Netflix начал делать собственные игры. Почему это важно?

Обсудить0

Никогда прежде из кино или сериала не получалась хорошая игра, и наоборот. Тем не менее в ноябре свой игровой сервис запустил Netflix (почти одновременно он выпустил и суперуспешный сериал «Аркейн», снятый по мотивам «League of Legends»). Есть основания полагать, что на этот раз все может получиться, считает Андрей Подшибякин.

Андрей Подшибякин

Журналист, писатель, креативный директор Xsolla

В начале ноября Netflix неожиданно для многих в индустрии запустил свой игровой сервис: в мобильных приложениях платформы появилась небольшая библиотека так называемых казуальных (от слова «casual») игр. Пасьянс, физическая головоломка, пара ретроплатформеров по «Очень странным делам» — все это, честно говоря, ужасно выглядит и немногим лучше играется. Игровым экосистемам Apple и Google, не говоря уже о Steam, беспокоиться не о чем.

Точно так же, наверное, думала в свое время сеть проката DVD Blockbuster.

На протяжении последних нескольких десятилетий игры и кино гонялись друг за другом, как Том и Джерри — с приблизительно таким же успехом. Игры очень хотели быть такими же взрослыми и легитимными, как кинематограф, в процессе чего последовательно выяснилось: прямая мимикрия не работает (см. ранние опыты вроде «Mad Dog McGee», «Phatnatsmagoria» и т. д.), приглашение больших актеров в игры само по себе не работает (см. кошмарный шутер с Брюсом Уиллисом «Apocalypse»), кинодраматургия в играх не работает (коротко говоря, слишком длинный второй акт) — ничего не работает. Вскоре выяснилось, что равняться на кино и не нужно: игры начали зарабатывать больше, а потом стали сами себе кино, как «Death Stranding» и «Red Dead Redemption II». Обратный процесс хорошо задокументирован, и вдаваться в его детали смысла нет: на студиях уже лет тридцать почему-то считают, что новые зрители могут массово прийти в кинозалы из геймерской среды. Для их привлечения снимаются игровые экранизации в диапазоне от очень плохих («Расхитительница гробниц» с Алисией Викандер) до настолько плохих, что смотреть их даже забавно («Супербратья Марио»Бобом Хоскинсом и наркоманскими динозаврами).

«Квантовый разлом», (внутриигровой сериал, 2016)
Игра Quantum Break

С определенного момента игры стали двигаться в сторону сериализованного нарратива — с этим форматом у них гораздо больше общего, чем у классической трехактной структуры широкоэкранного фильма. Под сериал успешно стилизованы «Alan Wake» и «Life is Strange»; дальше всего в этом направлении пошла игра «Quantum Break» 2016 года — она состоит, собственно, из игры и мини-сериала с Шоном Эшмором и Лэнсом Реддиком в главных ролях. По авторской логике игровые миссии нужно чередовать с просмотром серий — сразу скажем, что из этой затеи ничего не вышло. Возможно, дело в том, что сериальная часть «Quantum Break» крайне неуклюже снята и написана как для дневного эфирного телевидения, то есть амбиции студии Remedy были понятны, но эксперимент провалился.

Прямым лицензированием телевизионного премиум-контента производители игр тоже занимаются не первый день и также без особого успеха. Например, в каноне «Клана Сопрано» имеется заслуженно забытая игра «The Sopranos: Road to Respect» 2006 года. Ее главный герой — Джоуи Ларокка, сын невинно убиенного Пусси Бонпенсьеро; по сюжету «Road to Respect» Ларокка пытается вписаться в семейный бизнес, проваливает первое же задание и случайно убивает племянника могущественного капо Анджело Бускетты (действие игры происходит между пятым и шестым сезонами сериала). Нужно сказать, что «Road to Respect» озвучена всеми основными актерами «Сопрано» — от Джеймса Гандольфини до Винсента Пасторе. И да, дядя Пусси несколько раз является герою в виде призрака.

В 2008 году вышла «Lost: Via Domus» — сайдквел первых двух сезонов «Остаться в живых». Сюжетную линию нового персонажа, потерявшегося в джунглях неизвестного пассажира рейса 815, специально для игры написали шоураннеры сериала Дэймон Линделоф и Карлтон Кьюз (так, по крайней мере, говорилось в промоматериалах игры). Игралось все это приблизительно как облегченная версия «Resident Evil», но недолго: «Via Domus» проходится за четыре-пять часов и оставляет после себя ощущение горечи и недоумения, как, собственно, и исходный сериал.

«Peaky Blinders: Mastermind»

Совсем недавняя история — «Peaky Blinders: Mastermind» по мотивам «Острых козырьков». Это головоломка, по механике отдаленно напоминающая классическую игру «Lost Vikings»: пятеро членов банды обладают уникальными умениями, комбинаторике которых посвящено восемь больших уровней. «Mastermind» достаточно дорого сделана и внятно нарисована, но, во-первых, плохо написана (в сравнении с исходным сериалом это ощущается особенно болезненно), а во-вторых, абсолютно ничего бы не потеряла, будучи самостоятельной, а не лицензированной игрой.

У трех упомянутых игр (и еще десятков неупомянутых треш-поделок с сериальными лицензиями) есть общие черты. Во-первых, игровые механики в них, очевидно, натянуты на бренд, или наоборот — это неважно. К тому, что делает сериал сериалом — к его сюжету, героям и драматическому напряжению, — все это не имеет никакого отношения. Во-вторых, эти игры не имеют самостоятельной ценности и выполняют роль сувениров для самых преданных поклонников исходных сериалов, то есть это очень нишевые вещи, непроницаемые для посторонних.

Судя по всему, все вышесказанное прекрасно понимает Netflix. В самом конце ноября стриминговый сервис сообщил о найме сразу нескольких тяжеловесов в свое игровое подразделение. Главным назначением стал Амир Рахими, бывший президент мобильного игрового издательства Scopely. Бэкграунд Рахими важен: он означает, что Netflix не намерен делать большие, так называемые ААА-игры, а со значительной долей вероятности сконцентрируется на масштабном мобильном free-to-play, где Scopely занимает далеко не последнее место. Завсегдатаи игрового твиттера могут по этому поводу расстраиваться сколько угодно, но с точки зрения игр как бизнеса это абсолютно логичное решение. Netflix является обладателем эксклюзивных прав на десятки известных во всем мире сериалов в диапазоне от «Игры в кальмара» до «Короны», зрителей у всего этого намного больше, чем у «Остаться в живых», «Клана Сопрано» и «Острых козырьков» вместе взятых. Монетизация глобального культурного явления гарантированно принесет больше, чем монетизация нишевого произведения. Кроме того, ААА-разработка — дело очень дорогое и небыстрое; с мобильными играми в этом смысле попроще. Игру по сериалу имеет смысл выпускать, пока сериал на пике, а не через годы после того, как все посмотрели последний сезон.

«Одни из нас» (сериал)

Открытым остается вопрос: как же все-таки быть со взаимодействием и развитием персонажей, сюжетными поворотами, клиффхэнгерами и другими причинами, по которым мы тратим сотни часов своей жизни на сериалы? Ответ на него состоит из нескольких частей. Во-первых, скорее всего, не в этот раз. Но Netflix, возможно, проложит дорогу более осмысленным играм с сериальными лицензиями, как проложил дорогу глобальному доминированию стриминговых сервисов и их контента. Во-вторых, если честно, с клиффхэнгерами и персонажами игры уже прекрасно справляются самостоятельно, без помощи громких телевизионных лицензий (см., например, «The Last of Us: Part II», по мотивам которой, напомним, HBO сейчас как раз снимает сериал).

В свое время сеть видеопрокатов Blockbuster не поверила в перспективы интернет-видео, а конкурирующая сеть Netflix поверила. Сегодня ни HBO, ни, как ни странно, Disney+, ни тем более второстепенные стриминги вроде Peacock и Paramount+ не верят в игры, не понимают их и не хотят с ними связываться. Netflix в игры верит и, кажется, готовится в очередной раз изменить ландшафт индустрии развлечений.

Обычный Парень меняет ход игры: экшен-комедия с Райаном Рейнольдсом и Тайкой Вайтити теперь в подписке
В главных ролях:Райан Рейнольдс, Джоди Комер, Лил Рел Ховери
Режиссер:Шон Леви
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

Почему Кантемир Балагов — идеальный режиссер для «The Last of Us» (и как вообще экранизировать видеоигры)
Крупным планом

ПодкастПочему Кантемир Балагов — идеальный режиссер для «The Last of Us» (и как вообще экранизировать видеоигры)

22 января 202139
На Netflix стартовал сериал «Зов ада». А что интересного, кроме него и «Игры в кальмара», сняли в Корее в этом году?
Сериалы

На Netflix стартовал сериал «Зов ада». А что интересного, кроме него и «Игры в кальмара», сняли в Корее в этом году?

19 ноября 20219
От Кристофера Нолана до Кантемира Балагова. Кто должен экранизировать культовые видеоигры

От Кристофера Нолана до Кантемира Балагова. Кто должен экранизировать культовые видеоигры

15 декабря 202081
15 ожидаемых корейских сериалов года
Сериалы

15 ожидаемых корейских сериалов года

13 января12

Главное сегодня

Онлайн-кинотеатр

Как создавали мир «Этерны»

Сегодня6
Как создавали мир «Этерны»
Какие сериалы мы ждем в 2022 году
В предыдущих сериях

ПодкастКакие сериалы мы ждем в 2022 году

Сегодня2
За что мы ценим сериал «Засланец из космоса»
Сериалы

За что мы ценим сериал «Засланец из космоса»

Сегодня5
Почему «Лакричная пицца» не то, чем она кажется
Мнение

Почему «Лакричная пицца» не то, чем она кажется

Сегодня15
Что посмотреть дома? Советуют Сергей Горошко, Оксана Карас и Александр Невский

Что посмотреть дома? Советуют Сергей Горошко, Оксана Карас и Александр Невский

Вчера14
Что происходит в прокате: в Америке любят «Крик», в России — британских суперагентов
Сборы

Что происходит в прокате: в Америке любят «Крик», в России — британских суперагентов

Вчера5
Netflix отчитался за 2021 год и раскрыл планы на 2022-й. Самое важное

Netflix отчитался за 2021 год и раскрыл планы на 2022-й. Самое важное

Вчера8
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт