночь», «Кэнди»
Выбор редакции

Что смотреть дома: «Лестница», «Тихая ночь», «Кэнди»

6 мая
На Берлинале выиграла короткометражка россиянки Анастасии Вебер. Мы с ней поговорили

На Берлинале выиграла короткометражка россиянки Анастасии Вебер. Мы с ней поговорили

21 февраля

Главное сегодня

Смотрите на Кинопоиске

Чем запомнится «Нулевой пациент»? Мы выбрали 10 пронзительных моментов

Сегодня
Чем запомнится «Нулевой пациент»? Мы выбрали 10 пронзительных моментов
«Точка кипения»: хроника пикирующего шеф-повара
Рецензия

«Точка кипения»: хроника пикирующего шеф-повара

Сегодня1
Кто вы в «Сейлор Мун»? Важнейший тест по аниме

ТестКто вы в «Сейлор Мун»? Важнейший тест по аниме

Сегодня4
«Род мужской». Как хоррор Алекса Гарленда разоблачает токсичную маскулинность
Крупным планом

Подкаст«Род мужской». Как хоррор Алекса Гарленда разоблачает токсичную маскулинность

Сегодня0
Что мы знаем про фильм «Барби» Греты Гервиг?
Индустрия

Что мы знаем про фильм «Барби» Греты Гервиг?

2 часа назад2
«Создание фильма можно сравнить с беременностью»: призер «Кинотавра» Борис Акопов о своей второй картине

«Создание фильма можно сравнить с беременностью»: призер «Кинотавра» Борис Акопов о своей второй картине

Сегодня, 14:11
«Пацаны», «Дурная кровь», «Асса»: каким кино вдохновлялся режиссер криминальной драмы «Межсезонье» Александр Хант
Интервью

«Пацаны», «Дурная кровь», «Асса»: каким кино вдохновлялся режиссер криминальной драмы «Межсезонье» Александр Хант

25 июня2
Комментарии
Кинопоиск не хочет становиться площадкой для противостояний, поэтому комментарии к большинству материалов остаются закрытыми. Просим вас отнестись к этому с пониманием.