«Ундина» Кристиана Петцольда: «Русалочка» «берлинской школы»

Мэтр немецкого авторского кино переосмысляет миф о Русалочке. О том, как сказочные мотивы фильма сочетаются с историко-архитектурными, рассказывает Василий Корецкий.

Ундина (Паула Бер) — историк-урбанист, работающая в берлинском городском музее. В самом начале фильма ее бросает парень Иоганн (Якоб Маченц). Расстроенная Ундина идет во время обеденного перерыва в кафе рядом с музеем в надежде вдруг встретить там Иоганна, а встречает Кристофа (Франц Роговский), одного из посетителей музея, слушавшего ее лекцию об истории застройки города и немедленно влюбившегося. Сила его страсти такова, что на них тут же падает стоящий в кафе аквариум, и, лежа на мокром полу среди рыб, растений и осколков, Ундина тут же отвечает Кристофу взаимностью.

Стихия воды пришла на помощь Кристофу не случайно: он промышленный водолаз. Но однажды Кристофу зажимает ногу во время подводных работ. 13 минут без кислорода — и он превращается в водоросль с мертвым мозгом. Тогда Ундина приносит в жертву духам воды своего бывшего и навсегда исчезает. На этом внятная история в фильме заканчивается и начинаются сюжетные виражи, насколько неожиданные, настолько и непонятные. Но ясно, что все это про любовь.

В новом фильме, вдохновленном рассказом Ингеборг Бахман «Ундина уходит» (яростным и поэтическим монологом обозленной на мужчин женщины), сказками про ундин и русалок, романтическим представлением о невозможной любви, а также историей немецкой столицы, буквально построенной на воде (не только рядом с рекой, но и на болотах), и сериалом «Вавилон-Берлин», эффектно показывающим метаморфозы города на протяжении десятилетий вообще и труд промышленных водолазов в частности, Кристиан Петцольд возвращается к своим старым темам.

С одной стороны, к сказочным мотивам, вторгающимся в антураж современности. С другой — к всегда занимавшей авторов «берлинской школы» (условная группа режиссеров, учившихся у Харуна Фароки и сотрудничающих с журналом «Револьвер») темой политики повседневности, скрытой в бытовых деталях. Например, в устройстве городской среды и архитектуры.

Эти два плана фильма совсем не пересекаются. Сложные и интересные монологи Ундины, рассказывающей посетителям музея и Кристофу о том, как те или иные политические амбиции и теории повлияли на застройку Берлина (в качестве примера она берет  восстановленный  недавно Городской дворец на Музейном острове — построенный как королевская резиденция, он был сильно поврежден во время Второй мировой и снесен до основания властями ГДР по политическим соображениям;  на много лет его место заняла площадь Республики), существуют сами по себе, а наивная сказочная линия с разборками любовников, погружениями под воду, дивным миром странных растений и гигантских сомов, удивительными исчезновениями, смертями и воскрешениями — сама по себе.

В интервью Петцольд бормочет что-то невразумительное, приплетая к Андерсену и братьям Гримм непременный феминизм: женщины любят мужчин, а мужчины любят только самих себя; Ундина погрузилась в воды, чтобы, цитируем, «спастись от мужских проекций», и все такое. Сказка Андерсена про Русалочку, конечно, требует пересмотра в контексте равноправия (ее героиня, напомним, ради дурацкого принца отказалась от собственной идентичности — хвоста, отрастила ноги ну и сразу же утратила свой чудесный голос), но тут уже все исправила студия Disney. 

Но, если не вдаваться в заумные интерпретации, а просто смотреть и слушать то, что происходит на экране, «Ундина» окажется совсем не плохой. Смотреть, как актер Роговский ведет сварочные работы под водой, а Паула Бер плавает в озере, ухватившись за гигантского сома, очень любопытно. А экскурсы в историю берлинской архитектуры вообще невероятно познавательны. Правда, желание режиссера соединить сухие факты городской истории с темными водами переупакованного в мелодраму немецкого романтизма вызывает оторопь — слишком уж для разных аудиторий существуют два эти текста.

Впрочем, в контексте именно Берлинале это кино кажется более чем уместным, тем более что Петцольд тут очень любим. Это уже его шестая картина в программе фестиваля (пятая в конкурсе), и одна из них, «Барбара», даже принесла ему «Медведя» за режиссуру. Не исключено, что и «Ундина» станет одним из фаворитов жюри.

Говорящие камни, пальцы-сосиски и разные версии себя: нашумевший фильм-калейдоскоп теперь в подписке
В главных ролях:Мишель Йео, Джейми Ли Кёртис, Ке Хюи Куан
Режиссер:Дэн Кван, Дэниэл Шайнерт
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

«Первая корова»: Келли Райхардт сняла выдающийся вестерн о краже молока

«Первая корова»: Келли Райхардт сняла выдающийся вестерн о краже молока

23 февраля 2020
«Соль слез» Филиппа Гарреля: Мелодрама о свободной любви без «Тиндера»

«Соль слез» Филиппа Гарреля: Мелодрама о свободной любви без «Тиндера»

23 февраля 2020
Я сделаю это лучше: 13 кинокритиков, ставших режиссерами

Я сделаю это лучше: 13 кинокритиков, ставших режиссерами

13 июля 2017
Жизнеутверждающий фильм про холокост. В Берлине показали «Уроки фарси» Вадима Перельмана

Жизнеутверждающий фильм про холокост. В Берлине показали «Уроки фарси» Вадима Перельмана

22 февраля 2020

Главное сегодня

Смотрите на Кинопоиске

Чем запомнится «Нулевой пациент»? Мы выбрали 10 пронзительных моментов

Вчера
Чем запомнится «Нулевой пациент»? Мы выбрали 10 пронзительных моментов
На Кинопоиске выйдет комедия «Кибердеревня». Ее снимут Валерий Федорович и Евгений Никишов
Индустрия

На Кинопоиске выйдет комедия «Кибердеревня». Ее снимут Валерий Федорович и Евгений Никишов

Вчера
«Точка кипения»: хроника пикирующего шеф-повара
Рецензия

«Точка кипения»: хроника пикирующего шеф-повара

Вчера1
Кто вы в «Сейлор Мун»? Важнейший тест по аниме

ТестКто вы в «Сейлор Мун»? Важнейший тест по аниме

Вчера11
Что мы знаем про фильм «Барби» Греты Гервиг?
Индустрия

Что мы знаем про фильм «Барби» Греты Гервиг?

Вчера3
«Род мужской». Как хоррор Алекса Гарленда разоблачает токсичную маскулинность
Крупным планом

Подкаст«Род мужской». Как хоррор Алекса Гарленда разоблачает токсичную маскулинность

Вчера0
«Создание фильма можно сравнить с беременностью»: призер «Кинотавра» Борис Акопов о своей второй картине

«Создание фильма можно сравнить с беременностью»: призер «Кинотавра» Борис Акопов о своей второй картине

Вчера
Комментарии
Кинопоиск не хочет становиться площадкой для противостояний, поэтому комментарии к большинству материалов остаются закрытыми. Просим вас отнестись к этому с пониманием.