Советский киноавангард. Что и в каком порядке смотреть

Обсудить0

КиноПоиск продолжает серию видеоэссе об истории отечественного кино. В первом эпизоде мы рассказали о дореволюционном кинематографе. Наш второй выпуск посвящен тому, как советский авангард 1920—1930-х годов изменил кино. В дополнение к видео мы публикуем список из 10 фильмов, с которых можно начать знакомство с этой эпохой в истории кино.

Что такое киноавангард?

Советский киноавангард — течение в искусстве 1920—1930-х годов, которое характеризуется поиском новых средств художественной выразительности и экспериментами с монтажом. Направление было тесно связано с обновлением искусства после революции, а многие его представители занимались в том числе анализом киноязыка. Подробнее о том, что представлял собой советский киноавангард, мы рассказываем в нашем видеоэссе.

Одни фильмы в списке относятся к абсолютной классике, другие значительно менее известны. Но все они демонстрируют главные темы, сюжеты и приемы, которые волновали режиссеров авангарда. А еще то, что кинематограф той эпохи был гораздо более сложным, смелым и разнообразным, чем может показаться на первый взгляд.


Обязательная программа

«Броненосец „Потемкин“»

1925, реж. Сергей Эйзенштейн

Историко-революционный блокбастер о восстании на корабле

Один из главных фильмов советских 1920-х да и всей истории кинематографа. Используя в качестве отправной точки один из эпизодов революции 1905 года — восстание на броненосце «Князь Потемкин-Таврический», — Эйзенштейн сумел снять доходчивую и одновременно многослойную картину о братстве. Зрители «Потемкина» разных стран и эпох обнаруживали в фильме как призыв к борьбе с социальной несправедливостью, так и полную христианских символов аллегорию о сражении с войсками «князя мира сего». Эта новаторская картина, в которой автор активно экспериментирует с монтажом, отказывается от конкретного главного героя и делает своим персонажем многоликую массу. А еще это просто увлекательный фильм, не раз заставляющий зрителя поерзать на стуле (пересмотрите хотя бы сцену разгрома демонстрации на Потемкинской лестнице — страшно же!).

«Мать»

1926, реж. Всеволод Пудовкин

Реалистичная драма о подъеме революционного сознания

Взяв за основу одноименный роман Максима Горького, к тому времени уже обладавший классическим статусом, Пудовкин и сценарист Натан Зархи создают собственное произведение. История про положительных революционеров превращается у них в увлекательную повесть с бунтом против деспотического отца и постепенным прозрением несчастной, забитой женщины. Обе темы окажутся крайне важными для советского кинематографа 1920-х, а «Мать» будет объявлена основополагающей для последующего советского кино картиной. Пудовкин предложил собственную теорию монтажа, противоположную эйзенштейновской: кадры должны не сталкиваться, а выстраиваться в стройное повествование. Но при всей реалистичности «Мать» использует поэтичные метафоры (в финале революция зарифмована с весенним ледоломом) и тонко работает с кадром (эволюция сознательности героини показана с помощью череды выразительных крупных планов).

«Человек с киноаппаратом»

1929, реж. Дзига Вертов

Документальный портрет города и гимн возможностям киноязыка

В отличие от Эйзенштейна или Пудовкина, Вертов полагал, что будущее кинематографа за неигровым кино, ведь реальность гораздо увлекательнее любых, самых фантастических выдумок. Чтобы доказать свою правоту, Вертов и создает «Человека с киноаппаратом» — выставку достижений советской операторской школы (острые ракурсы, комбинированная съемка, ручная камера и съемка в движении). Этот лишенный какого-либо идеологического налета «опыт полного отделения языка кино от языка театра и литературы» показывает, что окружающая нас повседневность, пойманная врасплох умелым кинематографистом, и правда оказывается захватывающим зрелищем. Снимавший в Москве, Киеве и Одессе Вертов воздвигает памятник всей городской цивилизации 1920-х и с помощью монтажа документальных кадров создает новую, существующую только на пленке реальность.

«Земля»

1930, реж. Александр Довженко

Поэтическое кино о коммунизме как природной стихии

Формально Довженко снимает кино про трактор и колхоз, против кулаков и церкви, но «Земля» меньше всего напоминает унылую пропаганду. Коммунизм тут встраивается в почти религиозную систему нового радостного язычества, в котором трактор, самолет, яблоки, груши и полные зерна колосья пшеницы — все это является порождением матери-земли, и убитый комсомолец обязательно воскреснет после осенних дождей, как возрождается оброненное в землю зерно. А предложенная Довженко революционная манера съемки (долгие планы вместо быстро сменяющихся кадров) оказала сильное влияние на развитие советского кино в 1930-е годы.


Скрытые шедевры авангарда

«Бабы рязанские»

1927, реж. Ольга Преображенская, Иван Правов

Социальная драма о насилии в патриархате

Героиня становится жертвой насилия со стороны свекра, рожает ребенка и лишает себя жизни. Ее золовка, изгнанная из семьи, назло всем открывает ясли в брошенном помещичьем доме — как символ новой деревни. Картину ждали массовый успех и недовольство со стороны Эйзенштейна, считавшего все это шагом назад, к дореволюционной мелодраме. «Бабы рязанские» смотрятся актуально и свежо и сейчас, и не только благодаря теме сексуальных домогательств, с болезненной правдивостью снятой женщиной-режиссером. Ольга Преображенская и Иван Правов, снимавшие свою драму на натуре, нашли точный и выразительный язык для изображения деревенской жизни, с обилием общих планов и лирическими кадрами природы. Сцену покоса с вписанными в пейзаж фигурками крестьян можно отнести к наиболее поэтичным моментам советского кинематографа 1920-х. «Бабы рязанские» были важным предшественником «Земли» Довженко.

«Белый орел»

1928, реж. Яков Протазанов

Историческая драма от классика дореволюционного кино

В 1920-е годы Яков Протазанов не только не считался авангардистом, но был прямо противопоставлен авангарду. Один из ведущих режиссеров дореволюционной России, в советские годы он снимал кино, предназначавшееся для «широкой зрительской массы»: народные комедии, мелодрамы о коварных фабрикантах и фантастику о полете на Марс. Что может быть дальше от сложных монтажных эпопей про революцию и Гражданскую войну? Тем не менее сам Протазанов активно пользовался всеми достижениями меняющегося киноязыка, что и продемонстрировал в своем «Белом орле» — фильме с традиционной для авангарда рефлексией о предреволюционном прошлом. В центре сюжета — губернатор, хороший человек, который должен совершить плохой поступок. Ему предстоит силой подавить рабочие демонстрации, чтобы покончить с забастовками. Рассказывая эту историю, Протазанов, с одной стороны, делает ставку на актеров — главные роли в его фильме исполняют премьер МХТ Василий Качалов, театральный режиссер Всеволод Мейерхольд и Анна Стэн, одна из главных советских звезд эпохи. С другой стороны, он использует монтажные приемы, заимствованные у молодого поколения советских режиссеров: включенные в «Белого орла» массовые сцены сделали бы честь фильмам Пудовкина или Довженко.

«Дом на Трубной»

1928, реж. Борис Барнет

Трагикомедия о злоключениях деревенской девушки в городе

Грустноватая комедия о деревенской девушке, которая приехала в город и устроилась прислугой в дом к самодуру-парикмахеру. «Дом на Трубной» — одна из наиболее ярких попыток осмыслить стремительно меняющуюся реальность советских двадцатых средствами кино. Показанное Барнетом общество словно застыло в каком-то промежуточном состоянии между буржуазным прошлым и советской утопией будущего. Здесь еще нанимают домашнюю прислугу и пытаются поддерживать определенный уровень комфорта, но в финале всегда может появиться серьезный и не слишком разговорчивый человек за большим письменным столом, который сообщит, что придется и посидеть. Примечательно, что, комически показывая старое, Барнет не испытывает иллюзий по отношению к новому. Бравурная сцена демонстрации заканчивается тем, что люди поспешно расходятся, а почувствовавшая было единство с обществом героиня остается наедине со своими проблемами.

«Обломок империи»

1929, реж. Фридрих Эрмлер

Новое устройство общества глазами дореволюционного солдата

Фильм Фридриха Эрмлера о человеке, получившем контузию во время Первой мировой войны и пришедшем в себя уже в советское время, в полной мере отразил растерянность жителей дореволюционной России в новом обществе. «Обломок империи» интересен и игрой замечательного мхатовского актера Федора Никитина, и монтажом, и внезапными поэтичными образами. Эпизод возвращения памяти, в котором стук швейной машинки заставляет героя вспомнить пулеметные очереди времен войны, можно отнести к числу наиболее сильных и запоминающихся сцен советского киноавангарда.

«Города и годы»

1930, реж. Евгений Червяков

Историческая драма об интеллигенте в вихре революции

Экранизация одноименного романа Константина Федина. Русский художник приезжает в Германию накануне Первой мировой, находит там любовь и друга, но война и революция все рушат. История про интеллигенцию и революцию в руках Червякова превращается практически в антиэйзенштейновское кино. Там, где у Эйзенштейна пробуждающаяся масса, в «Городах и годах» — толпа. Толпе противостоят отдельные люди, случайно подхваченные потоком истории. В революционном терроре нет ничего, кроме ужаса и безнадеги, а перемалывающие людей исторические личности не слишком отличаются друг от друга. Даже сейчас это кино выглядит крамольно — стоит ли удивляться, что после выхода картина была подвергнута разгромной критике?

«Счастье»

1934, реж. Александр Медведкин

Лубочная история о смене эпох

Один из последних великих немых фильмов, снятых в Советском Союзе. Его автор — Александр Медведкин, участник Гражданской войны, политрук Первой конной, убежденный коммунист. В своем творчестве Медведкин рассказывал о советской власти, но его рассказы часто оказывались слишком точны, а потому недопустимы. Вот и «Счастье», его первый полнометражный фильм, быстро оказался на полке. Фактически фильм распадается на две части. В первой, более яркой, крестьянин Хмырь пытается найти свое счастье в полусказочной дореволюционной России. Изображая его мытарства, Медведкин активно прибегает и к фольклорным образам, и к прямой визуализации народных поговорок вроде «Один с сошкой — семеро с ложкой», и к гэгам в духе «Симпсонов» или «Южного Парка» (о, эти монашки в их прозрачных рясах!).

Вторая часть менее радостна. В ней активно действует злой кулак, главная цель которого — уничтожение всего хорошего, что есть на свете. Сам Хмырь ближе к финалу потеряет свою индивидуальность, чтобы стать обычным советским гражданином 1930-х годов, стыдящимся своего прошлого и посмеивающимся над оборванными голодающими из бывших. В этом финале, который современному зрителю может показаться довольно жестким, чувствуется наступление новой эпохи. Эта эпоха будет с подозрением относиться к прежнему многообразию, но найдет вкус к речам, стройным колоннам военных парадов, имперской архитектуре и постоянному страху перед скрытыми в обществе врагами. Но это уже другая история.


Бонус-треки: звуковой авангард

«Путевка в жизнь»

1931, реж. Николай Экк

Первый звуковой фильм в истории советского кино. Обаятельная история о перевоспитании бывших беспризорников и карманников — с песнями, шутками, драками, «ловкостью рук и никакого мошенничества».

«Гармонь»

1934, реж. Игорь Савченко

Первый советский мюзикл. Комедия о секретаре райкома, бросившем развлекать односельчан ради партийной должности (как выяснится, зря).

Суровый боевик о немногословном инкассаторе: новый фильм Гая Ричи уже онлайн
В главных ролях:Джейсон Стэйтем, Холт Маккэллани, Джош Хартнетт
Режиссер:Гай Ричи
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

Автор «Эпидемии» и «Анны К.» Роман Кантор — о российских проектах на Netflix и охоте на сценаристов
Главный герой

Автор «Эпидемии» и «Анны К.» Роман Кантор — о российских проектах на Netflix и охоте на сценаристов

15 июня30
История российского кино от рождения до революции за 28 минут

ВидеоИстория российского кино от рождения до революции за 28 минут

11 июля 201910
Краткая история кино: 1920-е. Смотрим первые хорроры и антиутопию, без которой не было бы аниме и «Звездных войн»

Краткая история кино: 1920-е. Смотрим первые хорроры и антиутопию, без которой не было бы аниме и «Звездных войн»

11 февраля45
От Эйзенштейна до Спилберга: О монтаже за 22 минуты

ВидеоОт Эйзенштейна до Спилберга: О монтаже за 22 минуты

13 сентября 20187

Главное сегодня

#деньричи: Что мы писали и говорили о «Гневе человеческом», который теперь доступен на КиноПоиск HD

Вчера5
#деньричи: Что мы писали и говорили о «Гневе человеческом», который теперь доступен на КиноПоиск HD
Чем «Гнев человеческий» отличается от французского триллера «Инкассатор», на котором он основан?

Чем «Гнев человеческий» отличается от французского триллера «Инкассатор», на котором он основан?

Вчера9
Что смотреть дома: «Гнев человеческий», «В ритме жизни», «Мейнстрим»
Выбор редакции

Что смотреть дома: «Гнев человеческий», «В ритме жизни», «Мейнстрим»

Вчера1
Фонд кино поддержит 10 фильмов. В их числе — «Кракен», «Воланд» и «Ходжа Насреддин»

Фонд кино поддержит 10 фильмов. В их числе — «Кракен», «Воланд» и «Ходжа Насреддин»

Вчера9
Национальный конкурс Beat Film Festival выиграл док о граффити-художниках Санкт-Петербурга

Национальный конкурс Beat Film Festival выиграл док о граффити-художниках Санкт-Петербурга

Вчера0
Новый сезон «Рика и Морти» выйдет на КиноПоиск HD 21 июня

Новый сезон «Рика и Морти» выйдет на КиноПоиск HD 21 июня

Вчера0
9 лучших трейлеров недели: Николас Кейдж ищет свинью, а Николь Кидман заведует курортом

9 лучших трейлеров недели: Николас Кейдж ищет свинью, а Николь Кидман заведует курортом

Вчера2
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт