«Оскар-2020» удивил всех, отдав четыре статуэтки корейскому фильму, но и не изменил своим старомодным принципам. Объясняем, в чем заключается великая дипломатическая хитрость Американской киноакадемии.
Список всех победителей «Оскара-2020» можно посмотреть здесь.
Главный сюрприз
«Паразиты», которые искупают все
Проблему нехватки в номинациях женщин (из режиссеров полнометражного игрового кино только Грета Гервиг, да и то не за режиссуру, а за адаптированный сценарий «Маленьких женщин») решили другим образом. Да, задачи манифеста 2020/5050, призывавшего добиться гендерного равенства в индустрии к 2020 году, пока далеки от воплощения, но за призами в номинациях «Лучший короткометражный документальный фильм» и «Лучший короткометражный анимационный фильм» на сцену вышли две пары — Кэрон Дусингер и Елена Андрейчева («Научиться кататься на скейтборде в зоне боевых действий (если ты девчонка)»), Мэттью Черри и Карен Руперт Толивер («Любовь к волосам»). Женщин тут 75%.
Похожая ситуация с полнометражным документальным призом. Получив «Оскар», речь произнесла женщина, Джулия Райхерт. Фильм-победитель «Американская фабрика» выпущен Netflix и спродюсирован Бараком и Мишель Обама.
Академии было бы трудно не поощрить этих дебютантов в киноиндустрии, одновременно утешив Netflix, потесненный почти по всем позициям; стримингу спуска не дают. Десять номинаций и ноль статуэток у «Ирландца» (Скорсезе уморительно хлопал бровями всю церемонию, прикидываясь всесоюзным старостой), пять номинаций и одна премия у «Брачной истории» (и то, кажется, Лора Дерн удостоилась своей награды за лучшую роль второго плана комплектом с почетным «Оскаром» Дэвиду Линчу).
Но не стоит думать, что с «Американской фабрикой» все так просто. Это не только фильм, спродюсированный кем надо, но еще и фильм, сделанный на предельно актуальную тему — об ужасах кросс-культурного капитализма (подробно о «Фабрике» мы писали тут ). Наградить его — это значит признать, что есть проблемы острее неравенства полов, например старое доброе классовое неравенство.
Классика снова в почете
Церемонии в этом году явно не хватало остроты. На сцене Dolby Theatre звучали, может, и фривольные, но вместе с тем безобидные шутки. Хохмить над фильмом «Кошки» — вы серьезно? Царил дух буржуазного комфорта и дорогой безмятежности. Эминем в золотых часах прочитал со сцены Мартину Скорсезе «Lose Yourself» (за 20 лет композиция превратилась в платиновую классику). Тайка Вайтити передал привет автохтонным индейским племенам Калифорнии. Том Хэнкс объявил об открытии музея.
Что касается гендерного вопроса, то он, кажется, закрыт. «Все женщины — супергерои», — примирительно улыбаясь, говорили со сцены Бри Ларсон, Сигурни Уивер и Галь Гадот. И в примирение верилось особенно хорошо, пока в номинациях предсказуемо побеждали классики. Лучший полнометражный мультфильм, конечно, сделала Pixar (на «Истории игрушек» выросло уже два поколения), у них этих статуэток уже целый шкаф. Лучшую песню написал Элтон Джон. Лучший оператор — Роджер Дикинс. Лучшая женская роль — Рене Зеллвегер (тут две вечные оскаровские легенды в одном: во-первых, его величество актерское перевоплощение, а во-вторых, ее героиня, Джуди Гарлэнд, все-таки из золотого века).
Избавившийся, кажется, окончательно от фигуры ведущего (микрофон в этом году звезды передавали друг другу по кругу), «Оскар» в этом году спит прекрасным утопическим сном, в котором все интересы учтены и мировая гармония наконец достигнута. Он теперь, кажется, даже с Каннами против Netflix дружит. Поэтому совершенно никакого эффекта не имела острая речь вегана Хоакина Феникса, который, получив приз за роль-предупреждение в «Джокере», решил заговорить о проблемах животноводства и экологии. Тема вроде бы важнейшая, но на этой церемонии поддержать ее было некому. Разве что юная Грета Тунберг мелькнула в подготовленном видео с приветом великому старцу Дэвиду Аттенборо и только. Виктора Косаковского с экологической «Акварелью» в номинанты не пригласили. А он, пожалуй, мог бы рассказать про миллиарды выращиваемых на убой свиней, коров и куриц.
Забавно, но экология в этом году куда больше волновала вроде бы поверхностный «Золотой глобус». Может, просто потому, что и в вопросах идеологии киноакадемия предпочитает классику? Поговорим о постгуманизме после окончательной победы гуманизма.