Почему победа «Паразитов» на «Оскаре» — историческое событие

Обсудить0

«Оскар-2020» удивил всех, отдав четыре статуэтки корейскому фильму, но и не изменил своим старомодным принципам. Объясняем, в чем заключается великая дипломатическая хитрость Американской киноакадемии.

Список всех победителей «Оскара-2020» можно посмотреть здесь.

Главный сюрприз

Начнем с крупного: лучшим фильмом стали «Паразиты» Пон Джун-хо, шести номинациям которых удивлялись, но, конечно, мало кто мог предположить победу картины в главной. Даже самые смелые утописты сходились в том, что при поддержке каннской «Золотой ветви» стать лучшим фильмом не так уж легко, если у тебя субтитры (прежде фильмы на иностранном языке ни разу не побеждали в этой номинации!) и всего 35 миллионов сборов в США. Главной линией индустриального напряжения на этом «Оскаре-2020» вообще была борьба «Ирландца» (то есть выскочек Netflix) и «Джокера» (то есть традиционного кинобизнеса в лице Warner). А идеальной возможностью никого из них не обижать был бы выбор в качестве главного фильма условно британского «1917», идеального киноаттракциона, старомодно-традиционного в своем главном посыле (лишь бы не было войны). Однако еще более перспективным нейтральным кандидатом членам академии показались «Паразиты». Почему?

«1917»

Разгадка, по всей видимости, проста (задним числом все кажется простым): отдав главный приз корейской картине, можно на 100% уберечь себя от упреков в какой-либо консервативности, невнимательности к процессам, происходящим в большом мире, и, в конце концов, дискриминации (тем более что такие претензии к киноакадемии выдвигаются давно, и этот год не стал исключением). «Паразиты» — это жанровая картина, это социально-острая картина, это, в конце концов, не белая картина. Она не утоплена в историю или ностальгию, все это предельно важно. И не стоит пенять на сборы. «Лунный свет», отобравший главную статуэтку у комфортного «Ла-Ла-Ленда» собрал еще меньше.

«Паразиты», которые искупают все

Наградить «Паразитов» четырьмя наградами (пожалуй, с высокой вероятностью можно было предсказать только призы за лучший иностранный фильм и оригинальный сценарий) — это сильно. Не только потому, что такое решение мгновенно превращает «Оскар» в самую главную наднациональную кинопремию, разбирающуюся в искусстве не хуже Каннского фестиваля, но и потому, что помогает распределить остальные призы в сугубо старомодном режиме. Главные призы «Паразитам» обезоружат любого критика, посмевшего прокомментировать вручение «Оскара» Брэду Питту, герой которого, кажется, убил жену и нокаутировал самого Брюса Ли (а сколько было шума по поводу этого выпада Тарантино!), и идеально ответят на любые вопросы по поводу недостаточного расового разнообразия среди номинантов.

Брэд Питт в «Однажды в... Голливуде»

Проблему нехватки в номинациях женщин (из режиссеров полнометражного игрового кино только Грета Гервиг, да и то не за режиссуру, а за адаптированный сценарий «Маленьких женщин») решили другим образом. Да, задачи манифеста 2020/5050, призывавшего добиться гендерного равенства в индустрии к 2020 году, пока далеки от воплощения, но за призами в номинациях «Лучший короткометражный документальный фильм» и «Лучший короткометражный анимационный фильм» на сцену вышли две пары — Кэрон Дусингер и Елена Андрейчева («Научиться кататься на скейтборде в зоне боевых действий (если ты девчонка)»), Мэттью Черри и Карен Руперт Толивер («Любовь к волосам»). Женщин тут 75%.

Похожая ситуация с полнометражным документальным призом. Получив «Оскар», речь произнесла женщина, Джулия Райхерт. Фильм-победитель «Американская фабрика» выпущен Netflix и спродюсирован Бараком и Мишель Обама.

«Американская фабрика»

Академии было бы трудно не поощрить этих дебютантов в киноиндустрии, одновременно утешив Netflix, потесненный почти по всем позициям; стримингу спуска не дают. Десять номинаций и ноль статуэток у «Ирландца» (Скорсезе уморительно хлопал бровями всю церемонию, прикидываясь всесоюзным старостой), пять номинаций и одна премия у «Брачной истории» (и то, кажется, Лора Дерн удостоилась своей награды за лучшую роль второго плана комплектом с почетным «Оскаром» Дэвиду Линчу).

Но не стоит думать, что с «Американской фабрикой» все так просто. Это не только фильм, спродюсированный кем надо, но еще и фильм, сделанный на предельно актуальную тему — об ужасах кросс-культурного капитализма (подробно о «Фабрике» мы писали тут ). Наградить его — это значит признать, что есть проблемы острее неравенства полов, например старое доброе классовое неравенство.

Классика снова в почете

Церемонии в этом году явно не хватало остроты. На сцене Dolby Theatre звучали, может, и фривольные, но вместе с тем безобидные шутки. Хохмить над фильмом «Кошки» — вы серьезно? Царил дух буржуазного комфорта и дорогой безмятежности. Эминем в золотых часах прочитал со сцены Мартину Скорсезе «Lose Yourself» (за 20 лет композиция превратилась в платиновую классику). Тайка Вайтити передал привет автохтонным индейским племенам Калифорнии. Том Хэнкс объявил об открытии музея.

Рене Зеллвегер в роли Джуди Гарлэнд («Джуди»)

Что касается гендерного вопроса, то он, кажется, закрыт. «Все женщины — супергерои», — примирительно улыбаясь, говорили со сцены Бри Ларсон, Сигурни Уивер и Галь Гадот. И в примирение верилось особенно хорошо, пока в номинациях предсказуемо побеждали классики. Лучший полнометражный мультфильм, конечно, сделала Pixar (на «Истории игрушек» выросло уже два поколения), у них этих статуэток уже целый шкаф. Лучшую песню написал Элтон Джон. Лучший оператор — Роджер Дикинс. Лучшая женская роль — Рене Зеллвегер (тут две вечные оскаровские легенды в одном: во-первых, его величество актерское перевоплощение, а во-вторых, ее героиня, Джуди Гарлэнд, все-таки из золотого века).

Роджер Дикинс на съемках «1917»

Избавившийся, кажется, окончательно от фигуры ведущего (микрофон в этом году звезды передавали друг другу по кругу), «Оскар» в этом году спит прекрасным утопическим сном, в котором все интересы учтены и мировая гармония наконец достигнута. Он теперь, кажется, даже с Каннами против Netflix дружит. Поэтому совершенно никакого эффекта не имела острая речь вегана Хоакина Феникса, который, получив приз за роль-предупреждение в «Джокере», решил заговорить о проблемах животноводства и экологии. Тема вроде бы важнейшая, но на этой церемонии поддержать ее было некому. Разве что юная Грета Тунберг мелькнула в подготовленном видео с приветом великому старцу Дэвиду Аттенборо и только. Виктора Косаковского с экологической «Акварелью» в номинанты не пригласили. А он, пожалуй, мог бы рассказать про миллиарды выращиваемых на убой свиней, коров и куриц.

Забавно, но экология в этом году куда больше волновала вроде бы поверхностный «Золотой глобус». Может, просто потому, что и в вопросах идеологии киноакадемия предпочитает классику? Поговорим о постгуманизме после окончательной победы гуманизма.

Чтобы сбежать от реальности, они изобрели свой мир — с колдунами и лесниками. Панк-сказка о легендарной группе
В главных ролях:Константин Плотников, Влад Коноплёв, Даниил Вахрушев, Илья Ловкий, Данила Рассомахин, Валери Зоидова, Дарья Мельникова, Васса Бокова
Режиссер:Рустам Мосафир
Смотрите по подписке

Смотрите также

«Все страхи Бо»: что известно о новом фильме Ари Астера, режиссера «Реинкарнации» и «Солнцестояния»?
Индустрия

«Все страхи Бо»: что известно о новом фильме Ари Астера, режиссера «Реинкарнации» и «Солнцестояния»?

Вчера1
Как сняты фильмы-номинанты на операторский «Оскар». Экспертный разбор

Как сняты фильмы-номинанты на операторский «Оскар». Экспертный разбор

6 февраля 202058
Номинация на Джокера: Как Хоакин Феникс движется к «Оскару»
Портрет героя

Номинация на Джокера: Как Хоакин Феникс движется к «Оскару»

28 октября 201937
Как Хоакин Феникс пришел к «Оскару»
Портрет героя

ВидеоКак Хоакин Феникс пришел к «Оскару»

10 февраля 202031

Главное сегодня

Портрет героя

Говорят женщины: Кинопоиск объясняет, почему все любят Педро Паскаля, а он — свою маму и астрологию

Сегодня8
Говорят женщины: Кинопоиск объясняет, почему все любят Педро Паскаля, а он — свою маму и астрологию
Критики в восторге от нового сезона «Шершней»! Разбираемся почему и вспоминаем, что было в первой части
Сериалы

Критики в восторге от нового сезона «Шершней»! Разбираемся почему и вспоминаем, что было в первой части

Сегодня1
От сериала «Фишер» не оторваться, но почему все время хочется запустить в экран тапком?
Мнение

От сериала «Фишер» не оторваться, но почему все время хочется запустить в экран тапком?

Сегодня4
«Экстраполяции»: вдумчивая постапокалиптика от автора «Заражения»
Сериалы

«Экстраполяции»: вдумчивая постапокалиптика от автора «Заражения»

Сегодня0
Вышел трейлер сериала «Мерзлая земля». Это триллер о маньяке со Светланой Ходченковой
Смотрите на Кинопоиске

Вышел трейлер сериала «Мерзлая земля». Это триллер о маньяке со Светланой Ходченковой

Сегодня, 10:590
Первые впечатления от Diablo 4: злое возвращение классики в новых доспехах
Игры

Первые впечатления от Diablo 4: злое возвращение классики в новых доспехах

Сегодня1
Почему «Покерфейс» — новый «Коломбо», но без полицейского
В предыдущих сериях

ПодкастПочему «Покерфейс» — новый «Коломбо», но без полицейского

Сегодня0
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации