«Оскар-21»: Привет, стриминг, пока, «Довод». Как этот год изменил приоритеты Киноакадемии

Обсудить0

О главных сюрпризах, разочарованиях и вероятных победителях премии этого странного года рассказывает Андрей Карташов.

На 93-м «Оскаре» многое необычно, как и везде в последний год. Кинотеатры в Америке весь год были закрыты, и, чтобы набрать приличное количество потенциальных номинантов, Киноакадемия временно разрешила участвовать в гонке фильмам, выпущенным онлайн. Отчетный период, который обычно ограничивается календарным годом, продлили на два месяца ради тех съемочных групп, чью работу задержала пандемия. Соответственно, на два месяца отодвинули и саму церемонию: она пройдет 25 апреля, но точный формат, учитывая обстоятельства, пока неизвестен.

В общем, все неожиданно, кроме самого списка номинантов. Почти все фавориты на месте, хотя есть пара фильмов, которые неожиданно не отметили. В нескольких номинациях, впрочем, ожидается серьезная борьба. Рассказываем о главных тенденциях, которые выявила в этом году оскаровская гонка, и о ее немногочисленных сюрпризах.

Netflix лидирует, но не доминирует

«Манк»

Крупнейший стриминговый сервис собрал больше всего номинаций еще год назад (24, из них десять — у «Ирландца» Мартина Скорсезе), а в этом году ожидаемо укрепился на позициях лидера. А разве могло быть иначе в год, когда американский прокат почти перестал функционировать! Всего у фильмов Netflix 35 номинаций в 16 категориях, из них десять — у «Манка» Дэвида Финчера. В число претендентов на лучший фильм попал еще «Суд над чикагской семеркой» Аарона Соркина (всего шесть номинаций). В пяти категориях отмечена «Ма Рейни: Мать блюза».

Правда, второе место по числу номинаций (15) заняла студия Disney со всеми своими подразделениями. В их числе и Fox Searchlight, которая прокатывала «Землю кочевников» (главный фаворит всей гонки с общим числом в шесть номинаций).

Amazon Prime совсем ненамного отстает от этого голливудского мейджора: 12 номинаций, половина их них у «Звука металла», выдвинутого в том числе и как лучший фильм.

Впрочем, есть основания подозревать, что и в нынешней ситуации академики продолжают относиться к фильмам для малых экранов со скепсисом. Например, главным сюрпризом среди вчерашних новостей стало отсутствие «Ма Рейни» (Netflix) и «Одной ночи в Майами» (Amazon Prime) в категории «Лучший фильм». Не оказалось там и нового фильма Спайка Ли «Пятеро одной крови» — тоже релиза Netflix, который летом на волне движения Black Lives Matter считали едва ли не главным претендентом на победу. В итоге у фильма Ли всего одна номинация — за лучшую музыку.

Остальные номинанты в основной категории представлены традиционными кинокомпаниями. Кроме «Земли кочевников», это «Отец» с Энтони Хопкинсом (вторая подряд номинация за главную мужскую роль!) — фильм Sony Pictures Classics; «Иуду и черного мессию» выпустила Warner Bros., а «Минари» о корейских иммигрантах — компания A24, лидер независимого кино.

Время женщин

Хлоя Чжао
Эмиральд Феннел

«Оскару» годами пеняли на то, что в списках номинированных — вне специальных актерских категорий и нескольких технических номинаций — обычно одни мужчины. И хотя в недавнее время женщин среди главных творческих кадров стало больше, только изредка им удавалось претендовать на статус лучшего режиссера или оператора. В этом году впервые в истории сразу две режиссерские номинации — у женщин. Их удостоились Эмиральд Феннел за «Девушку, подающую надежды» и Хлоя Чжао за «Кочевников». Достижение Феннел особенно замечательно тем, что это ее режиссерский дебют. Чжао — фаворитка режиссерской категории (она может стать второй женщиной-лауреаткой после Кэтрин Бигелоу), а помимо этого, она лично претендует еще на три «Оскара» — как продюсер за лучший фильм, а также за адаптированный сценарий и монтаж.

Феннел тоже номинировали за сценарий (оригинальный) — знак того, что академики продолжают ценить режиссеров-авторов, реализующих собственный замысел и активно участвующих в работе над фильмом на разных стадиях (вспомним недавнюю победу Альфонсо Куарона в режиссерской и операторской номинациях за «Рому»).

«Оскар» интернешнл

«Минари»

В этом году Киноакадемия может записать себе несколько достижений в области инклюзии. Хлоя Чжао стала первой женщиной азиатского происхождения в режиссерской номинации, также за постановку «Минари» выдвинут этнический кореец Ли Айзек Чун. Благодаря тому же «Минари» артисты азиатского происхождения представлены и в актерских категориях — это Юн Ё-Джон («Лучшая женская роль второго плана») и Стивен Ян за лучшую мужскую роль.

Но главным претендентом на актерский «Оскар» видится покойный Чедвик Боузман. Он сыграл в «Ма Рейни: Мать блюза» и стал седьмым человеком в истории премии, удостоенным посмертной актерской номинации. И может стать третьим посмертно награжденным после Питера Финча («Телесеть») и Хита Леджера («Темный рыцарь»).

В категории «Лучшая мужская роль второго плана» победу вполне может одержать Дэниэл Калуя, сыгравший в «Иуде и черном мессии» активиста «Черных Пантер» Фреда Хэмптона. Кстати, это первый в истории «Оскара» номинант на лучший фильм, спродюсированный только афроамериканцами. В случае его победы статуэтки получат Шака Кинг (он же режиссер «Иуды»), Райан Куглер и Чарльз Д. Кинг.

Неудачники

О крупнейшем разочаровании мы уже писали выше: оно выпало продюсерам «Ма Рейни» и «Одной ночи в Майами», не попавшим в число претендентов на лучший фильм. Режиссерский дебют актрисы Реджины Кинг получил лишь три упоминания: актер Лесли Одом-мл. выдвинут за роль второго плана, он же отмечен за лучшую песню как соавтор музыки и текста, еще одну номинацию получил сценарист Кемп Пауэрс, переработавший собственную пьесу.

Кажется, несколько померкли оскаровские шансы «Суда над чикагской семеркой» Аарона Соркина. В Голливуде его ценят, но по-прежнему как драматурга, а не режиссера. Соркин получил свою номинацию за лучший оригинальный сценарий (и, вероятно, выиграет ее), но остался за пределами режиссерской пятерки. По оскаровской статистике это значит, что и шансов на «Лучший фильм» у «Суда над чикагской семеркой» почти нет. Остается утешаться номинацией Саши Барона Коэна за роль второго плана. Комик сыграл активиста Эбби Хоффмана, а параллельно выпустил «Бората 2» и заработал за него еще одну номинацию — за лучший адаптированный сценарий.

Что удалось «Борату 2», то не удалось «Манку»: при десяти номинациях сценарий картины, написанный покойным отцом режиссера Джеком Финчером, академия не отметила, хотя главный герой сюжета и сам сценарист, а жюри любит кино о коллегах.

А что же «Довод»? После того как Кристофер Нолан осенью не смог перезапустить кинопрокат своим фильмом, вызвавшим смешанные рецензии, «Довод» перестали рассматривать в качестве серьезного претендента на «Оскары». Он получил только две номинации — за работу художника-постановщика и визуальные эффекты.

России нет

«Дорогие товарищи!»

Ни документальная «Гунда» Виктора Косаковского, ни «Дорогие товарищи!» Андрея Кончаловского не вошли в финальный список номинантов, хотя и считались серьезными претендентами. В номинации «Лучший иностранный фильм» безусловным лидером кажется алкодрама «Еще по одной» Томаса Винтерберга, недавно взявшая три приза на «Еврооскарах» (то есть на премии Европейской киноакадемии). О симпатиях академиков говорит то, что Винтерберг неожиданно оказался и в числе номинантов за лучшую режиссуру. «Дорогих товарищей» потеснили и драма «Человек, который продал свою кожу» (первая в истории номинация Туниса), популярнейшая гонконгско-китайская мелодрама про буллинг (!) «Лучшие дни» и румынский «Коллектив» о коррупции в здравоохранении (он же номинирован и в категории «Лучший документальный фильм»). Это, кстати, второй подряд случай (после прошлогодней «Страны меда»), когда неигровое кино имеет шансы на победу в международной номинации.

Смешные истории из жизни очень богатых москвичей. Продолжение комедии по мотивам рассказов Александра Цыпкина
В главных ролях:Павел Деревянко, Максим Виторган, Ингеборга Дапкунайте, Николай Фоменко, Кристина Бабушкина, Аглая Тарасова и др.
Режиссер:Роман Прыгунов
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

Почему «Земля кочевников» достойна «Оскара» за лучший фильм года
Крупным планом

ПодкастПочему «Земля кочевников» достойна «Оскара» за лучший фильм года

15 марта8
Фильм недели: «Земля кочевников» с Фрэнсис МакДорманд. Главный претендент на главный «Оскар»

Фильм недели: «Земля кочевников» с Фрэнсис МакДорманд. Главный претендент на главный «Оскар»

12 сентября 20208
Как «Девушка, подающая надежды» переизобрела жанр rape and revenge

Как «Девушка, подающая надежды» переизобрела жанр rape and revenge

9 марта
Как «Еще по одной» с Мадсом Миккельсеном шутит про алкоголизм и кризис среднего возраста
Крупным планом

ПодкастКак «Еще по одной» с Мадсом Миккельсеном шутит про алкоголизм и кризис среднего возраста

23 ноября 202014

Главное сегодня

Главный герой

«Это моя история и мои корни, за которые я несу ответственность»: Ольга Бодрова — о призе на «Кинотавре», любви во мраке Балабанова и об отце

Сегодня0
«Это моя история и мои корни, за которые я несу ответственность»: Ольга Бодрова — о призе на «Кинотавре», любви во мраке Балабанова и об отце
«Парад удовольствий»: что критики пишут о «Вестсайдской истории» Стивена Спилберга

«Парад удовольствий»: что критики пишут о «Вестсайдской истории» Стивена Спилберга

час назад2
«Власть пса»: что делает новый фильм Джейн Кэмпион одним из главных фаворитов «Оскара»

«Власть пса»: что делает новый фильм Джейн Кэмпион одним из главных фаворитов «Оскара»

Вчера14
«Последняя дуэль» и «Дом Gucci»: почему Ридли Скотт все еще великий режиссер
Крупным планом

Подкаст«Последняя дуэль» и «Дом Gucci»: почему Ридли Скотт все еще великий режиссер

Вчера2
Сериал «Наследники» — лидер по количеству номинаций на премию Critics' Choice Television Awards

Сериал «Наследники» — лидер по количеству номинаций на премию Critics' Choice Television Awards

Вчера1
Почему «Ковбой Бибоп» — культовое аниме
Культовые сериалы

ВидеоПочему «Ковбой Бибоп» — культовое аниме

4 декабря9
Главные фильмы эпохи застоя

Главные фильмы эпохи застоя

4 декабря29
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт