«Актеры, трансформируйтесь!»: как снимали сексуальные сцены в «Беспринципных»

Обсудить0

Журналистка, певица, драматург, автор секс-колонок в GQ, актриса, блогер и представительница других творческих профессий Сююмбике Давлет-Кильдеева летом побывала на съемочной площадке нового сезона «Беспринципных» — комедии про обаятельных прохиндеев с Патриарших, которые выпивают в здешних ресторанах, лгут, ищут духовное преображение, любят и изменяют друг другу. Ей как раз предстояло подглядеть за последним и рассказать, как проходят съемки эротических сцен в российском кино.

Москва. Июль, 2021 года. Ужасная жара. Я безработная журналистка, снимающая квартиру на Патриарших. В отсутствие отношений с олигархом выплата аренды становится такой же невыносимой, как температура воздуха. Поэтому я радуюсь, когда поступает деловое предложение, сформулированное следующим образом: «Привет! А ты не хочешь сегодня вечером сходить на эротическое суаре и написать репортаж?» Отказаться невозможно, тем более, как выясняется, идти недалеко, буквально через дорогу.

Оказывается, что меня приглашают на съемки второго сезона сериала «Беспринципные» — шаловливой комедии по сценарию Александра Цыпкина о жизни на Патриках, «отдельной страны внутри столицы», как их называют создатели проекта. Будучи жительницей района, сразу замечу, что сериал отличается от реальности: на Бронных, в Козихинском и прочих здешних переулках никто не занимается сексом так часто и много, как показано на экране. Либо же от меня это тщательно скрывают.

Может, это такое общее социокультурное искажение, но секса в искусстве всегда будто больше, чем в жизни. Чехов писал Суворину в 1891 году, что в столице, «выражаясь по-московски, тараканятся на каждом диване», и с этой формулировкой связана еще одна проблема отражения интимностей в русской словесности. Считается, из-за того, что сексуальная революция обрушилась на нас сильно позже, чем на западный мир, в России язык для разговоров о сексе все еще не придуман, многие темы до конца не растабуированы, поэтому в российском кино любовные сцены порой выглядят неуклюже. «Беспринципные», мне кажется, симпатичная попытка это исправить, добавляющая эротическим сюжетам здоровый юмор.

В сюжете, съемки которого мне предстоит увидеть, герои Максима Виторгана и Ингеборги Дапкунайте (Костик и Ира соответственно) идут на кинки-пати в старинном особняке, чтобы разнообразить увядшую в супружестве сексуальную жизнь. Кинки-пати — такие вечеринки, где, помимо обычных составляющих праздника, допускаются и приветствуются поцелуи и ласки вплоть до занятий сексом с другими участниками мероприятия. Как правило, организаторы таких вечеринок тщательно продумывают место и дресс-код для создания соответствующей атмосферы. Упаси вас, называть это групповым сексом, все выглядит куда изящнее, чем на VHS-кассетах, и, слава богу, это пока не запрещено законом. Моя задача — изучить съемочный процесс и рассказать миру, как он происходит.

Максим Виторган и Ингеборга Дапкунайте

Его организация начинается с документа: мне присылают КПП — календарно-постановочный план, в котором указаны даты, локации, номера сцен, кто из актеров задействован, какой нужен реквизит. Время расписано по минутам: во сколько актеров начинают одевать, во сколько накладывают грим, во сколько они выходят. Отдельной графой в табличке обозначена массовка. Итак, сегодня меня ждут «модели с суши, официантка с экстази, пара с поводком, пара шибари, девушка, обнаженная в блестках, и водитель „майбаха“». Шибари — такая японская техника связывания, как утверждает «Википедия», имеющая эстетический и эротический подтекст. «Майбах» — автомобиль, в котором не западло стоять в пробках на Патриках. А экстази — таблетки, вызывающие сексуальную эмпатию, которые как раз запрещены законодательством РФ. Тут подчеркну: на съемках, разумеется, в ходу реквизит.

Подхожу к особняку Смирнова на Тверском бульваре: в этом шехтелевском шедевре часто устраивают иммерсивные спектакли, маскарады с тем самым кинки-флером и съемки фильмов. То, что сейчас происходят именно они, понятно по веренице вагончиков и аппаратуры, которая загораживает пеструю толпу. Перед входом курят женщины и мужчины в латексе, на ком-то венецианские маски; девушкам в платьях из сетки и мужчине в кожаных трусах не холодно — на дворе пылкий июль.

В особняке под витражными окнами симметрично друг к другу сидят Дапкунайте и Виторган в ожидании выхода, чтобы сниматься в проходе по лестнице. Стулья складные. На Ингеборге черное вечернее платье, на Максиме — смокинг; оба в уютных тапочках. Проблема с обувью, кажется, касается всех: мимо меня пролетает вопрос актрисы массовки, которая ищет пластырь на пятку — туфли ужасно натирают. К тому же внутри еще жарче, чем на улице: после каждого дубля открывают дверь, чтобы впустить свежего воздуха. В гардеробе разместился плейбэк — экран, на котором команда режиссера Романа Прыгунова («Магомаев», «Духless») отсматривает материал, пока сам он работает на площадке. Отсюда же гримеры следят, чтобы ни у кого не стерлась помада, не размазались стрелки и не разлохматилась прическа. В перерывах всех тщательно опудривают: камера не любит блеска, а он при такой жаре неизбежен.

Съемки сцены появления Иры и Костика на вечеринке, которая в фильме займет секунд двадцать, идут несколько часов; мизансцена отсылает к знаменитой ритуальной оргии из фильма «С широко закрытыми глазами». На втором этаже в романской гостиной с огромной старинной люстрой выкладывают рельсы для операторской тележки — долли, — чья конструкция похожа на детскую железную дорогу для взрослых. Репетируют номер танцоры — на входе не без восторга говорили, что это настоящие стриптизеры. В греческом зале на стульях скучает полуголая массовка, разложены БДСМ-аксессуары, в том числе наклейки на соски.

Ближе к полуночи, когда рельсы достроены, переходят к съемкам центрального эпизода. В гостиной с баром к потолку подвешен гигантский осветительный прибор, который выглядит как голубой шар. Если в сцене на лестнице изображалась некая прелюдия, а исполнители были еще более или менее в одежде (чулки, кожаное белье), то здесь раздается команда: «Актеры, трансформируйтесь!» Директор массовки просит подопечных снять весь реквизит по максимуму. Тем не менее абсолютно голых людей нет, за исключением девушки, чье тело покрыто блестками. Она готовится к следующей сцене в соседней комнате, где также монтируют веревки для связывания, раскладывают суши и по логике сюжета происходит что-то самое интимное. В условиях съемочного процесса ее нагота не вызывает ни у кого ни малейшего интереса.

На второй этаж выходит Максим Виторган в смокинге, осматривает толпу в стрингах и наклейках на сосках, через которую по КПП они с Ингеборгой должны пройти в следующий зал, и риторически вопрошает: «Почему я один в штатском?» Я стою за операторами, чтобы не попасть в кадр, и вижу, как один из них снимает на телефон актрис, стоящих к нам спиной. Кто-то шутит, что сегодня «в инстаграме будет парад голых поп». Сдерживаюсь от того, чтобы тоже втихаря не снять обстановку: деревянная барная стойка, приглушенный красный цвет, темнокожие танцоры в юбках изображают танец страсти. На площадке раздается команда: «Больше эротики! Очень вялые повороты! Разбудите в себе чувство прекрасного. Прекратите издавать эти странные звуки, пожалуйста!» Проход Костика и Иры снимают долго — я сдаюсь на третьем часу. Глубокую ночь наконец остужает проливной дождь; в палатке кинокухни на всякий случай объедаюсь курабье, рассматривая это как аванс за работу, но чувствую какую-то недосказанность: секс-то не показали.

Проходит месяц, в течение которого «Беспринципные» беспощадно врываются в мою жизнь. Ночью пытаюсь устроить романтическую прогулку возле пруда в многообещающей темноте: у воды выставлен прожектор, освещающий пространство чуть ли не до Красной площади — идут съемки сериала. В другой день иду на завтрак в кафе, оно закрыто весь день, перед ним выстроились знакомые вагончики. Кстати, в сериале, когда герои сидят в Pinch за одним столом, вокруг больше никого нет. Во всамделишном «Пинче» можно сесть, только если еще четыре человека сядут тебе на голову.

Для продолжения репортажа выбираем в КПП сцены, в синопсисе которых сказано «Предсексие» и «Трахаются. Она кричит „Тамаз“». Снимают Славика, то есть Павла Деревянко, который развлекается с близняшками Аней и Таней (Александра и Наталья Парьевы). Ради этого приходится выехать за пределы Патриарших, что для местного жителя стресс. Слава богу, локация — пятизвездочный отель, так что обойдется без пугающих встреч с реальностью.

Здесь в номере собралось больше двадцати человек, в коридоре — столько же. На полуобнаженных артисток снова обращают мало внимания. Операторы показывают друг другу таймлапсы, снятые из окон: и правда, очень красиво, солнце встает над Замоскворечьем. Помреж смотрит на меня и спрашивает: «Вы фокусник?» Приходится его расстроить: «Нет, я журналистка, пишу репортаж». Выясняю, что фокус-пуллер, для скорости именуемый «фокусником», не имеет никакого отношения к цирку: это специально обученный человек, который крутит кольца объектива у камеры. По этому же принципу «хлопушка» — человек, который хлопает инструментом-нумератором, чтобы отснятый материал было потом удобно монтировать.

Павел Деревянко и Анна Небо

Начинают снимать «предсексие», предварительно раздав Деревянко и «Ане» с «Таней» телесные трусы. Оказывается, когда нам кажется, что актеры в кадре голые, на съемках они часто выступают в незаметном белье. Прыгунов командует: «Костюм, взбивайте!» — так для скорости обращаются к художникам по костюмам, которые начинают мять простыни и одеяла, чтобы изобразить последствия постельной возни. Режиссер кричит: «Принесите прыскалку на Пашу!» По сценарию Славик выходит из душа; грим опрыскивает водой Деревянко для эффекта мокрого всего. Наконец, специалист-«хлопушка» делает «хлоп» — и двадцать человек за камерами прижимаются друг к другу чуть ли не плотнее актеров на кровати, чтобы случайно не попасть в кадр. Удивительно, когда видишь ту же сцену на экране — интимный разговор двух полуголых людей в отеле, — трудно предположить, сколько народу в этот момент стоят в метре от них и держат наготове пудру, помаду, тональник и прыскалку. А еще камеры, микрофоны и прочую аппаратуру — вот уж магия кино. Мне удается застать «предсексие» и «послесексие»: съемки того, что происходит между, происходят очень нескоро, так что само «сексие», как в жизни, снова от меня ускользает. Возможно, это такая карма, так что остается только ждать выхода серии.

По телевизору нам показывают идеальные тела и синхронные оргазмы; сам процесс обычно далек от реальности в количестве, качестве и скорости. Полагаю, настоящий секс Славика с двумя сестрами выглядел бы скомканнее и прозаичнее, но принес бы участникам куда больше радости. Выяснить мне удалось лишь то, что за созданием контента, который мы так любим потреблять, стоит огромная работа. Для актеров и команды эротические сцены — жуткий напряг и вызов, и если кто-то думает, что съемки разнузданной оргии, — это тоже в некотором смысле оргия, то мне придется вас разубедить. Съемки — это в первую очередь отточенный менеджмент, организация огромного количества людей и профессионализм разных цехов. Возможно, вокабуляр для секса нуждается в развитии, но как при этом играет и переливается великий и могучий русский язык во всем, что связано с кино, меня поразили все эти «фокусники», «хлопушки» и плейбэки. Вероятный вывод из моего опыта в том, что с кино в России дела обстоят лучше, чем с собственно сексом. Хорошая это новость или плохая, пусть обсуждают в ресторанах и гостиных на Патриках.

Автор: Сююмбике Давлет-Кильдеева

Фото: Саша Остров для Кинопоиска (сцена с Павлом Деревянко)

Обычный Парень меняет ход игры: экшен-комедия с Райаном Рейнольдсом и Тайкой Вайтити теперь в подписке
В главных ролях:Райан Рейнольдс, Джоди Комер, Лил Рел Ховери
Режиссер:Шон Леви
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

«Беспринципные» и «Великая»: комедии о проблемах элиты
Смотри у меня

Подкаст«Беспринципные» и «Великая»: комедии о проблемах элиты

19 ноября 20214
Как делают трупы в кино? А оторванные руки? Рассказывают художники, гримеры и реквизиторы
Сериалы

Как делают трупы в кино? А оторванные руки? Рассказывают художники, гримеры и реквизиторы

21 июля 20219
«Майор Гром»: Как снимают первый российский кинокомикс

«Майор Гром»: Как снимают первый российский кинокомикс

2 февраля 202065
Полная история гламура в отечественном кино

Полная история гламура в отечественном кино

17 ноября 202110

Главное сегодня

Онлайн-кинотеатр

Как создавали мир «Этерны»

Сегодня2
Как создавали мир «Этерны»
Какие сериалы мы ждем в 2022 году
В предыдущих сериях

ПодкастКакие сериалы мы ждем в 2022 году

Сегодня0
За что мы ценим сериал «Засланец из космоса»
Сериалы

За что мы ценим сериал «Засланец из космоса»

Сегодня5
Почему «Лакричная пицца» не то, чем она кажется
Мнение

Почему «Лакричная пицца» не то, чем она кажется

Сегодня15
Что посмотреть дома? Советуют Сергей Горошко, Оксана Карас и Александр Невский

Что посмотреть дома? Советуют Сергей Горошко, Оксана Карас и Александр Невский

Вчера14
Что происходит в прокате: в Америке любят «Крик», в России — британских суперагентов
Сборы

Что происходит в прокате: в Америке любят «Крик», в России — британских суперагентов

Вчера5
Netflix отчитался за 2021 год и раскрыл планы на 2022-й. Самое важное

Netflix отчитался за 2021 год и раскрыл планы на 2022-й. Самое важное

Вчера8
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт