Почему все недовольны «Фрагментами женщины» Корнела Мундруцо?

Обсудить0

7 января на Netflix вышла душераздирающая драма Корнела Мундруцо, осенью участвовавшая в венецианском конкурсе и получившая «Льва» за лучшую женскую роль (мы подробно писали о ней в наших репортажах из Венеции). Отзывы фестивальных критиков о фильме были во многом недоумевающими, а стриминг-премьера только усилила хор многочисленных скептиков, пишущих по-английски. О том, как в первом англоязычном фильме венгерского режиссера столкнулось два культурных кода, рассказывает Василий Степанов.

Титр с названием нового фильма сценаристки Каты Вебер и режиссера Корнела Мундруцо появляется только на 31-й минуте, когда самое страшное уже случилось. Слова «Фрагменты женщины» проступают на фоне затихающих сирен скорой помощи, сразу после снятой одним кадром 20-минутной сцены домашних родов, в которых беспомощный герой Шайа ЛаБафа, строитель Шон, пытается ассистировать акушерке Еве (Молли Паркер), а она должна помочь Марте (Ванесса Кирби). Не прерванная ни единой склейкой съемка родов, обернувшихся трагедией, способна ошарашить любого зрителя: как режиссер театральный, Мундруцо спокойно разводит длиннющие мизансцены.

Почти до самого финала фильма, когда несчастная мать, потерявшая ребенка, и акушерка, превратившаяся в обвиняемую, встретятся в зале суда, не понять, зачем Корнел Мундруцо решил снимать именно так. Но процесс превращает эту мучительную сцену в вещественное доказательство. Зритель Netflix сможет развернуть цифровой поток и проверить показания, которые безутешная Марта дает на суде по делу о погибшем младенце. Монтаж разрушил бы правду, лишил съемку ощущения достоверности.

Это стремление к натурализму считывается и публикой, посмотревшей «Фрагменты женщины» — хоть на Netflix, хоть в фестивальном кинозале. Спустя полчаса после начала, к моменту с появления титров с названием, зритель убежден, что имеет дело с чем-то вроде фильмов Кассаветиса, с гиперреализмом, любыми средствами пытающимся уравнять экранную реальность с настоящей. Но это не так, и цепочка вялых событий, уместившихся в следующие полтора часа, заставляет рецензентов обставлять свои умеренные восторги оговорками. Если это и сinéma vérité, то с досадным оттенком истерики и пафосным символизмом. Особенно тревожат линия с мостом, который никак не достроит муж Шон, и семечко от яблока, которое в финале сажает Марта. Вечные метафоры как будто оскорбляют тонкий вкус.

Шайа ЛаБаф и Ванесса Кирби

Про фильм Мундруцо и Вебер с самого начала было известно, что он во многом основан на их личной трагедии: они тоже потеряли ребенка. Но даже умнейший Ричард Броуди из New Yorker прямым текстом пишет, что интересно было бы посмотреть, как сталкивается медицинская и судебная тематика, узнать, как именно работают над такими делами, что говорят юристы и прочая, прочая. А так, мол, драматическая энергия растрачивается впустую, ведь ни один из важных вопросов, которые невольно ставит сюжет, в фильме толком не обсуждается.

Критики по женской линии, отдавая должное истории, в центре которой тело героини и ее чувства, остались недовольны тем, что Марта столь безропотна и безмолвна перед лицом безжалостной природы. Действительно, говорит и действует здесь в основном импульсивный герой Шайа ЛаБафа. Мундруцо и Вебер дали актеру развернуться в типично театральном режиме. ЛаБаф избыточен и преувеличенно нервозен. Оттягивает на себя внимание и Эллен Бёрстин, сыгравшая железную мать Марты, сумевшую эмигрировать когда-то в Штаты из послевоенной Восточной Европы. Она служит в фильме агентом  рациональности и суровой власти, по сути, совершенно патриархальной: презирающая Шона как неудачника, она всячески препятствует его союзу с дочерью и с той же энергией давит на Марту, принуждая ее к участию в травмирующем женщину процессе над акушеркой.

На фоне этих двоих Марта словно теряет субъектность: она как-то размыта; не героиня, а больше локация, антураж, в котором разыгрывается сюжет деторождения и скорби. Другое дело, насколько удачно и сильно получился у Ванессы Кирби этот молчаливый, сосредоточенный на внутренних переменах образ, за который актриса удостоилась приза в Венеции. В своих интервью Вебер и Мундруцо неизменно хвалят Кирби за ее бесценное умение играть без реплик — просто стоять в кадре.

Ванесса Кирби

Но совсем по-другому видится этот фильм, если посмотреть его не как современный американский фильм про вопросы разной степени актуальности, а как фильм венгерский. В бесконечный ряд семейных историй локального кинематографа «Фрагменты женщины» встраиваются прекрасно и в высшей степени логично.

Венгерское кино никогда не чуралось символизма, и сцена с яблоней, выросшей к финалу из пророщенного в холодильнике семечка, едва ли травмировала бы взгляд зрителю 1960—1970-х. Совмещение высокой метафоричности с исключительной достоверностью было главным достижением ранних фильмов Иштвана Сабо (например, «Отец» и «Фильм о любви») или Кароя Макка («Любовь»). Венгерское кино никогда не боялось театральности и гротеска в изображении того, что мы никогда не сможем увидеть трезвым, отстраненным взором — внутренней, интимной жизни. Оно всегда интересовалось историей — Большой историей и тем, как она коверкает историю малую, историю каждой отдельной семьи и каждого отдельного человека.

Человек в венгерском кино неотделим от рода и страны, и в этом непривычная для американской манеры рассказа особенность «Фрагментов женщины». Точкой для сборки этих фрагментов в полноценного человека становится не сцена в суде, не прощение повитухи, а конфликт с матерью и монолог Эллен Бёрстин, в котором она рассказывает о своем младенчестве и о том, как мать прятала ее в подполе то ли от салашистов, то ли от освободителей — семья Марты, конечно, из Венгрии. От линии бабушки досадно отмахиваются рецензенты, увидевшие в ее неприятии строителя Шона только классовый конфликт. Но без ее личной истории (Марту она, кажется, тоже родила очень поздно и с большим трудом) и без Большой истории страха Мундруцо и Вебер невозможно рассказать о кошмаре, пережитом главной героиней.

Девушка из бедной семьи поступает в богатую школу, чтобы отомстить. Захватывающий сериал в духе «Элиты»
В главных ролях:Рабиа Сойтюрк, Джанер Топчу, Сумейе Айдоган, Мурат Далтабан
Режиссер:Али Балджи
Смотрите по подписке

Смотрите также

Netflix убрал имя Шайа ЛаБафа из оскаровской кампании «Фрагментов женщины» после обвинений в насилии

Netflix убрал имя Шайа ЛаБафа из оскаровской кампании «Фрагментов женщины» после обвинений в насилии

21 декабря 202032
Шайа ЛаБафа уволили из триллера Оливии Уайлд за непристойное поведение. СМИ прочат ему конец карьеры

Шайа ЛаБафа уволили из триллера Оливии Уайлд за непристойное поведение. СМИ прочат ему конец карьеры

25 декабря 202041
Венеция-2020: Джиа Коппола о видеоблогерах, странная скорбь Шайа ЛаБафа и лесбийская любовь на ферме
Фестивали и премии

Венеция-2020: Джиа Коппола о видеоблогерах, странная скорбь Шайа ЛаБафа и лесбийская любовь на ферме

9 сентября 20208
Какими показаны русские герои в кино Рубена Эстлунда? И зачем они нужны в его вселенной?
Мнение

Какими показаны русские герои в кино Рубена Эстлунда? И зачем они нужны в его вселенной?

9 января13

Главное сегодня

Во Франции объявили победителей 76-го Каннского фестиваля

Вчера4
Во Франции объявили победителей 76-го Каннского фестиваля
Звезды на закрытии Каннского фестиваля

Звезды на закрытии Каннского фестиваля

Вчера2
Канны, последние фильмы: триумфатор «Траектория падения», туалеты Вендерса и чудеса Рорвахер

Канны, последние фильмы: триумфатор «Траектория падения», туалеты Вендерса и чудеса Рорвахер

Вчера1
Чем до сих пор интересно «Сверхъестественное» — ностальгический привет из 2000-х
Культовые сериалы

ВидеоЧем до сих пор интересно «Сверхъестественное» — ностальгический привет из 2000-х

Вчера4
А «Джон Уик 5» будет? Чем закончилась четвертая часть и какие планы на франшизу
Индустрия

А «Джон Уик 5» будет? Чем закончилась четвертая часть и какие планы на франшизу

Вчера28
Миядзаки по рублю! Вот путеводитель по студи Ghibli: 10 главных мультфильмов студии, основанной великим японцем
Смотрите на Кинопоиске

Миядзаки по рублю! Вот путеводитель по студи Ghibli: 10 главных мультфильмов студии, основанной великим японцем

Вчера34
«Непосредственно Каха. Другой фильм»: Виктор Шамиров пытается превратить кринж-комедию в большое искусство. Неудачно
Рецензии

«Непосредственно Каха. Другой фильм»: Виктор Шамиров пытается превратить кринж-комедию в большое искусство. Неудачно

26 мая13
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации