Петр Федоров — о фильме «Спутник»: «Мой герой в карантине и заражен адской гадостью»

К выходу космического триллера «Спутник» поговорили с актером о монстрах, рукопожатности в индустрии и любимой маме, которая всегда переживает за сына на экране. И об изоляции, конечно.

«Спутник» Егора Абраменко мы должны были увидеть на большом экране еще 16 апреля, но пандемия внесла свои коррективы, и фильм в итоге вышел онлайн сразу на нескольких цифровых площадках: ivi, Wink и more.tv. В центре событий — космонавт-герой Константин Вешняков. Из двух членов экипажа с орбиты живым вернулся лишь он один. Вешнякова изолируют в загадочной лаборатории, где выясняют, что внутри него притаился инопланетный пассажир. И теперь Вешнякову нужно найти общий язык и с чужим, и со своими. Сыграл его Петр Федоров, о красочных муках которого на площадке мы недавно рассказывали. Через год с небольшим после съемок Федоров, как и все мы, снова заперт в изоляции, но уже по-настоящему. Любовь Егорова связалась с актером и выяснила все о пищевой крови и скафандрах, о жизни в нашей новой реальности и планах на будущее.

Петр Федоров на съемках фильма «Спутник» / Фото: Ксения Угольникова для КиноПоиска

— Премьера «Спутника» онлайн, с одной стороны, катастрофа для проката, с другой — новые возможности. Какие вы тут видите лично для себя перспективы?

— У меня нет ответа, я пока не могу разобраться в том, что происходит. Мне интересно, как откалибруется мир. Предполагаю, что все ненужное уйдет, отлетит вчерашняя перхоть.

— Скажите, чем вас вообще привлек «Спутник»?

— Сценарий понравился, партнеры крутые — Оксана Акиньшина, Федор Бондарчук. Еще идея картины; я увидел в ней возможность поразмышлять на тему выбора, истинной свободы личности и патриархальных семейных ценностей. Но самое главное — режиссер, за которым мы идем. Знакомство с Егором и запустило нашу с ним гравитацию.

— Давайте поговорим об этом выборе и патриархальных ценностях. По сюжету вы играете астронавта, который предпочитает карьеру семье. Что для вас важнее в человеке — его личные качества или его дело? К примеру, вы согласитесь работать с тем, кто бросил своего ребенка или поднимает руку на близких?

— В киноиндустрии, как и везде, важна поддержка окружения в вопросах нравственности. В любом бизнесе главное — заработать денег. На остальное закрывают глаза, и если ты их вдруг открываешь, то лукаво призывают поступиться человечностью: «Старик, это же бизнес!» Но правду не спрячешь. Вот мы сейчас и наблюдаем, как рушатся все эти пирамиды и карточные домики, построенные на Западе всякими Кевинами Спейси и Харви Вайнштейнами.

Петр Федоров и Оксана Акиньшина на съемках фильма «Спутник» / Фото: Ксения Угольникова для КиноПоиска

— Что будет с киноиндустрией, если убрать всех Вайнштейнов и Спейси разом?

— Боюсь, что если мы резко поменяем конституцию нашей нравственности, то не останется ничего — не только киноиндустрии, но и эстрады, политики и других сфер. Во всем мире привыкли так работать, поступаться принципами. Сейчас эту конструкцию начали пересобирать — интересно, что получится. Если все скажут: при отборе в проекты будем руководствоваться не только талантом, но и человеческими характеристиками — я посмеюсь и запишусь в эти ряды. Но кто будет решать, кто хороший человек, достойный работы, а кто — нет? Сначала придется проверить судей.

— Вернемся к «Спутнику». Вешняков — космонавт, Герой Советского Союза. Вы как-то готовились к этой роли? Вообще испытываете трепет перед космонавтами?

— Для меня космонавты — герои, суперлюди, которые всю жизнь посвящают делу. Невероятно их уважаю. При этом они ученые и спортсмены в одном флаконе, это сочетание как-то особенно завораживает.

Оксана Акиньшина, Егор Абраменко и Петр Федоров на съемках фильма «Спутник»

— Сами-то в детстве хотели быть космонавтом?

— Конечно, как и все дети. Мне казалось, что это романтично. Путь в мир космоса и фантастики мне проложил Кир Булычев, потом присоединились Стругацкие. Когда подрос, начал смотреть советское кино, «Гостью из будущего». Мой любимый фильм о космосе — «Кин-дза-дза!». Позже посыпались все эти американские фантастические картины. Вот Ридли Скотт так заряжен космосом, что не останавливается и по сей день. Неровной, правда, походкой идет по Млечному пути, но его «Прометей» мне очень понравился. А продолжение — жуть. Из современных еще зашел фильм Дункана Джонса «Луна 2112».

— Расскажите, как снимались сцены с пришельцем, который выползает из Вешнякова. Как вам вообще мысль, что внутри вас находится что-то живое?

— Хорошо, что живое. (Улыбается.) Внутри человека много чего живого находится — подселенцев, паразитов, бактерий и всяческих ленточных червей, хотя я не только про них, как ты понимаешь. (Смеется.) Если говорить о процессе, то смесь, которой я с радостью блевал, была изобретена нашими талантливыми художниками по гриму. Надо отдать им должное, она довольно вкусная — микс авокадо и пищевой крови со вкусом мяты. Можно еще добавлять энтеросгель — тоже неплохо получается. Гораздо сложнее было пережить съемку в настоящих скафандрах героев СССР. На ней я узнал, что рост космонавта — тоже производственная штука, потому что в капсуле очень мало места. Соответственно, должны быть рост метр шестьдесят и сороковой размер ноги. Мне достался скафандр именно такого размера, и я с моим метром восемьюдесятью с трудом в него залез. Поэтому в герои не гожусь.

«Спутник»

— Ваша мама переживает, когда с вашими персонажами что-то происходит. Как будете готовить ее к просмотру?

— Моя мама — самый благодарный зритель на свете. Если бы все были такими же, как она, тогда актеры были бы миллионерами, а зрители уважительнее относились к кино. Маму я стараюсь оберегать, но сейчас она стала прокачанным зрителем! У нее хорошее чувство юмора, так что, надеюсь, она посмотрит «Спутник» с улыбкой и скажет: «О, как Петровича крючит!» Она ведь и не такое видала.

— Было бы странно не спросить вас про аналогию «Спутника» к «Чужому» Ридли Скотта.

— А что, советский «Чужой» не так плохо звучит! Мы росли на этих фильмах, они в любом случае часть нас. Если есть в этом постмодернизм, почему бы и нет? Но тема «Спутника» все же отличается от «Чужого», хоть их и объединяет мотив страха перед неизвестностью — она всегда пугает людей. Именно из-за нее весь мир сейчас и замер в ожидании ужаса.

«Спутник»

— Это уже ваш третий опыт в фантастике. Что в ней так привлекает?

— Признаю, я слаб до фантастики. Грустно, что мало хороших российских фильмов в этом жанре.

— Почему вам жаль именно фантастику? Так можно сказать про многое в нашем кино.

— Потому что писатели-фантасты всегда были оракулами. Они отталкивались от настоящего в своих рассказах о будущем. И было бы круто уметь их экранизировать. Ну, или снимать свои классные истории, которые на самом деле говорят не о чем-то выдуманном и далеком, а о нас сегодняшних. Это ведь возможность рефлексировать на очень простые и важные жизненные темы.

— Сейчас самая важная тема — коронавирус. И «Спутник» внезапно стал очень актуальным фильмом: ваш герой оказывается в изоляции, как и все мы.

— Да, картина иначе зазвучала на пересечении с реальностью: мой герой в карантине, и он заражен адской гадостью. Тема твари, которая сидит внутри тебя, философская и даже социальная. У каждого просто своя тварь и свои взаимоотношения с ней — кто над кем доминирует и в какой ситуации. Архитектура личности и обстоятельства ее разрушения — вот что мне интересно в этом фильме. Возможно ли под гнетом судьбы все-таки сохранить истинного себя? И чего это будет стоить?

Петр Федоров и Антон Васильев на съемках фильма «Спутник» / Фото: Ксения Угольникова для КиноПоиска

— Как вы справляетесь с новыми условиями нашей жизни? Соблюдаете изоляцию?

— Да, и все мои близкие тоже. Сидят по домам, я подкидываю им коробки с харчами. Стараюсь не поддаваться панике и занимаюсь творчеством.

— Как используете появившееся свободное время?

— Не могу сказать, что времени стало больше, скорее, наоборот. Я ведь занимаюсь тем, что нельзя пощупать — созданием историй и музыки, а значит, мне нужны лишь ноутбук и музыкальные инструменты. Сейчас работаю над фильмом на стыке документального, художественного и музыкального. Готовим выход альбома проекта «Р.А.Й.» — будут техно, энергия и красота.

— Сейчас вы снимаете короткий метр Last Quest, до этого была короткометражка о даркнете, ранее вы продюсировали «Россию 88». То есть вас интересуют современные реалии, в отличие от коллег по цеху. Скажите, почему российские кинематографисты чаще всего делают кино о прошлом, а о настоящем говорят в фантастике или комедии?

— Наверное, потому, что думают, как развеселить народ, что сейчас как раз не помешало бы, ну и заработать на этом побольше денег, что тоже нормально. Просто есть кино, а есть entertainment, и в основном у нас лабают второй вариант. А важно держать баланс. Меня всегда интересуют современные темы типа продажи наркотиков через интернет. Глупо же делать вид, что их не существует. И я против перегибов, тупой развлекаловки с одной стороны и арт-диспансера — с другой. Современное социальное кино не обязательно должно выкачивать гной и выливать его на мостовую. Мы живем в век квинтэссенции, так давайте учиться разговаривать на разных языках, ведь самое интересное всегда на стыке жанров, форматов и искусств.

«Спутник»

— Во время изоляции многие познакомились со своей темной стороной, как и ваш герой в «Спутнике». А вы? Почему вы постоянно выбираете положительных персонажей? Когда уже сыграете отрицательного?

— Я, честно, не помню, когда играл исключительно положительных персонажей. Яковлев из «Дуэлянта» — разве он положительный персонаж? И Вешняков. Он — Герой СССР, но настоящим героем ему еще только предстоит стать. Мы его встречаем, когда он очень хочет выжить, как и каждый из нас в его положении. В начале фильма это мудаковатый испуганный парень, который ерничает и обижает девушку. Думаю, герои современного кино не могут быть на 100% отрицательными или положительными, как это было в 1990-е и 2000-е. Даже комиксные персонажи становятся плоскими, если остаются в одном лагере — злодея или героя. Тот же Бэтмен у Нолана с червоточинкой. Ангел и демон внутри каждого человека.

Петр Федоров на съемках фильма «Спутник» / Фото: Ксения Угольникова для КиноПоиска

— Так и какой же ваш мистер Хайд?

— Я все время в движении, но на самом деле Петр Петрович — это очень-очень-очень ленивый человек. Это и есть моя темная сторона. (Смеется.) Хочется когда-нибудь сыграть вот такого очень ленивого человека на экране. Чтобы герой весь фильм лежал на диванчике, щелкал ништяки и пил пиво. Думаю, у меня получилось бы убедительно. (Улыбается.)

Теперь в подписке: стильный ретрохоррор с неоновыми пабами, цитатами из Поланского и The Kinks в саундтреке
В главных ролях:Аня Тейлор-Джой, Томасин МакКензи, Мэтт Смит
Режиссер:Эдгар Райт
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

Фильм недели: «Спутник» — sci-fi про Чужого в позднем СССР, мечтающий быть чем-то большим

Фильм недели: «Спутник» — sci-fi про Чужого в позднем СССР, мечтающий быть чем-то большим

23 апреля 2020
Между нами тварь: Что мы знаем о триллере «Спутник»

Между нами тварь: Что мы знаем о триллере «Спутник»

20 апреля 2020
«Дуэлянт» в Петербурге: Новый взгляд на XIX век и Петра Федорова

«Дуэлянт» в Петербурге: Новый взгляд на XIX век и Петра Федорова

15 декабря 2015
Как завоевать сердце девушки: Советы Петра Федорова и «Пацанов»

Как завоевать сердце девушки: Советы Петра Федорова и «Пацанов»

9 августа 2014

Главное сегодня

Рецензия

«Варяг»: Роберт Эггерс пытает зрителя мясом с кровью

Вчера
«Варяг»: Роберт Эггерс пытает зрителя мясом с кровью
Канны объявили программу. В основной конкурс снова вошел фильм Кирилла Серебренникова

Канны объявили программу. В основной конкурс снова вошел фильм Кирилла Серебренникова

Вчера
Beat Film Festival объявил программу. Фильмы из нее будут доступны на Кинопоиске

Beat Film Festival объявил программу. Фильмы из нее будут доступны на Кинопоиске

Вчера
Шоковая терапия продолжается! 10 лучших моментов второго сезона сериала «Триггер»
Онлайн-кинотеатр

Шоковая терапия продолжается! 10 лучших моментов второго сезона сериала «Триггер»

Вчера
«Леон». Как сегодня смотреть культовый фильм Люка Бессона
Крупным планом

Подкаст«Леон». Как сегодня смотреть культовый фильм Люка Бессона

Вчера
На Кинопоиске выходит эксклюзивное шоу Василия Уткина. Вот как его смотреть
Блог команды

На Кинопоиске выходит эксклюзивное шоу Василия Уткина. Вот как его смотреть

Вчера
Кинопоиск запускает специальный подкаст о сериале «Нулевой пациент»
Онлайн-кинотеатр

Кинопоиск запускает специальный подкаст о сериале «Нулевой пациент»

Вчера
Комментарии
Сейчас происходят тяжелые для всех события. Кинопоиск не хочет становиться площадкой для какого-либо противостояния, поэтому на время мы закрываем комментарии. Просим вас отнестись к этому с пониманием.