«Подельники»: Юра Борисов в гостях у сказки

Обсудить0

Ольга Белик посмотрела еще один конкурсный фильм «Кинотавра» и рассказывает, почему это не мрачное кино о российской безысходности, несмотря на то что двигатель сюжета — жизнь по понятиям.

В трескучий мороз среди пушистых елей и сугробов, по заснеженной дороге пробирается стылый «пазик». В нем вместе с местными из города едут супруги Петя и Настя (Юра Борисов и Лиза Янковская). Биатлонист Петя возвращается в родную деревню работать физруком в школе, а Настя будет писать кандидатскую по биологии. От лютого мороза пассажиры буквально застывают, но жизнь врывается в «пазик» вместе с Витей Людоедом (невообразимый Павел Деревянко). Витя, как говорит про него сосед Саня, — местная достопримечательность: шутник и балагур, рыбак с синичкой за пазухой и Тайгой, верной собакой-спутницей. А еще он живет по понятиям и держит в страхе всю деревню. «Ты свой ход жизни выбрал, а я свой — воровской, вольный», — говорит он позже Сане за попойкой. Так что, когда Саня называет Витю козлом, это кровь. Людоед убивает друга. Тело Сани вытаскивают на улицу, покрывают голову косынкой, а глаза — монетами, и вся деревня знает, что так Людоед подает знак: он в своем праве, он не виноват, не мог иначе.

Юра Борисов и Лиза Янковская

Маленький сын Сани, Илья (дебютант Ярослав Могильников), тоже не может иначе. Он раздавлен не только горем, но и жаждой мести, которую от него все ждут. Илья сначала бросает в окно Людоеда камень, а потом крадет спортивную винтовку биатлониста. Обнаружив это, Петя предлагает сделку: он до весны учит Илью стрелять в яблочко, а месть будет после этого. Физрук, конечно, надеется Илью отвлечь и увлечь спортом. И пока подельники заняты тренировками, Витя Людоед потихоньку приглядывается к оставшейся без присмотра Насте.

«Подельники» — игровой дебют режиссера-документалиста Евгения Григорьева («Про рок»), основанный на истории из его жизни: кого-то действительно убили за слово «козел». Но это не фильм про ужасы уголовщины. Воровской ход — лишь краска, топливо для сюжета и смысла фильма. Так же как и в конкурсной «Общаге» Романа Васьянова, речь здесь идет о микромодели мира, замкнутого на себе пространства, где реальное сталкивается с мифологическим, а люди живут по своим законам и верят в то, что, «когда беда и страшно, что-то великое совершается в нашей стране» и что «чем хуже, тем лучше». Петя, как местный, их понимает, смиряется сразу и объясняет шокированной Насте порядки: «Тут никто никогда никому ничего не скажет. Потому что так лучше всем».

Все это звучит как совершенная безнадега и мрачная хтонь, но на самом деле «Подельники» — невероятно красочное и веселое кино с плотным ритмом и отличным черным юмором. «Живем бедно, но ярко!» — говорит физруку Людоед. И Григорьев смачно рисует эту жизнь, открывая картину небом и созвездиями — сказочными животными, которых видит маленький Илюша. Он — моральный камертон картины: сначала ставит на место физрука, который втолковывает ему про шанс вырваться и попасть в сборную, если повезет («А если не повезет? Буду, как и вы, кататься в жопе мира?»), а потом и вовсе становится для деревни источником освобождения от людоедского гнета и моральным выбором.

Павел Деревянко

Григорьев и его соавтор Нина Беленицкая писали эту историю восемь лет и даже после кастинга что-то меняли в сценарии. На некоторых изменениях настаивал, например, Юра Борисов. Он сделал своего биатлониста человеком жестковатым, но с мягким сердцем; он проходит в родной деревне закалку жизнью и сказкой. Но основная актерская трансформация у Павла Деревянко, сыгравшего с какой-то пугающей животной энергетикой прообраз мифического Шатуна — божественного сына-медведя, который нарушил завет отца и начал убивать. Витя дико танцует на сельском дискаче под ретро «Снегом стать» и затем так же дико, по-медвежьи вступает в схватку с Петей на масленичных гуляньях — таким Деревянко вы еще не видели.

Ради своих «Подельников» Григорьев совершил несколько подвигов. «Мне кажется, что я в игровом дебюте сразу увидел все самое страшное в игровом кино: детей, животных, непрофессиональных артистов и звезд при температуре минус 37. Ну, как бы все, апокалипсис», — смеется он. А еще вместе с профессиональным лингвистом они с Беленицкой придумали собственный язык для картины, на котором говорит местное население (теперь еще и половина съемочной группы). Сначала хотели использовать коми-пермяцкий язык. Но потом поняли, что это неправильно, а зрители могут подумать, будто подобное случается только с коми-пермяками. «А мы просто взяли за основу миф, который существует в этом пространстве. Поэтому пошли к лингвисту и написали выдуманный, „эльфийский“ язык. У него есть синтаксис, тезаурус, более 250 слов, склонения».

Так что «Подельники» больше чем кино про зэков и суровую Россию. Это остроумная попытка осмыслить мифологическое сознание. Это история взросления, причем не только мальчика Ильи, но и других героев. Это и разговор о любви и корнях — режиссер посвятил фильм своему отцу. А еще, конечно, о выборе. «Мы все в жизни пребываем в той или иной отчаянной ситуации много раз, — говорит Григорьев. — И мне было важно разобраться, возможно ли в таком положении находить в себе милосердие. Эта история про то, что нужно простить даже самых заклятых врагов. Это гораздо более продуктивно, чем месть. Из милосердия рождается что-то, из мести — только смерть. В нашем мире, где столько оскорбляющихся фиг знает на что людей, беду совершает тот, кто не способен мыслить другими категориями».

Гриша решает перевоспитать заносчивую мажорку и отправляет ее в 1812 год. В роли Наполеона — Павел Деревянко
В главных ролях:Аглая Тарасова, Милош Бикович, Иван Охлобыстин, Павел Деревянко, Мария Миронова, Александр Самойленко
Режиссер:Клим Шипенко
Смотрите по подписке

Смотрите также

14 марта5
13 марта3
11 марта4
29 февраля18

Главное сегодня

Вчера11
Вчера4
Вчера3
17 марта4
Вчера2
Сегодня2
Вчера4
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации